|
|||
Образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксовОбразование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов Прочитать правило и выполнить упражнения ( в тетради!) Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них. 1. Приставочный способ – образование новых слов с помощью приставок. Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере- (пере-плы-ть ← плы-ть).
Например: дис-комфорт□ ← комфорт□; вы-ходи-ть ← ходи-ть; сверх-одарённ-ый ← одарённ-ый; по-ныне ← ныне. Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов. Ср.: за-пе-ть ← пе-ть; до-пе-ть ← пе-ть; с-пе-ть ← пе-ть; пере-пе-ть ← пе-ть. 2. Суффиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов. Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и-ть ← смол-а).
3. Постфиксальный способ – образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.
а) возвратный постфикс -ся;
Например: учи-ть-ся ← учи-ть; как-ой-то ← как-ой; когда-либо ← когда. Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.
Упражнение. Найдите производящие слова для следующих имён существительных. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Укажите способ словообразования. Аптекарь, артистизм, аферист, безвкусица, белизна, беспорядок, богатство, величие, вице-президент, влажность, вороньё, всячина, выборы, гладь, глушь, горечь, градусник, громадина, доченька, жестянка, жильё. Упражнение. Найдите производящие слова для следующих имён прилагательных. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Укажите способ словообразования. Бабушкин, безбородый, безвинный, безголосый, безграмотный, беззубый, безъязыкий, безъязычный, бескрылый, бесполый, бесхвостый, бесчеловечный, буровой, вешний, волосатый, говорливый.
Упражнение. Найдите производящие слова для следующих глаголов, причастий и деепричастий. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Укажите способ словообразования. Бродяжничать, венчать, венчающий, виднеться, видневшийся, вскрикивать, вскрикнуть, выпрямить, выпрямленный, выпрямиться, выпрямлять, выпрямляя, выпрямляться, группировать, жадничать, запятнать, запятнанный, змеиться. Упражнение. Найдите производящие слова для следующих наречий. Составьте словообразовательные пары и выделите в них производную и производящую основы. Назовите способ словообразования. Босиком, вблизи, вдогонку, весело, вечером, взамен, взаперти, вкрутую, воистину, волчком, во-первых, вплавь, вручную, вслепую, всячески, дважды, досуха, ежедневно, засветло, изредка, искренне, летом, мельком, молодецки.
|
|||
|