Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сопоставительный анализ повестей Сын полка И. Катаева и Иван В. Богомолова.



 

Тема: "Книга о Великой Отечественной войне в детском чтении"

Сопоставительный анализ повестей "Сын полка" И. Катаева и "Иван" В. Богомолова.

 

Произведение И. Катаев «Сын полка» В. Богомолов «Иван»
Где и в какое время происходит действие Автор «Сына полка» создал произведение на основе реальных событий, которые и вправду имели место во время Второй мировой войны. Действие происходит осенью. Автора, корреспондента военной газеты «Красная звезда» Валентина Катаева, очень сильно впечатлила судьба осиротевшего мальчика по имени Ваня Солнцев. Он рассказал журналисту, что мать погибла от рук немцев, когда те решили отобрать уцелевшую корову, а отец пал во время военных действий. Немцы подступали все ближе, детдом эвакуировали за Урал. Действие происходит на территории бывшего Советского Союза. События в повести происходят на берегу Днепра в одном из батальонов. Все действия происходят во время Великой Отечественной войны.
Герой в системе образов Ване Солнцеву всего 12-13 лет, а выглядит он не старше десятилетнего. Вначале рассказа перед читателем предстает образ исхудавшего, заросшего за 2 года без стрижки деревенского паренька. Во сне черты лица Вани Солнцева искажались от горя, слезы капали с ресниц, а зубы яростно скрипели от ненависти к фашистам. Позже, отправляясь на задание, он напоминал обычного деревенского пастушка, который был одет в домотканые штаны, окрашенные в коричневый цвет луковой шелухой, на плечах рваная кацавейка, а через плечо переброшена торба. Лицо темное и сухощавое, прямой нос, синие глазенки и шапка из русых волос, напоминающих крышу избы. Разведчикам очень нравился: «этот синеглазый, заросший русыми волосами, худенький парнишка». Временами он был вежливый, а иногда злой. Отважный Ваня Солнцев стал сыном полка. После стрижки его образ стал совсем другим. Он уже совсем стал напоминать маленького солдатика: уши без шапки волос казались немного большими, а шея очень тонкая: «…лоб оказался открытый, круглый, упрямый…», с небольшой армейской челочкой. У Вани отец погиб в самые первые дни войны. Мать не отдавала фашистам корову и ее тоже убили. От голода умерли бабушка и младшая сестричка. Деревня была сожжена неприятелем, и мальчик остался совсем один. Он попал в немецкий лагерь, где сильно болел. Смышленый паренек смог убежать, два года прятался в лесах, шел к линии фронта, чтобы попасть к советским военным. За это время Ваня Солнцев, будущий сын полка совсем одичал, по своим характеристикам он напоминал волчонка: стал злым и готовым всегда постоять за себя, носил в сумке наточенный гвоздь. Мальчика нашли в лесу разведчики и хотели оставить при своем отделении. Но капитан Енакиев приказал отослать парнишку в тыл. Паренек ловко сбежал из грузовой машины, когда его везли за линию фронта. Каким-то чудом вернулся в часть. Увидев ловкость и смышленость, а также отвагу пацаненка, Енакиев разрешил мальчику остаться у разведчиков. Ваня участвовал в одной опасной вылазке, его поймали немцы и пытались выведать, кто его послал шпионить. Но мужественный по своей характеристике мальчик стойко молчал. Капитан Енакиев устроил паренька при себе связным. Готовился ответственный бой. Первый взвод батарей Енакиева был брошен вперед, он прикрывал фланги пехоты. Ваня был как раз в первом взводе. Советские войска продвигались вглубь тыла противника. Но неприятель бросил в атаку танки. Капитан передал маленькому солдатику «важное» письмо, и велел отнести послание начальнику штаба. Отважные бойцы умерли на поле боя вместе со своим капитаном. По просьбе Енакиева Ваню отправили учиться в суворовское училище. В повести Владимира Богомолова “Иван”, главный герой - мальчик 12 лет, которого зовут Иван Буслов, хотя среди разведчиков он больше известен под фамилией Бондарев. Это обычный худенький мальчик, который любит играть, но играет с ножами и биноклем, а не с мячиком или шайбой. Иван страшно ненавидит фашистов, которые убили его родных, он видел за свои двенадцать лет столько горя, сколько не видел другой человек за всю долгую жизнь. Вместо игр, он живет на оккупированных территориях, ходит по разным поселениям, собирая любую информацию. Он доносит в штаб все, что увидел, что запомнил. Сам же он превратился в хладнокровного человечка, в душе которого только ненависть, что сделала его сердце холодным. Хотя, иногда, в мальчишке просыпаются чувства радости, восторга, но все это кратковременные чувства. Ивана мы видим глазами повествователя Гальцева. Главной особенностью портретных характеристик является выделение ключевых деталей, которые повторяются. Так, при первой встрече с мальчиком, мы видим большие, необычно широко расставленные глаза, скуластое лицо. И в конце повести читаем: «Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко расставленным глазам – я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко…». В портрете Ивана в начале и в конце повести повторяется описание его взгляда, а через него внутреннего состояния героя: «Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья, настороженно и отчуждённо…; Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий с тонкими руками и ногами… хотя по лицу, не по-детски сосредоточенному…; в его взгляде, в выражении измученного лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение…». А вот его портрет в конце повести: «Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при нашей первой встрече в землянке на берегу Днепра». В слове «сбычась» автор показывает нам признаки «угрюмости», «сосредоточенности», «сердитости» «настороженности», «отчуждённости», сравнивая его с быком. У Ивана недетская ненависть к войне, о чём говорят разные герои повести: «Ему ненависть душу жжёт!; Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось… Он и в партизанах был, и в Тростянце, лагере смерти…У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестрёнку, - трясётся весь. Я никогда не думал, что ребёнок может так ненавидеть; Ненависть его не перекипела. И нет ему покоя…» (Холин). В конце повести, в документах тайной полиции читаем: «На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи». Сам Иван говорит о себе: «Нервеность во мне какая-то». Иван по детски коверкает слово «нервность». Он имеет ввиду беспокойство и волнение за порученное дело, лёгкую возбудимость, порывистость в отношении во взрослыми – т.е. состояние нервного напряжения. Это состояние объясняет разведчик Холин: - Видишь ли, то, что он делает, и взрослым редко удаётся. Он один даёт больше, чем ваша разведрота; - Третий год воюешь?.. И я третий… А в глаза смерти – как Иван – мы, может и не заглядывали… за тобой батальон, полк, целая армия… А он один!». Таким образом, нервеность бычачье упрямство, из-за которого его невозможно отправить в тыл, в суворовское училище, и его недетская ненависть объясняются тем, что смыслом его мальчишеской жизни стала месть. Он говорит: «пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». В тексте повести постоянно выявляется «детское» в образе Ивана, констатирующее с «взрослыми» чертами его облика и характера: «Худенький мальчик лет одиннадцати, маленькие босые ноги; худенькое с проступающими рёбрами тельце; пальцы у него были с коротко обгрызенными ногтями; уши у него были маленькие, розовые, нежные; мальчик забрался в мою постель и улёгся лицом к стенке, подложив ладошку под щеку; улыбнулся впервые, обрадовано совсем по-детски…». С одной стороны белоголовый мальчик, парень с норовом, бедолага, бездомный отрепыш, чудной малец. А с другой стороны его никто не называет Ваней, Ванюшей, а Иваном, отдавая должное его недетской работе, и даже побаиваясь мальчика.
Характеристики персонажей, приёмы их создания Капитан Енакиев. Командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе. Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. В решительный момент, капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает. Биденко. Бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков-друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка». Горбунов. В «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь. Ковалев. Знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой. Гальцев. Старший лейтенант, командир батальона. Смелый, открытый, добрый. Хорошо знает немецкий язык, после ранения становится переводчиком. Холин. Капитан разведки. Человек грубый, прямолинейный, громкоголосый, красивый, высокого роста. Любит Ваню как собственного сына. Катасонов. Старшина разведки. Невысокий, худенький, вежливый. Убит шальной пулей. Грязнов. Подполковник разведки. Текст пронизан голосами персонажей: «Чтобы не наследить на том берегу» (голос Холина); «Маслов требует, чтобы я «лично вкладывал душу» в отчётность» (голос Маслова); «Ведь это он, Катасонов, в ту ночь ждал с лодкой у Диковки, где немцев столько, что к берегу не подойдёшь» (слова Ивана). В повествовании автор употребляет устно-разговорные, просторечные и народные выражения. Например, разведчик Холин часто употребляет речевую форму, воспроизводящую сжатые слова «в случ-чего»: «Мы находимся против оврага, чтобы случ-чего снова высадится на вражеском берегу и прийти на помощь мальчишке… Останешься здесь. А я пойду за лодкой. Чтоб случ-чего не всыпаться обоим». Другие выражения как: мозгая сырость, ражий детина, печка утухла, суечусь, вылазь, одежа, не улыбься, едун напал, табанить ит.д. добавляют эмоциональную окраску речи. Очень эмоциональна речь Холина: «Шкура, трепач, нож вонючий и т.п.». Он часто употребляет в речи приговорки и дружеские подначки: «Эх, голова, два уха!; Чудак-рыбак; Тут всё не раз продумано; Порядок; Всё подшито, прошнуровано и т.п.».
Сюжет Во время выполнения боевого задания группа разведчиков обнаруживает в окопе мальчика, который тяжело бредит во сне. Почувствовав свет фонарика, он моментально вскакивает и выхватывает из своей торбы отточенный ржавый гвоздь. Сержант Егоров успевает перехватить руку ребёнка и прошептать: «Свои». Мальчик успевает в ответ прошептать «Наши!», после чего теряет сознание. Мальчика зовут Ваня Солнцев. Отец его погиб на фронте в первые дни войны, мать была убита немцами. Младшая сестра и бабушка умерли от голода. Отправленный полевыми жандармами в детский изолятор, Ваня сумел сбежать и с той поры почти три года скитался по полесским лесам. Сержант Егоров, докладывая капитану Енакиеву о найдёныше-пастушке́, отмечает, что смышлёный мальчуган превосходно ориентируется на местности; разведчики хотели бы оставить его у себя. Однако Енакиев принимает решение отправить ребёнка в тыл. Когда Ване, который впервые за много месяцев почувствовал себя в безопасности, сообщают о распоряжении капитана, он дерзко отвечает, что всё равно сбежит. Мальчик действительно умудряется дважды обмануть сопровождающего его ефрейтора Биденко. Первый раз Ваня выпрыгивает из грузовика и прячется в лесу на дереве; Биденко ищет его больше двух часов и находит благодаря букварю, выпавшему из торбы пастушка. Чтобы не допустить повторного побега, Биденко в кузове попутной машины привязывает к Ваниной руке конец верёвки с двойным морским узлом, а другим концом обматывает собственный кулак. Время от времени ефрейтор дёргает за верёвку, проверяя, на месте ли пастушок. Очередная проверка завершается конфузом: в темноте внезапно раздаётся возмущённый голос женщины-хирурга, которая не понимает, для чего к ней привязали верёвку и почему её постоянно дёргают. Мальчик опять исчезает. На обратном пути Ваня встречает подростка, который гордо сообщает, что уже второй год считается сыном полка: его нашли под Смоленском, определили на довольствие и однажды даже брали в рейд. Это знакомство заставляет Ваню заняться поисками самого главного начальника, чтобы пожаловаться ему на капитана Енакиева. Добравшись до избы, в которой предположительно находится штаб, Ваня сталкивается с Енакиевым и, не зная его в лицо, рассказывает капитану свою историю. Енакиев отправляет пастушка обратно к разведчикам. Однажды, во время боевого задания, мальчик попадает к немцам. Но его спасают разведчики. Они затрачивают немало усилий, чтобы найти для мальчика портного, сапожника и парикмахера. Во время тяжёлого боя капитан Енакиев погибает. В его кармане обнаруживается записка, в которой он просит позаботиться о своём названом сыне Ване Солнцеве и сделать из мальчика достойного солдата, а впоследствии — офицера. Командир артиллерийского полка направляет мальчика в суворовское училище. Разведчики собирают своего сына в дорогу, складывая в его торбу мыло, зубной порошок, кружку, буханку хлеба и завёрнутые в газету «Суворовский натиск» погоны капитана Енакиева.   Глава 1. Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру. Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего» худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему. Подполковник Грязнов подтвердил: «Это наш парень». Мальчик достал из платка «зернышки пшеницы и ржи, семечки подсолнуха и хвою», внимательно пересчитал их и записал данные на клочке бумаги, которую срочно отправил в штаб. Глава 2. Иван никак не мог заснуть, и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец» Холин, который встретил Ивана, как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде» он смог пересечь реку. Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»». Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине. Глава 3. Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца» с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую», но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком. Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами». Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его. Глава 4. Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим». Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам». Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге. От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал. Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит. Глава 5. Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию. Глава 6. Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей, и растворился в темноте. Глава 7. Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их», и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим. Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому, в случае опасности, никто не мог прийти на выручку. Глава 8. Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым. После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше». Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике – «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут». Глава 9. Сильное ранение привело к тому, что Гальцев стал «стал «ограниченно годным»» и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов». Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов» в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.
Проблематика Проблематика: ребёнок на войне. В «Сыне полка» главная мысль — важность сочувствия в тяжелое военное время. Солдаты пожалели сироту, забрали его к себе, и несколько человек хотело усыновить мальчика. В произведении также показана любовь к Родине и самопожертвование. Енакиев понимал, что погибнет, поэтому он отправил Ваню с письмом в штаб. Так он смог спасти мальчика.   Проблематика: ребёнок и война. Основная мысль этой повести заключается в том, что мальчик был отважным героем и погиб в глазах солдат настоящим героем. Автор показал столкновение детского и недетского в облике, поведении и характере главного героя, драматизм его судьбы. Повесть посвящена не только описанию трагедии ребенка на войне, а её последствиям – отрешённости Ивана, погруженного в мир ненависти, мщения и смертельного риска.
Авторские акценты в решении темы «Детство и война» Катаев мастерски описал непростой жизненный период человечества в годы второй мировой войны. «Сын полка» – история простого деревенского мальчишки, Вани Солнцева. Война закалила дух подростка, вселила веру в будущее, которое необходимо завоевать потом и кровью самостоятельно, противостоять врагу любой ценой за живых, и как месть – за мертвых. А жизнь показала – что мир не без добрых людей. Автор акцентирует внимание на выдержке, упорстве, смелости, хитрости и храбрости совсем еще юного мальчика: везунчика, любимца судьбы, собранность в критических ситуациях. Стоит отметить, что для советского поколения людей, Ваня Солнцев долгое время был настоящим кумиром. Кстати, судьба Вани – не единственная в роде. Это общий образ таких вот «сыновей полка», зачисленных и «поставленных на все виды обеспечения и продовольствия», сироты, родители которых погибли… Своим произведением Владимир Богомолов хотел сказать, что война – тяжелейшее испытание, особенно для детей, которым приходилось делить все тяготы военного времени наравне со взрослыми. Ребенок в годы войны уже и не ребенок и образ Ивана в повести Богомолова «Иван» — это не единичный случай, а собирательный образ, ведь многим детям пришлось столкнуться с жестокостью военного времени.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.