Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5. Основы работы с Microsoft Office Excel 2003. Теоретическая часть



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

 

Основы работы с Microsoft Office Excel 2003

 

Теоретическая часть

 

1. Создание таблиц в Microsoft Excel 1

2. Организация данных на листе. 3

3. Создание и редактирование формул. 6

4. Вычисления с использованием функций. 8

5. Установка числовых форматов. 10

6. Оформление таблиц. 11

7. Работа с форматами. 11

8. Работа с данными. 13

9. Печать документов. 15

10. Графические возможности Microsoft Excel 17

11. Создание диаграмм.. 17

12. Настройка и редактирование диаграмм.. 20

 

 

1. Создание таблиц в Microsoft Excel

Ввод данных с использованием клавиатуры

При вводе данных переводить текстовый курсор в ячейке клавишами клавиатуры нельзя. Это можно сделать только с использованием мыши.

По умолчанию все данные ячейки вводятся одной строкой. Для перехода к новой строке в ячейке необходимо нажать клавишу Enter при нажатой клавише Alt.

В ячейке может находиться до 32767 символов. Непосредственно в ячейке отображаются только 1024 символа; все 32767 символа отображаются в строке формул. Исключение составляют формулы. Длина записи для формулы - 1024 символа.

Одни и те же данные можно ввести одновременно в несколько ячеек одного листа. Для этого следует выделить ячейки, в которые необходимо ввести данные, ввести данные и нажать клавиши Ctrl + Enter. Одни и те же данные можно ввести одновременно в одноименные ячейки различных листов. Для этого следует выделить ярлыки листов, в которые необходимо ввести данные и ввести данные.

Microsoft Excel распознает вводимые в ячейку данные (текст, числа, даты, время) и автоматически устанавливает соответствующий формат данных.

Если весь текст ячейки не помещается по ширине столбца, а ячейки справа не содержат данных, то текст отображается на листе на соседних ячейках справа. Если же ячейки справа содержат какие-либо данные, то весь текст на листе не отображается. При этом текст в строке формул отображается полностью.

При первоначальном вводе (до изменения ширины столбцов) числа в ячейке может отобразиться число из 11 цифр. При вводе большего числа происходит автоматическое форматирование ячейки, и число будет отображено в экспоненциальном формате. Если ширина столбца была уменьшена и число не может быть отображено в ячейке, то вместо числа в ячейке отображаются символы #. При этом число можно увидеть в строке формул или в виде всплывающей подсказки при наведении указателя мыши на такую ячейку. В ячейке число может быть отображено при увеличении ширины столбца или при уменьшении размера шрифта.

При вводе с клавиатуры десятичные дроби от целой части числа отделяют запятой.

Ввод дат и времени

Microsoft Excel воспринимает даты, начиная с 1 января 1900 года. Даты до 1 января 1900 года воспринимаются как текст. Наибольшая возможная дата - 31 декабря 9999 года.

Произвольную дату следует вводить в таком порядке: число месяца, месяц, год. В качестве разделителей можно использовать точку (.), дефис (-), дробь (/).Точка после года не ставится. Например, для ввода даты 12 августа 1918 года с клавиатуры в ячейку следует ввести: 12.8.1918 или 12-8-1918 или 12/8/1918.

Время следует вводить в таком порядке: час, минуты, секунды. В качестве разделителей используют двоеточие (:). Точка после секунд (минут) не ставится. Например, для ввода времени 14 часов 12 минут 00 секунд в ячейку достаточно ввести: 14:12.

Ячейка может содержать одновременно дату и время. Для этого необходимо ввести дату, ввести пробел, а затем ввести время. Можно вводить и в обратной последовательности.

Формат даты (времени) запоминается в ячейке. После очистки содержимого ячейки и ввода другой числовой информации, она автоматически будет приобретать вид даты (времени). Для возможности ввода другой числовой информации необходимо очистить формат ячейки, для этого можно выполнить команду Правка/Очистить/Форматы.

Использование автозаполнения

Автозаполнение можно использовать для ввода в смежные ячейки одного столбца или одной строки последовательных рядов календарных данных, времени, чисел, комбинаций текста и чисел.

Для автозаполнения ячеек необходимо в первую из заполняемых ячеек ввести начальное значение ряда. Затем следует выделить ячейку и при нажатой левой кнопке мыши перетаскивать маркер автозаполнения в сторону изменения значений. Указатель мыши при наведении на маркер принимает вид черного креста. При перетаскивании вправо или вниз значения будут увеличиваться, при перетаскивании влево или вверх - уменьшаться.

По окончании перетаскивания рядом с правым нижним углом заполненной области появляется кнопка Параметры автозаполнения. Для заполнения последовательным рядом чисел, а также для выбора способа заполнения календарными рядами после перетаскивания необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по кнопке Параметры автозаполнения и выбрать требуемый режим автозаполнения. В появившемся меню для заполнения последовательным рядом чисел следует выбрать команду Заполнить.

В меню ряда календарных значений можно выбрать следующие варианты заполнения:

Заполнить по рабочим дням - только рабочие дни без учета праздников;

Заполнить по месяцам - одно и то же число последовательного ряда месяцев;

Заполнить по годам - одно и то же число одного и того же месяца последовательного ряда лет.

Правка содержимого ячеек

Для замены содержимого ячейки достаточно выделить ее и ввести новые данные. При вводе некоторых типов числовых данных (даты, время, числа с разделителями разрядов, проценты и др.) автоматически устанавливается формат данных в ячейке. Ввод новых числовых данных может привести к их неправильному отображению. Так, если в ячейке была ранее введена дата, то после ввода обычного числа Microsoft Excel преобразует его в дату. В этом случае, выполнив команду Правка/Очистить/Форматы, следует очистить формат ячейки.

Содержимое ячейки можно редактировать непосредственно в ячейке или в строке формул. При правке содержимого ячейки необходимо щелкнуть по ней два раза левой кнопкой мыши так, чтобы текстовый курсор начал мигать в ячейке, или выделить ячейку и нажать клавишу F2. После этого произвести необходимое редактирование.

При правке содержимого ячейки в строке формул необходимо щелкнуть в строке формул левой кнопкой мыши так, чтобы в ней начал мигать текстовый курсор. После этого произвести необходимое редактирование.

Microsoft Excel позволяет проверять орфографию текста, введенного в ячейки, а также надписей на листе. Грамматическая и стилистическая проверка не производится. Настройку параметров проверки можно произвести, выполнив команду Сервис/Параметры, во вкладке Орфография диалогового окна Параметры. Для проверки орфографии следует выполнить команду Сервис/Орфография.

Для удаления содержимого ячейки следует ее выделить и нажать клавишу клавиатуры Delete. В том случае, когда требуется полная очистка ячеек, включая содержимое, форматы данных и оформление ячеек, а также примечания, следует выделить ячейки и выполнить команду Правка/Очистить/Все. Если же требуется удалить только элементы оформления данных и ячеек, но сами данные необходимо оставить, следует выделить ячейки и выполнить команду Правка/Очистить/Форматы.

Гиперссылки в Microsoft Excel

Гиперссылка на веб-страницу или адрес электронной почты создается автоматически при вводе в ячейку URL-адреса или адреса электронной почты.

При создании гиперссылки на другой лист и/или другую книгу нужно предварительно ввести в ячейку текст, который будет представлен как гиперссылка. Для создания гиперссылки следует выделить ячейку и нажать кнопку Добавить гиперссылку панели инструментов Стандартная.

При создании гиперссылки на другой лист текущей книги в диалоговом окне Добавление гиперссылки в разделе Связать с нужно выбрать значение местом в документе, затем выбрать лист, на который создается ссылка, при необходимости указать ячейку этого листа и нажать кнопку ОК.

При создании гиперссылки на другую книгу в диалоговом окне Добавление гиперссылки в разделе Связать с нужно выбрать значение файлом или веб-страницейи, пользуясь кнопками Вверх и Искать, выбрать книгу, на которую создается ссылка. Для выбора листа книги следует нажать кнопку Закладки. В диалоговом окне Выбор места в документе надо выбрать лист, на который создается ссылка.

При наведении указателя мыши на ячейку с гиперссылкой отображается всплывающая подсказка с URL-адресом, адресом электронной почты, именем листа, ячейки или файла, на который создана гиперссылка. Для перехода по гиперссылке нужно щелкнуть мышью по гиперссылке при нажатой клавише клавиатуры Ctrl.

Для изменения гиперссылки следует щелкнуть по ячейке правой кнопкой мыши и выбрать команду Изменить гиперссылку. В диалоговом окне Изменение гиперссылки можно внести необходимые изменения.

Для удаления гиперссылки следует щелкнуть по ячейке правой кнопкой мыши и выбрать команду Удалить гиперссылку.

 

2. Организация данных на листе

 

Существует два основных способа организации данных на листе: таблица и список.

Таблица - это набор сведений на определенную тему, расположенный в виде записей (строк) и полей (столбцов). При организации данных в виде таблицы формируются строки и столбцы с записями, для которых в ячейку на пересечении строки и столбца помещаются данные. В виде таблиц обычно организуют данные, подлежащие вычислениям.

Список - это набор строк листа, содержащий однородные данные; первая строка в этом списке содержит заголовки столбцов, остальные строки содержат однотипные данные в каждом столбце. Список называют также базой данных. База данных представляет собой список связанных данных, в котором строки данных являются записями, а столбцы - полями.

В виде списка можно представлять как данные информационного характера (номера телефонов, адреса и т. п.), так и данные, подлежащие вычислениям.

Списочный способ представления данных обеспечивает большее удобство при сортировках, выборках, подведении итогов и т. п.

Размещение данных

Как правило, на листе размещают одну таблицу. Размещение нескольких таблиц на листе существенно затруднит их оформление и обработку данных, а печать сделает практически невозможной.

Таблицу обычно размещают в левом верхнем углу листа. При создании таблиц нельзя оставлять незаполненными пустые столбцы и строки внутри таблицы. Это связано с тем, что во многих случаях (автоформатирование, сортировки и др.) Microsoft Excel автоматически определяет область таблицы как область связанных (рядом расположенных) данных.

Добавление и удаление элементов таблицы

Для добавления ячейки, столбца или строки можно щелкнуть правой кнопкой мыши по ячейке или по заголовку столбца/строки листа, на место которого вставляется новый, и выбрать команду Добавить ячейки.

Вставленный столбец/строка повторяет оформление столбца/строки, расположенного слева/сверху. Если требуется использовать иное оформление или не требуется никакого оформления, то после добавления следует щелкнуть по значку Параметры добавления и выбрать соответствующую команду в меню.

Для удаления ячейки столбца или строки таблицы можно щелкнуть правой кнопкой мыши по ячейке или по заголовку столбца или строки и выполнить команду контекстного меню Удалить. Невозможно одновременно удалять столбцы и строки.

Работа с листами

Во вновь создаваемой книге Microsoft Excel обычно по умолчанию имеется три листа.

Для вставки в книгу нового листа используют команду Вставка/Лист. Если при вставке было выделено несколько ярлыков листов, то и вставится точно такое же количество новых листов. Вставку листов отменить невозможно.

Чтобы переименовать лист, можно щелкнуть правой кнопкой мыши по ярлыку листа и выбрать команду Переименовать. До подтверждения переименования листа можно нажать клавишу Esc для отказа от переименования. Имя листа не должно содержать более 31 символа. В именах можно использовать любые символы, кроме : (двоеточие) / \ [ ] ? *. В книге не может быть листов с одинаковыми именами. Нельзя оставлять поле имени незаполненным. Переименование листов отменить невозможно.

Для перемещения листа в книге обычно перетаскивают ярлык листа вдоль линии ярлыков при нажатой левой кнопке мыши. При этом будет перемещаться значок листа и метка вставки. Перемещать можно не только один лист, но и группу листов. Перемещение листов отменить невозможно.

Копирование листа в пределах книги обычно производят перетаскиванием ярлыка листа вдоль линии ярлыков при нажатой левой кнопке мыши и нажатой клавише Ctrl. При этом будет перемещаться значок листа со знаком + (плюс) и метка вставки. При копировании создается новый лист, являющийся полной копией существующего. Копировать можно не только один лист, но и группу листов. Копирование листов отменить невозможно.

Для удаления листа следует щелкнуть правой кнопкой мыши по ярлыку листа и выполнить команду Удалить. Удалять можно не только один лист, но и группу листов. Удаление листов отменить невозможно.

Работа с элементами листа

Ширина столбцов в Microsoft Excel устанавливается количеством знаков стандартного шрифта, помещающихся в ячейке. Первоначальная ширина столбцов обычно равна 8,43. Максимально возможная ширина столбца 255.

В тех случаях, когда не требуется точная установка ширины столбца, можно использовать перетаскивание правой границы между заголовками столбцов. Для точной установки ширины необходимо выделить любую ячейку столбца и выполнить команду Формат/Столбец/Ширина. Если необходимо изменить ширину всех столбцов в чистом листе, то можно выполнить команду Формат/Столбец/Стандартная ширина и в диалоговом окне Ширина столбца установить требуемую ширину. Можно также выделить столбец или столбцы, для которых необходимо подобрать ширину, и выполнить команду Формат/Столбец/Автоподбор ширины.

Высота строк в Microsoft Excel устанавливается в специальных единицах - пунктах. 1 пункт (пт.) равен примерно 0,35 мм. Первоначальная высота строк равна 12,75. Максимально возможная высота строки 409,5 пт. Механизм установки и подбора высоты строк такой же, как и для столбцов.

Перемещение и копирование фрагментов листа

1. Перемещать и копировать можно перетаскиванием (аналогично MS Word). Для перевода фрагмента на другой лист его необходимо перетащить к ярлыку требуемого листа при нажатой клавише клавиатуры Alt. Выделенный фрагмент можно перетащить при нажатой правой кнопке мыши. По окончании перетаскивания появляется контекстное меню, в котором можно выбрать необходимое действие (Переместить или Копировать).

2. Перемещение и копирование с использованием буфера обмена - Правка/Буфер обмена Office (аналогично MS Word). После вставки ячеек при копировании правее и ниже области вставки появляется кнопка Параметры вставки, которую используют при выборе особенностей вставки. Щелкнув по кнопке, можно выбрать необходимые параметры вставки (см. таблицу).

Команда меню Результат выполнения
Сохранить формат оригинала Данные вставляются вместе с параметрами оформления скопированных ячеек
Использовать форматы конечных ячеек Для данных назначается оформление ячеек, на которые они скопированы
Только значения Вставляются только значения скопированных ячеек. Оформление и формулы не копируются
Значения и форматы чисел Вставляются только значения и числовые форматы. Прочие элементы оформления и формулы не копируются
Сохранить ширину столбцов оригинала Помимо содержания, оформления и формул копируется также ширина столбцов копируемых ячеек
Только форматы Вставляются только параметры оформления скопированных ячеек. Содержание и формулы не копируются
Ссылки на ячейки Данные вставляются в виде формул, связывающих диапазон вставки с копируемым диапазоном. Оформление не копируется

3. При необходимости вставки ячеек между существующими ячейками, а не вместо них, следует щелкнуть правой кнопкой мыши по ячейке вставки, и при перемещении - выполнить команду контекстного меню Добавить вырезанные ячейки или команду Вставка/Вырезанные ячейки, а при копировании - выполнить команду контекстного меню Добавить скопированные ячейки или команду Вставка/Скопированные ячейки.

4. Копирование с помощью специальной вставки используют при:

копировании из ячейки части информации;

преобразовании данных;

установки связи между ячейками.

Для извлечения из буфера обмена фрагмента с помощью специальной вставки можно использовать меню кнопки Вставитьпанели инструментов Стандартная. Для этого необходимо щелкнуть по стрелке кнопки Вставитьи выбрать способ вставки.

Результаты выбора различных команд приведены в таблице.

Команда меню Результат выполнения
Формулы Вставляются только формулы в том виде, в котором они вводятся в строку формул. Оформление не копируется
Значения Вставляются только значения скопированных ячеек. Оформление и формулы не копируются
Без рамок Вставляется содержимое и оформление скопированных ячеек, за исключением границ
Транспонировать Происходит преобразование данных. Ячейки строк вставляются как столбцы, ячейки столбцов вставляются как строки
Вставить связь Данные вставляются в виде формул, связывающих диапазон вставки с копируемым диапазоном. Оформление не копируется

Также можно воспользоваться командой Правка/Специальная вставка, в результате чего появится диалоговое окно Специальная вставка. Для выбора способа вставки следует установить соответствующий переключатель в разделе Вставить. Назначение переключателей приведено в таблице.

Переключатель Назначение
Все Вставка как содержимого ячейки, так и форматирования
Формулы Вставка только формул в том виде, в котором они вводятся в строку формул
Значения Вставка только значений ячеек
Форматы Вставка только форматирования ячеек
Примечания Вставка только примечаний ячеек
Условия на значения Вставка правил проверки данных
Без рамки Вставка всего содержимого ячеек и всех параметров форматирования, кроме границ
Ширины столбцов Применение ширины столбца или диапазона столбцов к другому столбцу или диапазону столбцов
Формулы и форматы чисел Вставка только формул и всех параметров числовых форматов из выделенных ячеек
Значения и форматы чисел Вставка только значений и всех параметров числовых форматов из выделенных ячеек

В разделе Операция можно выбрать математическое действие для применения к скопированным данным.

Установкой флажка транспонировать можно преобразовать скопированные столбцы в строки и наоборот.

Установкой флажка пропускать пустые ячейки обеспечивает сохранение имеющихся значений в ячейках области вставки, если соответствующие им скопированные ячейки были пустыми.

При установленных переключателях все или без рамки можно вставить формулы, связывающие диапазон вставки с копируемым диапазоном. Для этого следует нажать кнопку Вставить связь.

5. Автозаполнение можно использовать для копирования данных ячейки на рядом расположенные ячейки по строке или столбцу. Для копирования необходимо выделить ячейку с копируемыми данными и перетащить маркер автозаполнения по строке или столбцу. Чтобы при перетаскивании маркера автозаполнения при копировании календарных данных произошло именно копирование, а не заполнение последовательным рядом значений, следует щелкнуть по значку автозаполнения и в меню выбрать команду Копировать ячейки.

 

3. Создание и редактирование формул

 

Формулы - выражения, по которым выполняются вычисления. Формула всегда начинается со знака равно (=). Формула может включать функции, ссылки, операторы и константы.

Функция - стандартная формула, которая обеспечивает выполнение определенных действий над значениями, выступающими в качестве аргументов. Функции позволяют упростить формулы, особенно если они длинные или сложные.

Ссылка указывает на ячейку или диапазон ячеек листа, которые требуется использовать в формуле. Можно задавать ссылки на ячейки других листов той же книги и на другие книги. Ссылки на ячейки других книг называются связями.

Оператором называют знак или символ, задающий тип вычисления в формуле. Существуют математические, логические операторы, операторы сравнения и ссылок.

Константой называют постоянное (не вычисляемое) значение. Формула и результат вычисления формулы константами не являются.

Ввод формул с клавиатуры

Формулы можно вводить с использованием клавиатуры и мыши. С использованием клавиатуры вводят операторы (знаки действий), константы (преимущественно числа) и, иногда, функции. С использованием мыши выделяют ячейки, включаемые в формулу. Адреса ячеек (ссылки) также можно вводить с клавиатуры, обязательно в английской раскладке.

Операторы (знаки действий) вводятся с использованием следующих клавиш:

сложение - клавиша клавиатуры + (плюс);

вычитание - клавиша клавиатуры - (минус или дефис);

умножение - клавиша клавиатуры * (звездочка);

деление - клавиша клавиатуры / (дробь);

возведение в степень - клавиша клавиатуры ^ (крышка).

Создание формул с использованием мастера функций

Для создания формулы следует выделить ячейку и нажать кнопку Вставка функции в строке формул. Можно также нажать комбинацию клавиш клавиатуры Shift + F3.

В диалоговом окне Мастер функций: шаг 1 из 2 в списке Категория необходимо выбрать категорию функции, затем в списке Выберите функцию следует выбрать функцию.

Если название нужной функции неизвестно, можно попробовать найти ее по ключевым словам. Для этого после запуска мастера функций в поле Поиск функции диалогового окна Мастер функций: шаг 1 из 2 следует ввести примерное содержание искомой функции и нажать кнопку Найти. Для получения более подробной справки о функции следует щелкнуть по ссылке Справка по этой функции.

После выбора функции появляется диалоговое окно Аргументы функции. В поля аргументов диалогового окна следует ввести аргументы функции. Аргументами могут быть ссылки на ячейки, числа, текст, логические выражения и т. д.

Создание формул с использованием кнопки Автосумма

Для вычисления суммы чисел в ячейках, расположенных непрерывно в одном столбце или строке, достаточно выделить ячейку ниже или правее суммируемого диапазона и нажать кнопку Автосумма панели инструментов Стандартная.

Для того чтобы просуммировать содержимое произвольно расположенных ячеек, следует выделить ячейку, в которой должна быть вычислена сумма, нажать на кнопку Автосумма в панели инструментов Стандартная, а затем на листе выделить суммируемые ячейки и/или диапазоны ячеек. Для подтверждения ввода формулы следует нажать клавишу клавиатуры Enter или еще раз нажать кнопку Автосумма.

Кроме вычисления суммы кнопку Автосумма можно использовать при вычислении среднего значения, определения количества числовых значений, нахождения максимального и минимального значений. В этом случае необходимо щелкнуть по стрелке в правой части кнопки и выбрать необходимое действие:

Среднее - расчет среднего арифметического;

Число - определение количества численных значений;

Максимум - нахождение максимального значения;

Минимум - нахождение минимального значения.

Редактирование формул

Редактирование ячейки с формулой производится точно так же, как и редактирование ячейки с текстовым или числовым значением.

Для изменения ссылки на ячейки и/или диапазон ячеек достаточно перетащить цветную границу к новой ячейке или диапазону. Для того чтобы изменить размер диапазона ячеек, можно перетащить угол границы диапазона. В формулу можно добавлять новые операторы и аргументы.

Перемещать и копировать ячейки с формулами можно точно так же, как и ячейки с текстовыми или числовыми значениями.

При перемещении ячейки с формулой содержащиеся в формуле ссылки не изменяются. При копировании формулы ссылки на ячейки могут изменяться в зависимости от их типа (относительные или абсолютные).

Использование ссылок в формулах

По умолчанию ссылки на ячейки в формулах относительные (адрес ячейки определяется на основе расположения этой ячейки относительно ячейки с формулой). При копировании ячейки с формулой относительная ссылка автоматически изменяется.

Для того чтобы ссылка на ячейку при копировании не изменялась, необходимо использовать абсолютные ссылки. Абсолютная ссылка на ячейку имеет формат $A$1.

Чтобы ссылка на ячейку была абсолютной при создании формулы, после указания ссылки на ячейку следует нажать клавишу клавиатуры F4.

Ссылка может быть не только относительной или абсолютной, но и смешанной. Ссылка формата A$1 является относительной по столбцу и абсолютной по строке, т.е. при копировании ячейки с формулой выше или ниже, ссылка изменяться не будет. А при копировании влево или вправо будет изменяться заголовок столбца.

Использование трехмерных ссылок

Трехмерные ссылки используются при необходимости выполнения действий с данными из одной и той же ячейки или диапазона ячеек на нескольких листах одной книги. Трехмерная ссылка включает в себя ссылку на ячейку или диапазон, перед которой ставятся имена листов. При этом в формулу включаются все листы, хранящиеся между начальным и конечным именами, указанными в ссылке. Например, формула =СУММ(Январь:Июнь!B2) суммирует все значения, содержащиеся в ячейке B2 на всех листах в диапазоне от Январь до Июнь включительно.

Трехмерные ссылки могут быть использованы для создания ссылок на ячейки на других листах, определения имен и создания формул с использованием следующих функций: СУММ, СРЗНАЧ, СРЗНАЧА, СЧЁТ, СЧЁТЗ, МАКС, МАКСА, МИН, МИНА, ПРОИЗВЕД, СТАНДОТКЛОН, СТАНДОТКЛОНА, СТАНДОТКЛОНП, СТАНДОТКЛОНПА, ДИСП, ДИСПА, ДИСПР и ДИСПРА.

При создании трехмерной ссылки необходимо ввести знак = (знак равенства), имя функции и открывающую круглую скобку. После этого следует щелкнуть по ярлыку первого листа, на который нужно сослаться, затем при нажатой клавише клавиатуры Shift щелкнуть по ярлыку последнего листа, на который необходимо сослаться. После этого нужно выделить диапазон ячеек, к которым применяется функция.

 

4. Вычисления с использованием функций

Финансовые вычисления

Расчет амортизационных отчислений: АПЛ(А;В;С),где

А - начальная стоимость имущества;

В - остаточная стоимость имущества;

С - продолжительность эксплуатации.

Расчет суммы вклада (величины займа): БС(А;В;С;D;Е),где

А - процентная ставка за период;

В - общее число платежей;

С - выплата, производимая в каждый период и не меняющаяся за все время выплаты;

D - требуемое значение будущей стоимости или остатка средств после последней выплаты. Если аргумент опущен, он полагается равным 0 (будущая стоимость займа, например, равна 0);

Е - число 0 или 1, обозначающее, когда должна производиться выплата. 0 или опущен - в конце периода, 1 - в начале периода.

Расчет стоимости инвестиции: ПС(А;В;С;D;Е),где А;В;С;D;Е те же, что и для функцииБС.

Расчет процентных платежей: ПЛТ(А;В;С;D;Е),где А;В;С;D;Е те же, что и для функцииБС.

Расчет продолжительности платежей: КПЕР(А;В;С;D;Е),где А;В;С;D;Е те же, что и для функцииБС.

Функции даты и времени

Автоматически обновляемая текущая дата: СЕГОДНЯ().

Для вставки текущей даты и времени можно использовать функцию ТДАТА().

День недели произвольной даты: ДЕНЬНЕД(А;В),где

А - дата, для которой определяется день недели. Дату можно вводить обычным образом;

В - тип отсчета дней недели. 1 - отсчет дней недели начинается с воскресенья. 2 - отсчет дней недели начинается с понедельника.

Математические вычисления

Суммирование: СУММ(А),где А - список от 1 до 30 элементов, которые требуется суммировать. Элемент может быть ячейкой, диапазоном ячеек, числом или формулой.

Иногда необходимо суммировать не весь диапазон, а только ячейки, отвечающие некоторым условиям (критериям). В этом случае используют функцию СУММЕСЛИ(А;В;С),где

А - диапазон вычисляемых ячеек.

В - критерий в форме числа, выражения или текста, определяющего суммируемые ячейки;

С - фактические ячейки для суммирования. Когда диапазон вычисляемых ячеек и диапазон фактических ячеек для суммирования совпадают, аргумент С можно не указывать.

Для умножения используют функцию ПРОИЗВЕД(А),где А - список от 1 до 30 элементов, которые требуется перемножить. Элемент может быть ячейкой, диапазоном ячеек, числом или формулой.

Для округления чисел используют функции ОКРУГЛ(А;В), ОКРУГЛВВЕРХ(А;В) и ОКРУГЛВНИЗ(А;В),где

А - округляемое число;

В - число знаков после запятой (десятичных разрядов), до которого округляется число.

Функция ОКРУГЛ при округлении отбрасывает цифры меньшие 5, а цифры большие 5 округляет до следующего разряда. Функция ОКРУГЛВВЕРХ при округлении любые цифры округляет до следующего разряда. Функция ОКРУГЛВНИЗ при округлении отбрасывает любые цифры.

Возведение в степень: СТЕПЕНЬ(А;В),где

А - число, возводимое в степень;

В - показатель степени, в которую возводится число.

Для извлечения квадратного корня можно использовать функцию КОРЕНЬ(А),где

А - число, из которого извлекают квадратный корень.

Тригонометрические вычисления

Синус угла: SIN(А),где А - угол в радианах, для которого определяется синус.

Арксинус: АSIN(А),где А - число, равное синусу определяемого угла.

Все тригонометрические вычисления производятся для углов, измеряемых в радианах. Для перевода в градусы следует использовать функции преобразования

ГРАДУСЫ(А),где А - угол в радианах, преобразуемый в градусы,

РАДИАНЫ(А),где А - угол в градусах, преобразуемый в радианы

или самостоятельно переводить значения, используя функцию ПИ().

Комбинаторика

Для расчета числа возможных комбинаций (групп) из заданного числа элементов используют функцию ЧИСЛКОМБ(А; В),где

А - число элементов;

В - число объектов в каждой комбинации.

Факториал числа (произведение всех чисел от 1 до числа, для которого определяется факториал): ФАКТР(А),где А - число, для которого рассчитывается факториал.

Генератор случайных чисел: СЛЧИС(). Функция вставляет число, большее или равное 0 и меньшее 1. Новое случайное число вставляется при каждом вычислении в книге.

Статистические вычисления

Расчет средних значений: СРЗНАЧ(А),где А - список от 1 до 30 элементов, среднее значение которых требуется найти. Элемент может быть ячейкой, диапазоном ячеек, числом или формулой.

Нахождение крайних значений: МАКС(А), МИН(А),где А такое же, как и для СРЗНАЧ.

Расчет количества ячеек: СЧЕТ(А),где А такое же, как и для СРЗНАЧ.

Если требуется определить количество ячеек, содержащих любые значения (числовые, текстовые, логические), то следует использовать функцию СЧЕТЗ(А).

Использование логических функций

Логические функции применяют для проверки и анализа данных, а также в условных вычислениях. Логические функции в качестве аргументов используют логические выражения. С помощью логических выражений записываются условия, в которых сравниваются числовые или текстовые значения. В логических выражениях применяются операторы сравнения, приведенные в таблице.

Оператор Значение
= Равно
< Меньше
> Больше
<= Меньше или равно
>= Больше или равно
<> Не равно

Для наглядного представления результатов анализа данных можно использовать функцию ЕСЛИ(А;В;С),где

А - логическое выражение, правильность которого следует проверить;

В - значение, если логическое выражение истинно;

С - значение, если логическое выражение ложно.

Для выполнения условных вычислений используется функция ЕСЛИ, в которой в качестве аргументов значений вставляются соответствующие формулы.

5. Установка числовых форматов

Форматирование чисел используется для более удобного представления данных на листе. Установленный числовой формат (команда Формат/Ячейки,вкладкаЧисло) сохраняется после очистки содержимого ячейки, изменения формулы, обновления импортированных связанных данных.

Общий числовой формат используется по умолчанию. Числа, имеющие общий формат, отображаются так, как они были введены с клавиатуры. Если ширины ячейки недостаточно для отображения числа с большим количеством цифр, общий числовой формат округляет число или использует экспоненциальное представление для больших чисел.

Можно также устанавливать: разделителем групп разрядов, форматы отрицательных чисел, форматы дробных чисел, процентный формат, денежный и финансовый формат, формат дат и времени.

6. Оформление таблиц

Кнопками Уменьшить отступ и Увеличить отступ панели инструментов Форматирование можно задавать отступы содержимого ячейки от края ячейки.

Горизонтальное и вертикальное выравнивание задается в диалоговом окне  Формат ячеекво вкладкеВыравнивание(командаФормат/Ячейки).

Если ширина ячейки (столбца) не позволяет поместить текст в одну строку, можно распределить текст в несколько строк в одной ячейке - установить флажок переносить по словам. При установке переносов по словам обычно автоматически устанавливается автоподбор строки по высоте. Если этого не произошло, высоту строки можно подобрать обычными способами.

Для выравнивания содержимого одной ячейки по центру произвольного диапазона можно использовать кнопку Объединить и поместить в центре панели инструментов Форматирование. В объединенную ячейку помещаются только данные из левой верхней ячейки выделенного диапазона.

Для разделения объединенной ячейки следует ее выделить, а затем нажать кнопку Объединить и поместить в центре панели инструментов Форматирование.

Для поворота содержимого ячейки следует выполнить команду Формат/Ячейки и во вкладке Выравнивание диалогового окна Формат ячеекв группе Ори<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.