Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практическое занятие Тема: «Поэтический синтаксис»



Практическое занятие Тема: «Поэтический синтаксис»

Яновой Яны 111 группа

Задание 2.
Внимательно рассмотрите таблицу «Поэтический синтаксис». Почитайте определения основных терминов.
Поэтический синтаксис – это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности.

Ø Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок.
Например: Белеет парус одинокий
              В тумане моря голубом... (М. Ю. Лермонтов)

 

Ø Антитеза – противопоставление образов и понятий.
Например: Они сошлись: волна и камень,
               Стихи и проза, лед и пламень
               Не столь различны меж собой ... (А. С. Пушкин)

 

Ø Градация – это последовательное усиление или ослабление смысловой окраски слов, входящих в группу однородных членов.
Например: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь... (М. А. Волошин)
               Все грани чувств, все грани правды /
               Стерты в мирах, в годах, в часах ... (А. Белый)

 

Ø Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях.
Например: День – как трава расстилаюся.
                Ночь – слезами умываюся. (Н. А. Некрасов)

 

Ø Многосоюзие (полисиндетон) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры.
Например: «И блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин).

 

Ø Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов.
Например: Швед, русский колет, рубит, режет.
                Бой барабанный, клики, скрежет (А.С. Пушкин)

 

Ø Перенос (анжанбеман) – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей.
Например: Над вороным утесом –
               Белой зари рукав.
               Ногу – уже с заносом
               Бега – с трудом вкопав
               В землю, смеясь, что первой
               Встала, в зари венце –
               Макс! мне было – так верно
               Ждать на твоем крыльце! (М. И. Цветаева)

 

Ø Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи.
Например: Знаете ли вы украинскую ночь?.. (Н. В. Гоголь)
               Что ищет он в стране далекой?
                Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)

 

Ø Риторическое обращение – фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения.
Например: Татьяна! Милая Татьяна!
               С тобой теперь я слезы лью... (А. С. Пушкин)
               Подруга дней моих суровых,
               Голубка дряхлая моя! (А. С. Пушкин)

 

Ø Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи.
Например: «...я так люблю Татьяну милую мою!» (А. С. Пушкин)


Повтор - основная разновидность стилистических фигур прибавления.

Ø Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах.
Например: Как ни гнетет рука судьбины,
              Как ни томит людей обман,
              Как ни браздят чело морщины... (Ф. И. Тютчев)

Ø Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Например: Степям и дорогам
              Не кончен счет;
              Камням и порогам
              Не найден счет... (Э. Багрицкий)

 

Ø Анадиплосис – это такое построение текста, при котором окончание одной фразы повторяется в начале следующей фразы. Прием помогает добиться большей связанности и плавности текста.
Например: Я мечтою ловил уходящие тени,
              Уходящие тени погасавшего дня,
              Я на башню всходил, и дрожали ступени,
              И дрожали ступени под ногой у меня. (К. Бальмонт)

Задание 5.
Определите тип восклицания в следующих стихотворениях. Обоснуйте свой выбор.

1) В стихотворении А. А. Фета «Как нежишь ты, серебряная ночь…» используются риторические обращения и риторические восклицания, при помощи которых автор доносит до читателя свои чувства и эмоции, а также восхищается серебряной ночью, вдохновляющей его.

2) В стихотворении А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» автор использует риторические восклицания, помогающие передать чувства радости, восторга, некой торжественности и гордости перед красотой природы ночи. 

3) В отрывке из произведения Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» используются риторические восклицания, помогающие прочувствовать восхищение от летних деньков в Малороссии, а также поделиться своим счастьем со всеми. 

4) В отрывке из произведения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» используются риторические восклицания, которые передают не только чувства и эмоции автора, но и заставляют читателя преклониться перед красотой и могуществом ночи, неба, природы в целом.

Задание 6.
Определите функцию вопросительных предложений в следующих стихотворениях.

1) В стихотворении А. А. Фета «В лунном сиянии» используется риторический вопрос, на который ответа не требуется. В данном случае он служит применяется для усиления выразительности мысли автора, дабы передать чувства и эмоции лирического героя.

2) В стихотворении В. А. Жуковского «Весеннее чувство» также используются риторические вопросы, при помощи которых автор обращается, ко всему живому: к ветерку, к облакам, к лесу, к самому себе. Благодаря такому приёмы мы можем насладиться загадочность и очарованием природы.

3) В отрывке из произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души» также  используются риторические вопросы для усиления и выразительности речи. Ответа на них автор не даёт, а напротив заставляет поразмышлять. Благодаря такому приёму мысли автора становятся понятными для читателя.

Задание 7.
Найдите примеры использования синтаксических фигур в произведениях, включенных в учебные хрестоматии по литературному чтению для начальной школы (УМК — на выбор). Определите функцию этих фигур в тексте.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.