Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Каждый пишет, что он слышит» или Экспресс-помощь в составлении звуковых схем.



 

 

«Каждый пишет, что он слышит» или Экспресс-помощь в составлении звуковых схем.

 Звуковые схемы! Сколько пролитых детьми слёз и выпитой родителями валерьянки при выполнении этих самых заданий.

Слова из песни Булата Окуджавы «Каждый пишет, что он слышит…»  иное значение обретают при изучении фонетики.

Тема и впрямь предполагает, что слышать, слушать и прислушиваться ребенок научился уже в дошкольном детстве. Осталось перевести эти умения в ЗНАКИ.

Психологи говорят, что современный человек, из-за обилия информации, воспринимает осознанно не более пяти её (информации) единиц. Попробуем разобраться за пять шагов!

Шаг 1. Два понятия ЗВУК (то что, слышим и произносим) и БУКВА (графический знак, с помощью которого передаем звук на письме) путать нельзя никому – ни учителю, ни родителю. Это чтобы ребенок разобрался и тоже не путал.

Буква «Эм», а звук м или мь [м, м`]. Нажимаем пальчиком на букву и «звучим» её голосом.

Шаг 2. Звуки речи (еще бывают музыкальные, шумовые..)

а) бывают ГЛАСНЫЕ (ГЛАС = ГОЛОС, воздух выходит без преграды). Они СЛОГ образуют. Их в схемах договорились обозначать красным цветом (НЕ ЗВУК КРАСНЫЙ!) [О]        Читаем: АУ! Слышим: [ау] – обозначаем

б) бывают СОГЛАСНЫЕ («соглашаются звучать при гласных», воздух всегда «спотыкается о преграды» - губы, зубы, язык). Слог НЕ образуют. Их в схемах договорились обозначать  (твёрдый согласный) или (мягкий согласный). Играем в мяч. «Бросаем» ребенку звук с мячом. Просим вернуть ответ (гласный или согласный, потом мягкий согласный или твердый согласный). Не забываем меняться ролями.

Шаг 3. Каждый звук имеет свои признаки. Гласный мы слышим благодаря голосу (их часто пропускают дети, которые разговаривают сквозь зубы – ведь в собственной речи как раз гласные и не слышат, значит, уху при составлении звуковой схемы опереться не на что).  «Поем» цепочки гласных, заодно удлиняем воздушную струю для чтения. Определение твердого и мягкого согласного звука – в таблице.

Таблица 1

Гласные Согласные
Воздух преграду НЕ встречает Воздух встречает преграду
Образует слог НЕ образует слог
Бывает УДАРНЫЙ (слышен в слове четко, без вариантов) и БЕЗУДАРНЫЙ (а/о? е/и?) Бывает ГЛУХОЙ (слышим только шум) или ЗВОНКИЙ (слышим шум И голос)
Гласный звук всегда обозначают одинаково: Бывает ТВЁРДЫЙ  (все мышцы губ, языка напряжены) или МЯГКИЙ (мышцы расслаблены)

«Бросаем» мяч с твёрдым звуком [д], ребёнок «возвращает» с мягким [д`]. Заодно ставим «ловушки»: [ч`, й`, щ`] – всегда мягкие; [ж, ш, ц] – всегда твёрдые.

Это первый этап. Ребенок учится слышать мягкие и твердые согласные, чтобы на письме выбрать букву: а или я, о или ё, у или ю, ы или и, э или е. Работаем с кассой букв и слогов или конструктором «ТИКО. Грамматика» (там все буквы на красных, синих, зеленых деталях, а сзади подсказка с колокольчиком). Заодно моторика развивается.

Шаг 4. Практика. Составим звуковую схему нескольких слов:

Дом         Лес       Раки        Реки       

Произнесем слово медленно, продлевая КАЖДЫЙ звук: дд-оо-мм. Слышу [д], это согласный, он твердый. Обозначу синим цветом (хотите клетки закрашивайте, хотите конструктором или пробками выкладывайте). Слышу [о], это гласный. Обозначу красным цветом. Слышу [м]. Это твердый согласный. Обозначу синим цветом.

Важно: отверните ребенка от слов в момент произнесения. Нельзя ориентироваться на буквы.

Произносим льльээсс (в транскрипции пишется [л`эс]). Слышу ль. Это согласный. Он мягкий. Обозначу зелёным цветом. Слышу эээ. Это гласный. Обозначу красным цветом. Слышу ссс. Это согласный. Он твёрдый. Обозначу синим цветом.  

Теперь попробуйте СООТНЕСТИ готовые схемы со словами. Помните, что слова читаем, а потом СЛУШАЕМ еще раз, не глядя на буквы.

     
       

                                         

раки                                                 реки  

 

Шаг 5. «Подводные камни» - лань, юла, поёт.

Здесь придётся выучить (или вспомнить) – ь знак звука не обозначает [л-а-н`]: 

     

Буквы Я, Е, Ё, Ю (их йотированными называют) – обозначают два звука В НАЧАЛЕ СЛОВА (яма, юла, ёж, еда) и ПОСЛЕ гласного звука (поёт, лает, стоят, дают):

       

 юла [й`ула] Ю в начале слова дала 2 звука.                          

         

поёт                             [пай`от ] Ё после гласного звука

даёт два звука.

Это азы составления звуковых схем и обучать ребенка надо на простых словах. Хорошо иметь дома фонетическую ленту, которая обычно висит в классах над доской.

Повторюсь: при составлении схемы слово СЛУШАЕМ и «прислушиваемся» к физическим ощущениям своего речевого аппарата. Слово для звукового анализа усложняем и удлиняем постепенно. Помним: труднее даются стечения согласных (строка, прямой), легче открытые слоги (машина, воробей).

В заданиях учебников и на профессиональном языке учителей встретитесь с понятием «буква, обозначающая на письме гласный (мягкий согласный звук, …)» При таком «зашумлении» ребенку трудно дойти до сути обозначения звука в схеме (если просить озвучивать так), но понимать эти задания в учебнике сможет.

P.S. Согласные ещё бывают звонкие и глухие. Это становится важным, когда дети начинают знакомиться с орфограммами «Парный согласный», «Буквосочетания», «Разделительные мягкий и твёрдый знаки»... Поэтому «От простого к сложному», только когда простым овладели и понимаем J

Подробности  в справочниках для начальной школы Татьяны Васильевны Шкляровой и в будущей статье «Фонетический разбор слова». Пособия, на которые я ссылаюсь – далеко не единственные, но проверенные практикой.

Успехов!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.