Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конспект урока Повторение и обобщение материала, изученного на уроках информатики в 11 классе



Конспект урока "Повторение и обобщение материала, изученного на уроках информатики в 11 классе"

 

Сегодня вам предстоит последний урок информатики в стенах школы. Давайте же вспомним, что мы узнали и чему научились за этот год. Изучение курса информатики в одиннадцатом классе мы начали с раздела «Информационные системы и базы данных», затем мы перешли к изучению компьютерных сетей, в частности интернета, после него мы изучали информационное моделирование и последние несколько уроков мы посвятили изучению социальной информатики. Вкратце вспомним, что мы узнали, во время изучения каждого из разделов.

На уроках по информационным системам и базам данных мы изучали информационные структуры, а любая структура – это система. Системойназывается совокупность объектов, обладающая определённой целостностью и назначением, находящаяся во внешней среде. Часто системы, сами состоят из систем, такие системы называются подсистемами первой. А первая система, по отношению к входящим в неё системам, называется надсистемой.

Для того чтобы иметь понятие о системе, можно составить её модель. Вспомним, какие модели систем мы знаем. Модель чёрного ящика самая простая, система представляется в виде объекта, который влияет, на внешнюю среду и на который влияет внешняя среда. Модель состава системы – это перечень всех объектов, входящих в систему. Структурная модельотображает все объекты системы и связи между ними.

Структурную модель системы можно представить в виде графа. Тогда объекты системы будут вершинами графа, а связи между ними – его рёбрами и дугами. Рёбрами называются двухсторонние связи между вершинами, а дугами – односторонние. Если в графе все связи изображены дугами – такой граф называется ориентированным. Если ориентированный граф не содержит ни одной петли – он называется деревом. В виде дерева представляются структурные модели иерархических систем.

Подробнее мы изучали информационные системы. Информационной системойназывается целостная система взаимосвязанных средств и методов сохранения, обработки, поиска и распространения информации, обслуживаемая и используемая человеком. Она может располагаться на одном компьютере, или же может быть доступна по сети. Информационную систему можно разделить на три части: базу данных, клиентское приложение и пользовательский интерфейс.

Эти части взаимодействуют между собой следующим образом. Пользователь задаёт запрос в информационную систему через пользовательский интерфейс. Он передаёт запрос в клиентскую программу. Клиентская программа обрабатывает запрос, и запрашивает нужную информацию из базы данных. После чего она обрабатывает полученный из базы данных результат и возвращает его пользователю через пользовательский интерфейс.

Основой информационной системы является база данных. Человек, обладая определёнными навыками, может получить, необходимую ему информацию из базы данных, без использования информационной системы.

Моделью базы данных называется описание её структуры. Есть множество моделей баз данных, например, иерархическая, сетевая и реляционная.

Самой распространённой моделью является реляционная модель базы данных. В ней информация представляется в виде одной или нескольких связанных таблиц. Строка такой таблицы называется записью. Записи содержат информацию об объектах. Столбец такой таблицы называется полем. Поля содержат информацию о значениях какого-либо свойства у объектов. Каждая запись таблицы содержит уникальный идентификатор, который называется главным ключом.

Управление базами данных осуществляется посредством специальной программы, системы управления базами данных. Управление данными через них осуществляется с помощью запросов. Запрос состоит из списка запрашиваемых полей, условия выбора записей и порядка сортировки. Запросы к базам данных можно формировать с помощью структурированного языка запросов «SQL» и при помощи конструктора запросов системы управления базами данных. Мы учились конструировать реляционные базы данных с помощью системы управления «LibreOfficeBase».

После изучения информационных структур мы перешли к изучению компьютерных сетей, в частности интернета. Как и любая компьютерная сеть, интернет состоит из аппаратного и программного обеспечения.

Рассмотрим его аппаратное обеспечение. Компьютерный узел – это один или несколько мощных компьютеров постоянно подключённых к сети. Через компьютерные узлы к интернету подключаются компьютеры-клиенты. В любой компьютерной сети компьютеры соединены между собой по различным каналам связи. Это может быть телефонная линия, электрический кабель, оптоволоконный кабель и радиосвязь, которая осуществляется через спутники. Каналы связи отличаются друг от друга, ценой, пропускной способностью и надёжностью.

Программное обеспечение интернета можно разделить на серверное, которое устанавливается на узловые компьютеры и клиентское, которое устанавливается на компьютеры пользователей. Всё оно функционирует благодаря ряду особых соглашений, сетевых протоколов. Их можно разделить на базовые, к которым относятся сетевые протоколы TCP\IP и прикладные, по которым функционируют отдельные службы интернета, например протокол передачи файлов FTP и простейший протокол передачи почты SMTP.

Рассмотрим, как работают базовые сетевые протоколы. Протокол управления передачей отвечает за передачу информации между компьютерами сети интернет. Так, любая отправляемая информация, делится на отдельные пакеты в соответствии с этим сетевым протоколом. Информационные пакеты содержат часть данных, которые необходимо передать и служебную информацию, на пример порядковый номер пакета и адреса компьютера отправителя и компьютера-получателя. На стороне принимающего компьютера в соответствии с этим же сетевым протоколом, по служебной информации эти информационные пакеты собираются в сообщения. Если какой-то сетевой пакет не был получен – он запрашивается снова.

Межсетевой протокол IP отвечает за маршруты передачи отдельных информационных пакетов. В соответствии с ним, каждый компьютер, подключённый к интернету имеет уникальный идентификатор или IP-адрес.

Он содержит тридцать два бита информации. Для удобства представления его делят на четыре однобайтных октета и значение каждого из них переводится в десятичную систему счисления. Полученные числа записываются через точки. Благодаря доменной системе имён, некоторые узловые компьютеры получают так же уникальное доменное имя, которое состоит из символов. Доменное имя сервера состоит из имени его домена и всех доменов, в которые он входит. Они записываются от последнего уровня к первому, через точки.

Информационный пакет передаётся от отправителя получателю через другие компьютеры. Для каждого информационного пакета устанавливается самый выгодный маршрут в момент его создания. Так по одному каналу связи может перемещаться разу множество информационных пакетов, которые являются частями разных сообщений.

Как вы знаете, интернет предоставляет пользователям целый ряд возможностей. Они представлены его службами. Службы интернета можно разделить на информационные и коммуникационные. Информационныеслужбы дают пользователям доступ к информации. Примеры информационных служб интернета: всемирная паутина и служба передачи файлов. Коммуникационные службы позволяют пользователям интернета общаться между собой. Примеры коммуникационных служб: электронная почта и IP-телефония.

Недавно в интернете стали появляться службы, информационным наполнением которых занимаются сами пользователи. Таким образом, они совмещают в себе черты информационных и коммуникационных служб. Их называют службами web 2.0. Примеры таких служб: блоги и фото-видео хостинги.

Наиболее подробно мы изучили самую массовую службу интернета, всемирную паутину. Она представляет собой сеть документов, связанных между собой гиперссылками.

Гиперссылка – это отдельное слово или предложение в тексте. Обычно оно выделяется другим цветом или подчёркиванием. При нажатии на гиперссылке левой кнопкой мыши, пользователь перемещается на веб-страницу, к которой она привязана. Текст, содержащий гиперссылки, называется гипертекстом. Всемирная паутина работает в соответствии с сетевым протоколом HTTP или протоколом передачи гипертекста. Гиперссылка привязана к определённой веб-странице, благодаря указателю перехода. В качестве него используется универсальный указатель ресурса веб-страницы или URL. Он состоит из названия сетевого протокола, доменного имени веб-сервера, и расположения веб-страницы на сервере. Они разделяются знаками «/».

Большинство веб-страниц, входят в состав веб-сайтов. Веб-сайт – это система веб-страниц, которые принадлежат одной организации или лицу и рассматриваются как одно целое. Мы изучили основы создания сайтов. Свой сайт можно создать, используя язык разметки гипертекста HTML, или же один из визуальных HTML-редакторов. Мы создали типовой веб-сайт с помощью визуального HTML-редактора «KompoZer».

Затем мы перешли к разделу «Информационное моделирование», в котором мы учились создавать компьютерные модели систем. Изучая данный раздел, мы узнали, что модель – это объект-заменитель, который отражает интересующие нас свойства оригинала. Под информационной модельюпонимают, некоторое описание свойств объекта-оригинала.

Мы изучали компьютерные модели, это информационные модели, реализованные на компьютере.

Для создания компьютерной модели определяется цель моделирования. Затем на этапе системного анализа по объекту оригиналу создаётся теоретическая информационная модель, которая реализуется на компьютере с помощью каких-либо программных средств.

Мы изучали математическое моделирование зависимостей между величинами. Величиной называется количественная характеристика объекта. Любая величина имеет имя, отражающее её смысл, тип, определяющий какие значения она может принимать, и значение, которое может выражаться переменной или константой. Величины могут зависеть друг от друга функционально или другим образом. Эту зависимость можно выразить математически, и табличной или графической моделью.

Так же мы изучали модели статистического прогнозирования и корреляционные модели. Для прогнозирования на основе данных статистики мы строили статистическую регрессионную модель. Согласно которой определяли вид регрессионной функции. По этой функции можно предсказать зависимость одной величины сложной системы от другой на некотором промежутке.

Корреляционная модель помогает определить зависимость между величинами, каждая из которых подвергается неконтролируемому разбросу. Она помогает установить, насколько сильно влияет один фактор системы на другой, и определить из нескольких факторов, самый существенный.

Ещё мы изучали модели оптимального планирования. Как правило, задача такой модели сводится к тому, чтобы найти максимальное или минимальное значение функции нескольких переменных при заданных ограничениях. Такие модели имею очень широкую область применения. Например, если составить такую модель можно определить наиболее выгодный план работы предприятия при ограниченном наборе ресурсов.

Последние несколько уроков мы посвятили изучению социальной информатики. Мы узнали, что общественно полезная информация составляет целую группу ресурсов, которые называются информационными. К ним относится на пример ресурсы библиотек, а также научно-техническая и другая информация. В отличие от материальных ресурсов, информационные не исчезают в результате их использования. Они лишь накапливаются и видоизменяются.

Информационные ресурсы, как и другие, могут выступать в качестве товара. Так продаются базы данных информационных систем и научно-техническая информация в виде патентов. Благодаря развитию информационных технологий формируется организованный рынок информационных ресурсов и услуг. В качестве информационных услуг могут выступать, например, подбор информации, обучение и консультирование.

С увеличением количества информации, производимой людьми, весь цивилизованный мир движется к состояниюинформационного общества. Так называется общество, в котором постоянно циркулируют большие объёмы информации, и есть средства для её хранения, передачи и обработки. Движение к информационному обществу влияет на экономику и рынок труда государства, на развитие технологий, систему образования, культуру и уклад жизни людей.

Однако это движение несёт с собой и ряд социальных и экономических проблем, которые можно решить лишь усилиями всего общества в целом. Для того, чтобы упорядочить жизнь общества в новых условиях совершенствуются государственные законы в информационной сфере.

Так, как информация влияет на все сферы жизни людей, все более актуальной становится проблема информационной безопасности.

Сегодня мы кратко повторили материал, изученный на уроках информатики в этом году. Можете не сомневаться, что эти знания, как и другие полученные в школе пригодятся вам и в дальнейшем, какой бы дорогой вы не пошли.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.