|
|||
План семинарского занятия №6. Тема 7: Психология общения. Время: 1,5 часа
План семинарского занятия №6 Тема 7: Психология общения Учебная цель: определить понятие и функции общения; углубить знания обучающихся о сущности процесса межличностного общения; рассмотреть стороны общения; выяснить способы общения. Основные понятия: общение, коммуникация, интеракция, перцепция, вербальное и невербальное общение, язык, коммуникатор, реципиент, совместная деятельность, идентификация, рефлексия, эмпатия, психологическое воздействие, заражение, внушение, суггестия, убеждение. Время: 1,5 часа Вопросы для обсуждения:
Дополнительные вопросы:
Ход проведения: Учитывая, что профессиональная деятельность специалистов предполагает обязательное взаимодействие и общение с гражданами, готовиться к этому семинарскому занятию следует особенно тщательно. Развитые коммуникативные навыки, рефлексия, способность грамотно разрешать конфликтные ситуации, предотвращать барьеры в общении, умение высказывать свои мысли, психологически воздействовать на личность, «читать» ее невербальное поведение являются профессионально важными качествами. Готовясь к вопросу №1, обучающимся необходимо определить понятие «общение» как, осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров; процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых их потребностями в совместной деятельности; взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. В процессе общения можно выделить определенные стороны: • коммуникативную, • интерактивную, • перцептивную. Коммуникативная сторона - к ней относятся вербальные и невербальные способы общения, и заключается она в обмене информацией и ее понимании, чтобы избежать недоразумений. Во время общения участники должны использовать одну и ту же знаковую систему. Особенность передачи информации между людьми заключается в том, что она формируется, уточняется и развивается. В сознании партнера по общению попадает не вся передаваемая информация. В результате исследований установлено: если всю задуманную человеком информацию принять за 100%, то вербализируется ее около 90%, а вслух произносится только 80% . Одновременно другой человек слышит только 70%, а понимает - 60%. В памяти же остается примерно 24% задуманной и высказанной информации. Готовясь к вопросу №2, обучающиеся характеризуют интерактивную сторону общения, как взаимодействие партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. При этом имеют значение мотивы и цели общения каждой стороны. Советы, инструкции, требования, приказы, выраженные в словесной форме и адресованные другому лицу, являются побуждением к действию и регуляторами поведения. Различают следующие виды взаимодействия: кооперацию - действия, повышающие эффективность совместной деятельности и конкуренцию - действия, снижающие ее эффективность. В рамках вышеназванных видов выделяют: • сотрудничество - идеальный пример взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку; • паритет - равные союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде; • соревнование - желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве; • конкуренцию - стремление доминировать над другими, подавлять их; • антагонизм - резкие противоречия между партнерами по общению, когда общение по своему характеру является вынужденным. При подготовке к вопросу 3, обучающимся необходимо учесть, что перцептивная сторона - восприятие одного партнера по общению другим. Включает формирование образа другого человека. Общение как восприятие (перцепция) включает восприятие не только физических особенностей (внешности), но и внутренних характеристик человека, его намерений, способностей, эмоций, установок. На этом основании поступки другого человека объясняются и оцениваются определенным образом, то есть общение как восприятие предполагает понимание другого человека как личности. В процессе понимания другого человека выделяют 2 уровня. На первом происходит осознание целей, мотивов, установок другого человека. Второй уровень характеризуется способностью принять цели, мотивы, установки другого человека как свои собственные. Не все люди способны понять другого человека, на втором уровне через эгоцентризм (от лат. ego - я, centrum - центр) - сосредоточенность индивида на собственных интересах и переживаниях, и, как следствие, неспособности понять другого как отличного, имеющего свою точку зрения, свои особенности. Способы понимания другого человека: • идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - уподобление себя другому человеку, умение поставить себя на его место; • рефлексия (от лат. reflexsio - обращение назад, отражение) - анализ собственного психического состояния, осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Происходит психологический анализ, по поводу которого Л.С. Выготский писал, что личность становится для себя тем, что она представляет из себя для других; • эмпатия (от греческого. empatheia - сопереживание) - способность к постижению эмоционального состояния другого человека, сопереживание его чувствам, как своим собственным. Различают три составляющие эмпатии: эмоциональную, основанную на механизме повторения моторных и аффективных реакций другого человека; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах; прогностическую, которая определяется, как способность человека предсказывать аффектные реакции другого в конкретных ситуациях. Необходимое оборудование и материалы: Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций и видеофильмов». Учебно-методическое обеспечение: Основная литература: 1. Гуревич, П. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 319 c. — 5-238-00905-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71045.html 2. Козловская, Т. Н. Общая психология (сборник практических заданий) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. Н. Козловская, А. А. Кириенко, Е. В. Назаренко. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 344 c. — 978-5-7410-1688-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71294.html Дополнительная литература:
|
|||
|