![]()
|
|||
Изучение нового материала (лекция).
Тема урока: «Показательные уравнения»
1. Актуализация знаний. Устная работа. Давайте вспомним, как число возвести в степень 1. 2. 3. 4. 2. Изучение нового материала (лекция). Определение: Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным. Рассмотрим основные виды показательных уравнений. ü Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида ах = ав, где а >0, а ≠ 1. Необходимо преобразовать уравнение таким образом, чтобы и в правой и в левой частях были одинаковые основания. А если основания одинаковые, следовательно, должны быть равны и степени. Рассмотрим на примерах: Пример 1:
(перейдем к одному основанию, вспомним, что 64 можно записать, как (в правой и в левой частях одинаковые основания равные 2, следовательно, можно уравнять и степени) 2x-4=6 (решаем обычное линейное уравнение, известные в одну часть, неизвестные – в другую) 2x=6+4 2x=10 x=5 Ответ: x=5 Пример 2:
(перейдем к одному основанию, представим 0,25=
(так как основания одинаковые, то мы приравниваем степени) (решаем обычное линейное уравнение, известные в одну часть, неизвестные – в другую) Ответ: Пример 3:
(перейдем к одному основанию, запишем
(так как основания одинаковые, следовательно, работаем только со степенью)
Ответ:
ü Вынесение общего множителя за скобки. Пример 4:
По свойству степеней, преобразуем данное уравнение, вспомним формулу
Увидим, что есть общий множитель
x=3 Ответ:
ü Сведение к квадратному уравнению или введение новой переменной Пример 5:
Преобразуем это выражение, увидим, что
Обозначим
Решая это квадратное уравнение, получаем, что
Делаем обратную замену x1=2 x2=0 Ответ: Пример 6: 3 · 81х – 8 · 9х = 3; 3 · 81х – 8 · 9х – 3 = 0; Замена 9х = t, 3 t2 - 8 t – 3 = 0; D = 64 +36 = 100; t 1 = 3, t2 = - Делаем обратную замену 9х = 3 и 32х = 3; это выражение не имеет смысла 2х = 1; х= 0,5.
Ответ: x= 0,5.
3. Закрепление изученного материала (домашняя работа) Решить уравнения 9 слайд презентации
|
|||
|