|
|||
Пирамида общей персонологии Сравнить основные области персонологии по содержанию и уровням развития"Пирамида общей персонологии" Сравнить основные области персонологии по содержанию и уровням развития Тезисы: Персонология рассматривает личность с разных сторон и по разному (всесторонний и интегральный подход). В ответе на этот вопрос можно упомянуть, что такое персонология “новой” науки, которую развивают Старовойтенко и Исаева. В чем же это триединство состоит? А вот в чем: существуют несколько направлений, в котором человечество исследует само себя: 1. Культура пространство символов, образов, понятий; 2. Теоретический совокупность теорий и идей, которые объясняют человека (психология); 3. Практический набор методов и подходов, которые могут этого человека менять; 4. Венчает это все центр, общая персонология наука, которая пытается соединить все перечисленные разрезы знаний в один, общий и выработать способы и методы познания себя, знакомства с собой для более полного проживания времени своей жизни.
Ответ:
Что мы тут видим? 1. «Культурная психология личности», в узких кругах известна как “культура”. Эта область включена в схему потому, что культура очень важная часть жизни людей, их развития, самопознания, самовыражения, а также инструмент выхода за границы индивидуальной жизни. Мы проживаем жизнь, видим и создаем реальность с помощью инструментов и символов культуры. (культура тут сумма основополагающих текстов, образов, символов и практик). Другие поводы включить культуру в поле исследования процессы осмысления понятия «личность», которые по разному протекают в различных культурах; использование разнообразных культурных источников для обогащения и систематизации знаний о личности; изучение феноменов творчества той или иной личности в культуре. Еще одним ответом на вопрос “А при чем тут культура? Вроде есть культурология отдельно” может стать ответ, что теоретические (да и практические) построения психологии основаны на культуре людей и именно под этим углом ее рассматривает персонология. Еще важно упомянуть, что именно культура придает значение и ценность субъективной реальности каждой личности, которая присутствует в обществе в данный момент, рассматривает личность как субъект и объект познания. 2. «Фундаментальная психология личности» общее имя для всех теоретико-эмпирических разработок в области психологии личности. К ним относятся системы понятий и категорий, теории и концепции личности, теоретические модели исследований личности, значимые «факты личности», найденные теоретически и эмпирически, методы получения и интерпретации знаний и фактов, способствующие объяснению, пониманию и прогнозам личностной реальности, экспериментальные подходы и результаты, дающие основания для прорывов в изучении личности. Задачей фундаментальной психологии личности («теоретической персонологии») является рассмотрение различных идей о личности, обогащение теории исследованиями в парадигме культуры, обнаружение культурных моделей личностной рефлексии, изучение индивидуальной жизни, отношений, «Я», возможностей и диалогов личности, трансляция новых идей и концептуальных моделей в практику помощи и развития личности. Проектом теоретической персонологии является движение к созданию общей теории личности как пространства нового отношения к известному и неизвестному в личностной реальности. 3. «Практическая психология личности» – обширная область практики психологической работы, которая ориентированна на сопровождение, рефлексию, проблематизацию и изменения жизни клиентов. Особенностями этой области являются слабые связи между подходами, т.к. у разных подходов разные теоретические основания, а также притязания на уникальность отдельных практик. Кроме того, существуют несоответствия между моделями мышления той культуры, где появилась практика, и мышлением в культуре, где эта модель применяется. Однако именно этот раздел персонологии является точкой устремления теоретиков, экспериментаторов и герменевтов, видящих свою цель в возвышении жизни человека на уровень «достижения себя» и умножения возможностей других в сообществе свободных личностей. Перспективой практической психологии личности, или «практической персонологии» является выход в пространство новых теорий и концепций личности для преломления их идей в контексте устоявшихся консультативно психотерапевтических техник и для введения в теорию «критических» фактов изменений личности и ее отношений, обнаруженных в практике.
Ожиданиями к этой части общей персонологии являются теоретические исследования, посвященные сравнению и метаанализу эффективности разных практик в решении жизненных проблем и задач личности, а также изучение личностных установок и рефлексии консультантов и клиентов, связанных определенной формой помогающего взаимодействия. Важная роль принадлежит изучению истории консультативно-психотерапевтической деятельности в разных культурах, раскрытию свойств психопрактик личности как культурных феноменов, определению потенциала «искусства индивидуального консультирования» в современном культуротворчестве. «Психология самополагания личности» – это условный центр треугольника общей персонологии, точка объединения усилий персонологов, создающих знания в системе герменевтики, теории и практики. Здесь интегрируются: результаты самопознания и профессиональной самореализации исследователей и практиков; рефлексивные открытия испытуемых и клиентов в процессах персонологического взаимодействия; данные о жизненном обновлении и усилении «Я» личности, происходящих в присутствии и при участии персонолога как значимого другого; жизненные проекты персонологов в плане личных вкладов в науку. Каждый профессиональный психолог отстаивает свою индивидуальность в психологии, свое авторство как ценность культуры, свой жизненный стиль как выражение персональной состоятельности. Перспективой психологии самополагания личности, или «персонологии самополагания», является разработка исследовательских и консультативно психотерапевтических моделей, ориентированных на целостное раскрытие индивидуальной жизни и ее субъектного начала, на изучение и развитие «Я», рефлексии, самопознания в научном творчестве, диалога «Я – Другой». Необходима активная рефлексия персонолога в плане раскрытия свобод и ограничений для саморазвития в терапевтических и консультативных отношениях с клиентами, о также отношениях с адресатами авторских текстов, раскрывающих опыт практической работы. «Все мы обучаемся достаточно быстро, – пишет Нэнси МакВильямс – благодаря непредсказуемым нюансам отдельных психотерапевтических взаимоотношений, внутри которых мы и развиваемся, точно так же, как быстро бледнеют наши самые элегантные и удовлетворяющие нас формулировки рядом с тайной, какой является человеческая природа. Поэтому я верю, что мои читатели смогут развить мои построения». Важен также поворот к исследованию самоотношения личностей в аспекте определения для себя значимости – незначимости, принятия – непринятия, освоения – отчуждения персонологического знания, а также к нахождению эффективных способов жизненного применения научных фактов и практик из области современной психологии личности. Необходимы референции к культурноисторическим опытам рефлексии выдающихся мыслителей и мудрецов в плане их влияния на самосознание и формы жизни их учеников, последователей, воспитанников, близких людей. Не претендуя на полноту охвата общей персонологии, мы обосновываем пути развития культурной персонологии, в контексте которой разрабатываются новые концептуальные модели личности и ее жизни, относящиеся к области теоретической персонологии, а также рефлексивные модели развития личности, относящиеся к практической персонологии и персонологии самополагания.
|
|||
|