Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программная инструментальная музыка. Симфоническая картина А.К. Лядова «Волшебное озеро»



«Программная инструментальная музыка. Симфоническая картина А.К. Лядова «Волшебное озеро»

Интересно было бы узнать, что Вы знаете о программной музыке?

Программная музыка - это инструментальная музыка, имеющая словесную (в прозе или стихах) программу, которая раскрывает её содержание. Программой может служить заглавие, литературное, живописное или пластическое произведение.

Вспомните, с какими программными произведениями Вы знакомились на наших уроках?(примеры программных сочинений композиторов Э.Грига,    А. Вивальди, М.П. Мусоргского, П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова.)

Вы, конечно, уже догадались, что сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир программной музыки, и даже попробуем ощутить себя на месте композитора, сочиняющего программу к своему музыкальному сочинению. Мы познакомимся с замечательным мастером симфонической и фортепианной миниатюры, русским композитором конца XIX - начала XX века, Алексеем Константиновичем Лядовым. Талантливый композитор и педагог, крупный представитель Корсаковской школы, дирижер, он был одним из авторитетнейших музыкантов своего времени.   Все творчество этого настоящего живописца русской музыки проникнуто трепетной любовью к родной природе, эпосу, песенному фольклору – к былинам, сказкам, преданиям. Его привлекали чистота и поэтичность чувств, выраженных в произведениях народного искусства, богатство народной фантазии.

А любовь к музыкальному искусству проявилась у Алексея Константиновича еще в раннем детстве, ведь его отец был дирижером Петербургского Мариинского театра; он же и давал ему первые уроки музыки. Продолжил своё музыкальное образование юный Лядов в консерватории Санкт-Петербурга, в классе самого Николая Андреевича Римского-Корсакова, с которым он и оставался дружен всю свою жизнь. Поговорим с Вами о тех выдающихся личностях, которые оказали влияние на композитора, и чье творчество служило для него примером. Кто из Вас не зачитывался сказками Пушкина? Не восхищался мелодичностью музыки Глинки .Вспомните, пожалуйста, написанные ими Ваши любимые произведения?

Непринужденность, простота и изящество, стройная соразмерность – именно эти качества унаследовал Лядов от Пушкина и Глинки. И, конечно же, любовь к фольклору. Перед Михаилом Ивановичем Глинкой, как и перед его великим современником, Александром Сергеевичем  Пушкиным, он преклонялся на протяжении всей жизни.

      Одной из характерных особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им работой с малыми формами. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы «Так сделать, чтоб каждый такт радовал» - таков творческий девиз композитора.

И так, знакомимся: «Три симфонические картины» А.К. Лядова, созданные по мотивам русских народных сказок. «Баба Яга»(1904), «Волшебное озеро»(1908), «Кикимора»(1909).

       Сам композитор называл свои творения «картинами для оркестра». Кроме названий у его симфонических миниатюр есть еще и литературное содержание, что облегчает слушателю понять воплощенные композитором музыкальные образы. Обратимся с Вами к первой картине.

Программа симфонической картины «Баба Яга»  изложена самим автором по книге А.Афанасьева «Народные русские сказки»:

«...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, - перед ней явилась ступа с   пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…»

    Кто же такая, эта Баба-Яга? Старая одноногая страшная бабка, которой пугают маленьких детей? Это один из вариантов. А вот  что говорится об этом персонаже в энциклопедии славянской мифологии:

«Образ Бабы-Яги как злой колдуньи встречается во многих народных сказках, но далеко не во всех. Вообще, сказки знали три разных проявления Бабы-Яги:

Первый – это Яга-похитительница, уносящая людей и в особенности, маленьких детей, которых она потом пытается изжарить и съесть. Второй – Яга-дарительница, которая принимает добра Молодца, иногда испытывает его (загадывает ему загадки), а потом вручает ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковер-самолет, меч-кладенец). И третий образ: Яга-воительница, которая сражается с героями и побеждает многих из них. Она же может быть и матерью змеев, с которыми сражаются богатыри…»

Еще интересней её портрет описывается в сказках:

«Кости у нее местами выходят наружу из-под тела... Она может быть слепой на один глаз, хромой, черной, растрепанной. В сказках всегда подчеркиваются огромные размеры этого потустороннего существа: «Баба-Яга лежит из угла в угол», «Баба-Яга через всю избу протянулась: ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок», «Баба-Яга, костяная нога, морда глиняная, на лавке лежит, грудью печку затыкает».

И так, давайте послушаем и полюбуемся на замечательные иллюстрации русских художников!

Звучит фрагмент симфонической картины «Баба Яга».

Это очень яркая и красочная музыка. Портрет Бабы Яги получился очень колоритный. Можно услышать в этой музыке и треск, и шум, и звуковой вихрь, одним словом – Баба Яга летит! А вот куда? Наверное, она летит в гости к своей сестре «Кикиморе», которая живет далеко за «Волшебным озером»... Но прилетит к ней она только спустя шесть лет…

    Обратимся к литературной программе следующего сочинения Алексея Константиновича, «Кикиморе».

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра и до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной»

 Академик Сахаров в «Сказаниях русского народа» пересказал только одну версию народного поверья, а их, как обычно, было несколько. В каждой области России – свой вариант сказки. Оказывается, бывает и добрая Кикимора, которая не мешает хозяйке прясть и ткать, а, наоборот, помогает. И посуду помоет, и дитя успокоит. Пугает она только ленивых хозяек и капризных детей. К тому же, ее можно приручить. Сахаров рисует нам Кикимору злобную («зло держит Кикимора на весь люд честной»). А какое настроение мы слышим в музыке Лядова? Это страх, зло, или образ шаловливой проказницы? Какой характер кикиморы нарисовал автор? Давайте послушаем и определим сами.

Звучит фрагмент симфонической картины «Кикимора».

Обратимся к третьей симфонической картине – «Волшебное озеро .В отличие от двух предыдущих, точной литературной программы у неё нет. Но известно высказывание самого композитора о нем: «Как оно картинно, чисто, со звездами и таинственностью в глубине!» В этом произведении воплотилась давняя мечта композитора. Как известно, Алексей Константинович задумывал написать оперу «Зорюшка», но так и не сумел осуществить задуманное. Материал, который предназначался для сцены с русалками, эскизы которой были написаны в начале 90-х годов XIX века, воплотился в «Волшебное озеро» без малого через двадцать лет!

 «Если бы он был художником, он бы нанес эти великолепные краски на холст. Но у композитора своя палитра. Он рисует звуками – голосами и инструментами, и именно палитра оркестра как нельзя лучше воплотила этот сказочный замысел…»

 «Если долго смотреть на воду, будь то огромные волны моря или мелкая рябь озера, то начинает казаться, что кто-то рисует на воде своей невидимой кистью. Этот рисунок невозможно уловить и запомнить, он все время меняется…»

 «Там можно увидеть все, что угодно – таинственные лица потусторонних существ, вьющиеся волосы девушек или рыбий глаз, подглядывающий за тобой прямо из глубины. Сидя на берегу, особенно в сумерках, очень верится в то, что там, на дне, тоже своя жизнь. И она так же прекрасна, как и среди людей, и даже еще прекрасней, потому что непостижима для простого смертного. Лишь только новгородский гусляр Садко отважился спуститься на дно к Царю Морскому, да и то потом оказалось, что все ему просто приснилось...»

Быть может, так же, сидя в сумерках на берегу, Анатолию Константиновичу Лядову привиделась волшебная жизнь озера.

Звучит фрагмент симфонической картины «Волшебное озеро».

 «Кто творит – живёт дважды» - гласит мудрость! Мне хотелось бы прочесть Вам замечательные строки английского поэта и художника XVIII века Уильяма Блейка:

     «Как научиться?

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в чашечке цветка!?»

 

 

 

                    



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.