Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области



Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

План

работы по самообразованию

на 2016 – 2017 учебный год

воспитателя

Ткаченко Ольги Юрьевны

Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста»

 

Тема:«Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста »

 

Цель:развитие понимания речи, способности подражания, накопление словаря, формирования речи как средства общения с окружающими.

Задачи:

1.Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

2. Изучить методическую литературу по данной теме.

3.Познакомить детей с различными художественными произведениями (сказки, потешки, прибаутки, стихи).

4. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.

5.Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.

6.Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.

 

 

Актуальность

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, - сказки. Эти произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь.

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов.

Через художественное слово, в том числе и через сказки, ребенок с раннего возраста должен получать первые и важные уроки общественной жизни, воспринимать человеческую мудрость через культурные достижения своего народа, знакомиться с образцами образной речи.

Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста. Актуальность данной темы состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.

Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения.

На третьем году жизни речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним.

Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, читает текст или ведет рассказ своими словами. На основе особенностей восприятия выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Младшему дошкольному возрасту характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. В программный перечень произведений для детей третьего года жизни входят народные сказки и потешки.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз.

Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

 

 

№ п/п Изученная литература Сроки изучения Практические выводы
1. Программа «Детство», раздел Образовательная область «Речевое развитие» Сентябрь Достижения ребенка 3-х лет: · Ребенок активнее и инициативен в речевых контактах с воспитателем и детьми; · Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками. Легко понимает речь взрослого на наглядной основе и без наглядности, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов, правильно оформляет его. · Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.  
2. Г.Н.Година, Э.Г.Пилюгина «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», раздел «Развитие речи» Т.А.Румер. 1987г. Октябрь Речь ребенка раннего дошкольного возраста несовершенна : на вопросы малыши отвечают отдельными словами, используют неправильные согласования и т.п. Воспитатель должен быть внимателен к любым ответам малыша, стараться понять его. Целесообразно задавать уточняющие вопросы, дополняя ответ ребенка, подтверждать правильность высказывания и в случае необходимости повторять ответ в исправленном варианте. Практика показывает, что ребенок в возрасте двух лет задает мало вопросов. Однако если воспитатель часто беседует с детьми, вопросов становится значительно больше, а это стимулирует не только речевую, но и умственную активность малыша.
3. Г.Н.Година, Э.Г.Пилюгина «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста», раздел «Художественная литература»А.Е.Шибицкая. 1987г.   Педагог формирует у ребенка начальные формы целостного восприятия художественного слова: эмоциональную отзывчивость, элементарное понимание содержания и образов произведений детской литературы, воспитывает умение слушать рассказ.
4. Н.А.Кирсанова «Коррекция тяжелого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение. Журнал «Дошкольная педагогика» №2 (97) февраль 2014г. Ноябрь Выразительное чтение оказывает большое влияние на развитие речи, когнитивных функций, позитивное отношение к миру, прививает любовь к книге. Яркое и интонационно- выразительное чтение готовит детей к тому, что они сами будут учиться строить и интонационно оформлять фразу.
5. М.Л.Гаткер «Речевая готовность детей к школе» Журнал «Дошкольная педагогика» №6 (111) август 2015г. Декабрь Речевая зрелость дошкольника должна достигнуть определенного уровня, при котором речь превращается в универсальное средство познания и общения, в орудие мышления. Ребенок может излагать свои мысли связно и логично, эмоционально и выразительно. Важным показателем речевой зрелости является понимание ребенком литературного произведения , умение изложить последовательность своих действий .
6. Н.В.Нищева «Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста» Журнал «Дошкольная педагогика» №1 (96) январь 2014г. Январь Путем специальных воздействий на детей раннего и младшего дошкольного возраста во многих случаях удается предотвратить или затормозить у них появление тяжелой речевой паталогии.
7. Н.И.Левшина «Развитие языковой способности дошкольников». Журнал «Дошкольная педагогика» №3 (108) март 2015г. Февраль Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково – символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка.
8. С.Е.Соколова «Формирование связной речи детей. Обучение рассказыванию». Журнал «Дошкольная педагогика» №3 (98) март 2014г. Март В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи – пересказом и рассказом. В пересказе ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца- воспитателя.
9. И.В.Данилова «Дошкольник и книга. Литературное воспитание дошкольника». Журнал «Дошкольная педагогика» №9 (94) ноябрь 2013г. Апрель Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремлению к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.
10. А.А.Остапенко «Последовательность освоения речевых навыков дошкольниками». Журнал «Дошкольная педагогика» №2 (117) февраль 2016г. Май Последовательность формирования содержательных речевых навыков ребенка: 1. Понимать звучащую речь; 2. Говорение; 3. Чтение текста, изображенного печатными буквами; 4. Связное воспроизведение печатного текста; 5. Чтение рукописных текстов; 6. Каллиграфическое письмо как способность графически воспроизводить рукописные тексты; 7. Грамотное письмо. Последовательность формирования технических (моторных) речевых навыков ребенка: 1. Умение слышать и отличать речь от неречевых звуков; 2. Умение при помощи артикуляционного аппарата извлекать звуки и слова; 3. Узнавать печатные буквы и слова» 4. Умение воспроизводить сами печатные буквы и знаки; 5. Умение узнавать рукописные буквы и знаки; 6. Умение воспроизводить рукописные буквы и знаки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.