Перспективный план по ОО «Коммуникация»
Перспективный план по ОО «Коммуникация»
ЧТЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
(2 младшая группа)
Сентябрь
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Повторение стихотворения А. Барто из цикла «Игрушки»
| Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.
| Яркая книжка «Игрушки» А. Барто; игрушки (по числу детей) – зайчики, мячики, мишки, лошадки, козлята, котята.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 15
| Рассказывание русской народной сказки «Репка»
| Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
| Пальчиковый театр по сказке, лист бумаги с нарисованными кружочками, карандаш, книжка с картинками, игрушечная мышка.
| ~ // ~
Стр. 16
| Рассказывание сказки «Колобок»
| Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к
занятиям.
| Книжка с картинками, игрушки по сказке, пальчиковый театр.
| ~ // ~
Стр. 18
| Чтение стихотворений о животных
| Учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.
| Игрушки – петушок, ежик, зайчик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных.
| ~ // ~
Стр. 20
|
Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Русский фольклор:
«Пальчик-мальчик…», «Как у нашего кота…», сказка «Колобок».
Фольклор народов мира:
Песенка «Маленькие феи», англ., обр. С Маршака; сказка «Пых», белорус, обр. Н.Мялика.
Поэзия(произведения поэтов и писателей России) :
К.Бальмонт «Комарики-комарики», З.Александрова «Кролики», «Купанье»
| --------
| | | | | |
Октябрь
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки
| Уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка».
| Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 22
| Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»
| Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.
| Демонстрационный – фланелеграф, рисунки для фланелеграфа с изображением персонажей сказки «Цыпленок».
| ~ // ~
Стр.24
| Заучивание стихотворения «Хнык»
| Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Хнык»; обогатить словарь словом карлик (крошечный, очень меленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме.
| Мягкая кукла, мячик.
| ~ // ~
Стр. 25
| Чтение сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Боголюбской
| Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
| Красочные иллюстрации к сказке.
| --------
|
Нерегламентированная деятельность
| Для заучивания наизусть
| Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
| «Петушок-петушок…»,
|
| Для чтения детям.
Песенки, потешки, заклички
| Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для восприятия фразы.
С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
| Русский фольклор:
«Травка-муравка»; сказка «Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого.
Фольклор народов мира:
Песенка «Вопрос и ответ», англ., обр. С. Маршака, сказка «Храбрец-молодец», болг., пер. Л. Грибовой.
Проза (произведения поэтов и писателей России):
В. Даль «Ворона»; Д.Мамин-Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»; «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
| --------
| | | | | | |
Ноябрь
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Рассказывание русской народной сказки «Теремок»
| Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять в словообразовании
| Лист бумаги, карандаш, круги разного цвета, книга с картинками.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой стр 26
| Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»
| Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать свои впечатления в рисунках и движениях.
| Листья, желтая краска, листы бумаги; кисти.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой стр 28
| Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр»
| Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
| Красочные иллюстрации к сказке.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой стр 29
| Литературный калейдоскоп
| Помочь детям вспомнить стихи и сказки; порадовать малышей, прочитав им любимое произведение.
| Стихотворение «Про Катюшу», Д. Биссет «Лягушка в зеркале», С Маршак «Сказка про глупого мышонка»; фланелеграф с картинками или настольный театр.
| В.В. Гербова
«Приобщение детей к художественной литературе»
Стр.29
|
Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Поэзия (произведения поэтов и писателей России):
А.Блок «Зайчик», С.Городецкий «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
Поэзия (произведения поэтов и писателей разных стран):
Я.Балтвилкс «Стишок с отгадками», пер. с латыш. Д. Цесельчука; А. Босев «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина, «Трое», пер. с брлг. В. Викторова, «Поет Зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой.
| --------
| | | | | | |
Декабрь
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь»
| Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации
| Книжка с красочными иллюстрациями, шапочка для медведя и платочек для Машеньки.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой стр28
| Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
| Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.
| Книжка с яркими иллюстрациями; игрушки – домик, петух, лиса.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
Стр. 42
| Заучивание стихотворения Е, Трутневой «С новым годом!». Рассказывание из личного опыта на тему «Новогодние праздник
| Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.
| Иллюстрации на тему «Новогодний праздник», елочные игрушки, искусственная елочка, маски.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 45
| Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Муха-цокотуха»
| Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
| Красочные иллюстрации к сказке.
| --------
|
Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
Песенки, потешки, заклички.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Русский фольклор:
«Сидит белка на тележке…», «Ай, качи-качи-качи!..», «Дождик, дождик, пуще…»
сказка «Теремок», обр. Е. Чарушина; сказка «Кот, петух и лиса», обр.М.Боголюбской.
Произведения поэтов и писателей разных стран:
Г.Виеру «Ежик и барабан», пер. с молд. Я.Акима; П.Воронько «Хитрый ежик», пер. с укр. С Маршака.
| ---------
| Для заучивания наизусть
| Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
| «Как у нашего кота…», «Огуречик, огуречик…»; А. Барто «Мишка».
| ---------
| | | | | | |
Январь
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте»
| Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме «Птицы зимой».
| Картинка «Дети кормят птиц», картинки с изображением зимующих птиц.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 38
| Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»
| Используя метод моделирования, продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий; познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде»; упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем.
| Фланелеграф по сказке «Рукавичка»; кружки разного цвета и величины (серый, зеленый, белый, оранжевый, коричневый); книжка с картинками «Теремок».
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 47
| Ознакомление с малыми фольклорными формами
| Познакомить детей со значением и содержанием потешки-заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты мороз-мороз…»; помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз»; объяснить значение считалки – выбрать ведущего, организовать игру с помощью считалки.
| Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы».
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 44
| Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М.Боголюбской.
| Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
| Красочные иллюстрации к сказке.
| ---------
|
Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Фольклор народов мира:
Песенки «Кораблик», «Храбрецы»; «Три зверолова», англ., обр. С.Маршака.
Сказки «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Лесной Мишка и проказница Мышка», латыш., обр. Ю.Ванага, пер. Л. Воронковой.
Поэзия (произведения поэтов и писателей России):
Поэзия. А. Кольцов. «Дуют ветры…»; И. Косяков. «Все она»; А.Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась…»
| --------
| | | | | | |
Февраль
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
| Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.
| Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 49
| Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель»
| Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.
| Яркие красочные иллюстрации с изображением зимней природы, рисунки «Летят снежинки», «Снегопад»; вырезанные из бумаги снежинки, игрушки медвежонок, листы бумаги, карандаши.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 40
| Ознакомление с малыми фольклорными формами
| Продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса, до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки; упражнять в ритмичном и выразительном произнесении текста в народной игре «У медведя во бору»; воспитывать интерес к устному народному творчеств
| Куклы, расчески, шапочка для мишки, картинки животных
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 34
| Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Айболит», «Путаница»
| Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
| Красочные иллюстрации к сказке.
| ---------
| Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Фольклор народов мира:
Песенки «Что за грохот?», латыш., пер. С.Маршака; «Две фасольки, три боба», лит., пер. Е. Юдина.
Сказки: «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова; «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной.
Поэзия (произведения поэтов и писателей России):
Л. Модзалевский «Мотылек»; А. Плещеев «Осень наступила…», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.)
| ----------------
| | | | | | | Март
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла»
| Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.
| Иллюстрации на тему «Ранняя весна», шапочки воробышков; листы бумаги, краски, кисточки.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 51
| Чтение стихотворения о детях. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой мальчик?»
| Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях.
| Иллюстрации с изображением детей в варежках.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 30
| Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк»
| Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; использую структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.
| Набор иллюстраций по сказке, шапочки козлят, козы, волка; грампластинка с записью музыкальной сказки про волка и козлят.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 39
| Литературная викторина
| Порадовать детей, помогая им вспомнить знакомые сказки; в ходе игры по мотивам русской народной песенки «Тили-бом! Тили-бом!..» создавать условия для импровизации, формирования у дошкольников интонационной выразительности речи, обогащения словаря.
| Книжки со сказками, картинки с изображением сказочных героев. Текст произведения сказки С. Маршака «Кошкин дом»
| В.В. Гербова
«Приобщение детей к художественной литературе»
Стр.30
| Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Поэзия (произведения поэтов и писателей России): А. Пушкин «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц…», «Ветер, ветер!..» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Поэзия (произведения поэтов и писателей разных стран):
Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет?», «Маша не плачет», пер. с АРМ. Т. Спендиаровой.
|
| | | | | | |
Апрель
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Рассказывание сказки Л.Н. Толстого «Три медведя»
| Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования.
| Игрушки – 3 медведя; на каждого ребенка - по 3 полоски разной длины, листы бумаги, трафареты, фигурка мишки из кукольного театра, модели
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 33
| Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
| Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании.
| Игрушки – зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга с красочными иллюстрациями; листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – окружности).
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 36
| Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»
| Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.
| Листы бумаги, краски; ваза с цветами, веточками.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 48
| Чтение сказки «У страха глаза велики», обр. М. Серовой
| Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
| Красочные иллюстрации к сказке.
| ---------
| Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Потешки: «Заинька, попляши…», «Чики-чики-чикалочки…», «Ночь пришла», «Божья коровка».
Проза (произведения поэтов и писателей России: Л. Воронкова «Маша –растеряша», «Снег идет»; Е. Пермяк «Как Маша стала большой»;
Проза(произведения поэтов и писателей разных стран): Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
| ---------
| Для заучивания наизусть
| Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
| «Н. Саконская «Где мой пальчик?»; Н. Пикулева «Надувала кошка шар»
| ---------
| | | | | |
Май
Тема
| Программные задачи
| Минисреда
| Литература
| Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина»
| Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования.
| Фланалеграф по сказке; бумажные фигурки – девочка, зайчик, козочка, лошадка, пчелка.
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой стр52
| Чтение произведений А. Крылова «История с ежом», «Заболел петух ангиной», М Пиришвина «Еж»
| Учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.
| Игрушки театра кукол «Еж».
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 53
| Ознакомление с малыми фольклорными формами
| Знакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассазывать наизусть потешку «Солнышко-ведрышко»; помочь запомнить поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла»; упражнять в использовании считалок в подвижной игре; упражнять в загадывании и отгадывании загадок.
| Петрушка, иллюстрации-рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели».
| О.С. Ушакова
Н. В. Гавриш
«Знакомим дошкольников с литературой
Стр. 50
| Для заучивания наизусть
| Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
| А. Батро. «Кораблик», В. Берестов.»Петушки», Е. Ильина «Наша елка» (в сокр.); А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет…» (из «Сказки о царе Салтане»
| ---------
|
Нерегламентированная деятельность
| Для чтения детям.
| Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей.
| Потешки: «Сорока, сорока…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Радуга-дуга…».
Поэзия (произведения поэтов и писателей России: А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; В. Бенрестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки».
Проза(произведения поэтов и писателей разных стран): Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья», «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»)
| ---------
| | | | | | |
|