Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг.



Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг.

План лекции

1. Понятие государственного бюджета и бюджетной системы. Основные виды расходов и доходов бюджета;

2. Государственный долг, его виды и последствия.

 

I

Центральным звеном финансовой системы страны является государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Это основной финансовый план государства, в котором объединяются все основные финансовые инструменты – расходы, различные виды доходов, государственные займы.

Функции госбюджета

Фискальная функция – заключается в изъятии  с помощью налогов и других источников, части доходов граждан, предприятий, учреждений и организаций для содержания госаппарата, производства общественных благ.  То есть для обеспечения тех видов деятельности, которые не имеют собственных источников доходов или же имеют недостаточные источники финансирования (фундаментальные научные исследования, оперные театры, музеи и т.д.).

Распределительная функция бюджета заключается в том, что аккумулированные в госбюджете денежные средства правительство использует для перераспределения, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестирования в капиталоёмкие отрасли с длительным сроком окупаемости издержек, на структурную перестройку, ускорение НТП, решение социальных проблем.

Стимулирующая функция бюджета проявляется в том, что модифицируя базу и ставки налогообложения, используя льготы и тарифы, правительство осуществляет стимулирующую (или ограничительную) политику, влияя на циклические колебания экономики, изменение её структуры.

Контрольная функция бюджета используется благодаря тому, что он отражает в денежном выражении воспроизводственный процесс, выявляет экономические пропорции, отклонения от равновесия и т.п.

Бюджет состоит из двух частей – доходной части и расходной.

Доходы – это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями , организациями и учреждениями в процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

Если доходная часть бюджета равна расходной части, то такой бюджет называют сбалансированным. Если доходная часть больше расходной части, то бюджет составлен с положительным сальдо, т.е. с профицитом. а если расходная часть бюджета больше доходной, то бюджет составлен с отрицательным сальдо, т.е. с дефицитом.

При повышении расходов над доходами, т.е. бюджетном дефиците образуется государственный долг, т.е. сумма непогашенного кредита, накопленная за все время существования страны.

Основные источники формирования поступлений в госбюджет:

· налоги;

· отчисления на социальное страхование, на страхование от безработицы и другие виды сборов;

· неналоговые поступления (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи);

· государственные займы;

· эмиссия денег;

· доходы от продажи государственного имущества.

Формы выплат из госбюджета:

· ассигнования – затраты на содержание предприятий и учреждений, производящих общественные блага;

· субсидии – государственная помощь организациям, учреждениям, гражданам;

· субвенции– государственная денежная помощь местным органам власти или отдельным отраслевым хозяйственным органам для развития;

· дотации – помощь предприятиям, организациям, учреждениям для покрытия убытков с целью оказания поддержки.

Консолидированный бюджет – это объединённый бюджет центрального правительства и бюджетов местных органов власти.

Бюджетное планирование – осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает в себя составление бюджета на очередной финансовый год перспективного финансового плана, который формируется в РФ обычно за 3 года.

В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем финансовых ресурсов, источники поступления средств, источники финансирования государственного долга.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс. Бюджетный процесс – это деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, отчета об исполнении и по его утверждению. Весь бюджетный процесс регламентируется Бюджетным кодексом РФ. Общая продолжительность бюджетного процесса в России составляет 2,5 года.

Бюджетная система состоит из трех уровней:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· бюджеты субъектов РФ и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов;

· местные бюджеты.


II

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место).

Различают два вида государственного долга

· внутренний, который возникает  вследствие выпуска государством ЦБ (облигаций);

· внешний долг, образующийся в результате займов у других стран и международных финансовых организаций.

Наличие значительного государственного долга:

· снижает эффективность экономики, поскольку отвлекает средства из производственного сектора, как на обслуживание, так и на выплату долга;

· перераспределяет доход от частного сектора к государственному;

· может привести к валютному кризису;

· может обусловить высокую инфляцию в будущем;

· возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния.

Каково же влияние госдолга на экономику?

Влияние государственного долга на экономику

· Положительное: в фазе экономического падения использование госзаймов стимулирует потребительский спрос, увеличивает уровень занятости населения, способствует росту его доходов;

· Отрицательное: вытеснение частного капитала, ограничивающее экономический рост, приводит к перераспределению доходов в пользу собственников государственных облигаций, уменьшению объема потребительского спроса, увеличению налогов для обслуживания государственного долга.

Не всякий рост долга приводит к усилению долгового бремени . Для оценки дальнейшего роста государственного долга важное значение имеет сравнение прироста объема реального ВВП и реальной ставки процента по обслуживанию долга. Если реальная ставка процента по долгу (ч) превышает темп прироста ВВП, то государственным долгом не возможно управлять, увеличивается соотношение , т.е. долговое бремя усиливается. Если процентные платежи и прирост ВВП уравновешены (R=⧍ВВП), т.е. весь прирост ВВП используется для выплаты процентов по обслуживанию долга R=ч-В, где R – сумма процентных выплат по долгу, ч – реальная процентная ставка по долгу; В – сумма долга. Это тоже опасно в связи с тем, что в такой ситуации отсутствует источник для возвращения долга. Если же R<⧍ВВП, то рост такого долга не представляет опасности и является желательным для общества.

Государство, заимствуя денежные средства, должно управлять государственным долгом. Управление госдолгом – это система мероприятий, связанных:

· с изучением конъюнктуры на рынке ссудного капитала;

· с выпуском и размещением новых долговых обязательств;

· с выплатой процентов по долгам;

· с аннулированием долга (при финансовом банкротстве).

Государство может рефинансировать свой долг, т.е. выпустить новые долговые обязательства для расчетов по старым обязательствам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.