|
|||
Вокальное творчество. Гретхен за прялкой».Стр 1 из 4Следующая ⇒ Вокальное творчество В большой мере благодаря Шуберту песня для голоса с фортепиано стала в романтической музыке одним из ведущих жанров, тогда как в творчестве композиторов-классиков она занимала второстепенное место. Новым в шубертовских песнях явилось более тесное, чем прежде, единение музыки и поэзии. С одной стороны, в них напевная закругленная мелодия замечательно передает общее содержание и настроение поэтического текста, а с другой — в нее включены выразительные декламационные обороты. Небывало важная роль стала принадлежать в песнях Шуберта развитой и разнообразной по фактуре партии фортепиано. В ней органично объединены выразительные и изобразительные черты. Форма шубертовских песен индивидуализирована в зависимости от содержания поэтического текста. В своем обширном песенном творчестве Шуберт использовал произведения около ста поэтов, главным образом немецких и австрийских. Первые его выдающиеся песни — «Гретхен за прялкой» (1814) и «Лесной царь» (1816) — написаны на стихи великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. «Гретхен за прялкой». «Гретхен» — уменьшительный вариант имени «Маргарита», которое носит героиня первой части стихотворной трагедии Гёте «Фауст». Гретхен занята работой — прядением. Но все мысли девушки — о покинувшем ее возлюбленном, которого она не в силах забыть. Удивительно просто и трогательно переданы горестные чувства Гретхен в первых фразах песни. Из них вырастает вся мелодия, и они то полностью, то частично повторяются, наподобие рефрена, в середине и в конце песни. А фортепианная партия, подражая монотонному жужжанию прялки, одновременно выражает неотступную душевную печаль и затаенную тревогу.
|
|||
|