Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное автономное учреждение



Федеральное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Пермский учебный центр федеральной противопожарной службы»

 


________________________________________________________________________

 

                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                           Заместитель начальника учебного центра

                                                           (по учебной работе) - начальник отдела

                                                           ФАУ ДПО Пермский учебный центр ФПС

                                                                                                                                                 

                                                   _______________________ Е.М. Лебедева

                                                            «_____»_____________ 2017 г.

 

 

                       

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 со слушателями группы «Профессиональная подготовка « Пожарный».

 

 

Тема № 1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

                                                               Рассмотрено на заседании

                                                           отделения специальных

                                    дисциплин

        Протокол № ______

                                                                          от « ____ » ___________  2017 г.

 

 

Пермь 2017

I. Цель занятия:

- учебная: изучение понятия о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ее структура и основные задачи.

- воспитательная: воспитать уверенность в своих силах, своей способности освоить дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»»

 

II. Метод проведения: классно-групповое

 

III. Место проведения: кабинет № _____

 

IV. Учебные пособия:

1. Учебно-материальное обеспечение: технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

2. Демонстрационные плакаты, схемы, стенды, презентация, видеоматериалы.

3. Раздаточный материал:

 

V. Литература:

- основная:

1. Постановление правительства РФ № 794 «Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996г № 924 « О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

3.   Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) «О пожарной безопасности».

4.  Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

5. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

   - дополнительная:

1. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». 

 

 

 VI. Расчет рабочего времени:

                      1. Организационный момент: 5 минут.

                  2. Опрос по пройденному материалу: 10 минут.

 

                                           

          

Изложение нового материала: 65 минут.

№ п/п Учебные вопросы Время,    мин.
Понятие Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Основные задачи, организационная структура РСЧС, силы и средства РСЧС.
Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  Закрепление нового материала: 5 минут.  
  · Структура и задачи РСЧС  
  Задание на самоподготовку: 5 минут.  
  · Изучить задачи РСЧС, силы и средства РСЧС.    

 

 

Разработал:

преподаватель отделения специальный дисциплин                         Л.Н. Шкуринова 

                                                                                                         

« ___ » _________________ 201 г.

 

Конспект для проведения занятия по теме: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».

№ п/п Изучаемый материал Методические рекомендации
  1.   2.   3.   ПОНЯТИЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.   Процессы, происходящие в ходе развития общества, неизбежно порождают кризисные процессы типа: угроза – кризис – чрезвычайная ситуация, что требует принятия мер, направленных на недопущение негативных последствий подобного развития.   Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии или любого другого бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.   Понятие «чрезвычайной ситуации» тесно связано с понятием «кризиса». Пожар, авария или катастрофа, их возможные угрозы всегда являются источниками возникновения кризиса (тяжёлого переходного состояния) в общественной жизни. В зависимости от развития ЧС этот кризис либо усугубляется, либо проходит с минимальными для общества последствиями.       Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории (акватории) угрозу жизни и здоровью людей. Катастрофа– это внезапное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы. Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы различного происхождения, которые вызывают катастрофические ситуации.         Для профилактики возникновения и ликвидации последствии ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в Российской Федерации создана Государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).   Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.          Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».     Деятельности РСЧС основывается на Постановлении Правительства РФ № 794 от 30 12. 2003 г. «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.                   Основные задачи, организационная структура                                    РСЧС, силы и средства РСЧС. Основные задачи РСЧС
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области и защиты населения и территорий от ЧС;
  • подготовка населения к действиям при ЧС;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;
  • ликвидация ЧС;
  • осуществление мер по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей граждан в области защиты от ЧС;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС
                             Организационная структура РСЧС Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем: Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти согласно приложению для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоит из звеньев, соответствующих административно- территориальному делению этих территорий.                       Подсистемы имеют пять уровней:
  • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
  • межрегиональный, территорию нескольких субъектов РФ;
  • региональный, территорию субъекта РФ;
  • муниципальный, территорию муниципального образования;
  • объектовый, территорию объекта производственного или социального назначения.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы:
  • на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;
  • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.
                                                             Органы повседневного управления:
  • на федеральном уровне — Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС);
  • на межрегиональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России;
  • на региональном уровне — Центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России;
  • на муниципальном уровне — Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС МО);
  • на объектовом уровне — дежурно-диспетчерские службы предприятий.
                        Постоянно действующие органы:
  • на федеральном уровне — МЧС России;
  • на межрегиональном уровне — региональные центры МЧС России;
  • на региональном уровне — Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • на муниципальном уровне — органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;
  • на объектовом уровне — структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Правительство РФ постановляет, что к силам и средствам РСЧС отнести: силы и средства наблюдения и контроля в составе:
  • служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  • формирований государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
  • ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • геофизической службы Российской академии наук, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
 силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
  • военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;
  • формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
  • формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
  • военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
  • специально подготовленных сил и средств спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • аварийно-технических центров Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  • служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
  • восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения Российской Федерации;
  • аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Режимы функционирования РСЧС:
  • режим повседневной деятельности
  • режим повышенной готовности
  • режим чрезвычайной ситуации
Основные мероприятия проводимые органами управления и силами единой системы: а)В режиме повседневной деятельности изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; б) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; в) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в                    Региональный состав РСЧС * Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Северо-Кавказский (Пятигорск)
  • Уральский (Екатеринбург)
  • Приволжский (Нижний Новгород)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Владивосток)
    Вывод: Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем, которые  имеют пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, объектовый.   НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПАСАТЕЛЕЙ.   Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных организациях и статусе спасателя», Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются: - принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций; - принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями; - принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ; - принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.   К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные,  противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.   Законом Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан за участие в мероприятиях пот защите людей, материальных ценностей и участие в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Граждане России имеют право: — На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, в любом населенном пункте; — При необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях; — Получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки; — Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; — Участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации ЧС; — На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий; — На медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; — На государственное и социальное страхование, на получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации ЧС; — На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; — На пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий. Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльской АЭС было принято около десяти различных постановлений о льготах и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа и назначение пенсий. Без четкого выполнения обязанностей гражданами России трудно говорить о каком-то устойчивом и эффективном функционировании всей системы РСЧС. А посему каждый россиянин ОБЯЗАН: — Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ; — Соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; — Выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям; — Изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях; — Знать сигналы оповещения и порядок действия по ним; — Четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; — При первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.   Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила и порядок действий как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических сетей; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время или в непогоду. Особо следует сказать об ответственности. С появлением уже упоминавшегося закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий, то теперь это не так. Требования закона не благие пожелания, не призыв, не лозунг! Статья 28 данного правового акта определяет ответственность за нарушение Законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении Законодательства РФ в области защиты населения и территорий, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с Законодательством РФ и Законодательством субъектов Российской Федерации. ВЫВОД ПО ТЕМЕ: Для профилактики возникновения и ликвидации последствии ЧС, реализации жизненно важных интересов общества в области защиты населения и территорий от воздействия опасных факторов ЧС, в том числе военного характера, в Российской Федерации создана Государственная система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС).
  № слайдов, ссылка на литературу, нормативные документы, видеофрагменты и др.  

 

Разработал:

преподаватель отделения специальный дисциплин                                                      Л.Н. Шкуринова

                                                                                                                                                            

« ___ » _________________ 201 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.