|
|||
ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университетФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева Институт экономики и управления Кафедра философии Доклад соискателя «Политическая идеология в современном обществе» Выполнил: Соискатель 1го года Н.Н. Равочкин Кемерово, 2013 «Политическая идеология в современном обществе» (литературный обзор основных понятий)
В настоящем докладе будет раскрыта взаимосвязь политического сознания, политики и идеологии с последующим рассмотрением феномена политической идеологии и возможностями ее формирования в современном российском обществе. Политическое сознание может рассматриваться с точки зрения общественной психологии, а также идеологии. В первом случае оно предполагает чувства и представления людей о власти и государстве. Во втором подразумеваются систематизированные политические взгляды, теории. Политическое сознание возникло, конечно же, позже религиозного или морального, когда человеческое общество вступило на такую стадию своей эволюции, в которой уже было место социальной дифференциации людей, когда общество расслоилось на крупные социальные группы [17 ]. Оно формировалось двояким путем: со стороны «политиков» – тех, кто стоял у руля общества и влиял на его внутреннюю и внешнюю социальную жизнь, и людей, из которых состоит это «ведомое» общество, имевших на деятельность кормчих те или иные взгляды, эмоции и умонастроения. Таким образом, политическое сознание – это одна из отраслей общественного сознания, которая образуется совокупностью социальных взглядов, эмоций, чувств и представлений, отражающих объективные политические отношения между крупными группами/классами людей. Конечно, нельзя рассматривать политическое сознание в отрыве от других форм общественного сознания. Например, социально-экономические процессы в стране напрямую влияют на формирование острого недовольства или, наоборот, удовлетворенности существующим политическим строем [20]. Также имеет значение и расслоение общества на устойчивые и крупные социальные группы, солидаризация или, наоборот, разобщенность между ними. Менталитет народа или же религиозные воззрения титульной религии также, хоть и опосредованно, влияют на политическое сознание: к примеру, воззрение, что всякая власть – от Бога, накладывается на формирование политических взглядов и поведенческих установок. Поскольку в котле одного общества социально-экономические и политические интересы разных классов и больших групп не совпадают, а то и входят в прямое столкновение друг с другом, можно говорить о массовом, классовом и даже политическом сознании возрастных или профессиональных групп людей [20]. Рассмотрим, как формируется политическое сознание человека. Индивидуум, взрослея, узнает об общественном строе, о действующих в обществе процессах, рычагах управления и в то же время осознает свою собственную принадлежность к нации, социальному слою, классу той или иной группе. Когда человек анализирует эти знания или слепо впитывает их, у него постепенно формируется политическая установка, приводящая его в состояние предрасположенности к тем или иным действиям (гордиться общественным строем или активно против него выступать). Это выражается в первую очередь на уровне эмоций (нравится/не нравится) разной степени накала. Такое массовое политическое сознание в пик своего обострения может вылиться в бурные уличные беспорядки, когда толпа не знает, чего хочет и чего добивается, но четко знает, чего она не хочет – существующей в обществе системы политических и социальных отношений [7; 21]. Поэтому в политическом сознании целесообразно выделять два уровня: 1) обыденное, формирующееся в процессе накопления человеком жизненного опыта; 2) научное, которое формируется учеными-социологами, идеологами, политологами на основе исследования политических процессов на протяжении разных временных отрезков и в разных странах. Из этого деления проистекают и компоненты политического сознания: из обыденного – психологические, часто основанные на менталитете, а также симпатиях/антипатиях к определенному политику, и идеолого-теоретические, то есть сформированная система знаний, оценок, понятий, теорий [7; 21]. Эмоциональная база массового политического сознания дает возможность манипулировать им и, соответственно, массами, но повышение уровня развития политической культуры может затруднить такую манипуляцию и игру в популизм. Политическое сознание, возникнув, становится важным элементом процесса политического властвования. Его можно определить как «рефлексию по поводу политики – осознание различными социальными общностями – классами, стратами, нациями, этническими группами и т.д. – политики и своего отношения к ней» [9]. В рамках политического сознания на основе выполняемых функций или уровня отражения политической реальности можно выделить следующие структурные элементы: · политическую идеологию и политическую психологию; · научное и обыденное политическое сознание; · теоретическое и эмпирическое политическое сознание; · индивидуальное, групповое и массовое политическое сознание [25]. Основные формы политсознания – политическая психология и идеология, среди которых возрастающая роль принадлежит второй форме. Согласно древнегреческой трактовке, идеология – это «учение об идеях», так как состоит из двух корней: «идея», «логос». Данный термин первоначально употреблялся в трудах Платона. В его творчестве сочетались глубокий интерес к общественным отношениям и философский идеализм. Важное значение имеет именно первый корень, который применялся древнегреческими мыслителями и послужил этимологическим обозначением новейшей области знания, а именно идеологии. Впоследствии он применялся для характеристики и социальной жизни в виде ее феномена и элемента сознания социума. Понятие «идея» появилось в качестве характеристики бытия для обозначения преимущественно нематериального мира. Помимо этого, с самого начала введения данного понятия в научную сферу это был своего рода символ противопоставления явления и сущности, материального и идеального, который сохранился в рамках научного мира и по сей день [19]. Идеология – это результат роста научного знания, в частности его социальной направленности. Несмотря на то что она вместе с социальными науками продолжает развиваться в оппозиции к последним, обе сферы появляются из-за кризиса «устаревших режимов», а также основанных ими различных систем авторитетов. Изменение традиционного социума приводит к возникновению новых выражений и новых способов их объяснения, новых интерпретаций общественной жизни и соответствующих проектов ее трансформации. Как и религия, идеология обращает пристальное внимание на повседневную жизнь, стремится, так сказать, к примирению существующих миров. К идеологии обращались общественные организации в рамках защиты рационально обоснованных, публичных проектов перестройки социума, опираясь при этом на разум и очевидность. В связи с этим идеология знаменует появление нового способа политдискурса (принципов, согласно которым реальность представляется и классифицируется относительно определенных временных периодов), призывающего к действию, однако не являющегося его оправданием посредством привлечения традиции либо авторитета, либо исключительно эмоциональной риторики. Но все же идеология тесно взаимосвязана с формированием нацидеи и национального государства. На протяжении последних нескольких столетий они стимулировали и дополняли друг друга [8; 26; 27; 28]. Большинство политических событий периода назревания, проведения Великой французской буржуазной революции основывались на динамичных и радикальных изменениях и в практической жизни, и в сознании французского социума. Этот феномен заинтересовал многих французских ученых сферой общественного сознания в качестве возможности управления социумом посредством идей. В 1796 году французский ученый А. Д. де Траси применил термин «идеология» в одном из своих трудов («Этюд о способности мыслить») для характеристики науки об идеях. Впоследствии он развил данное понятие в рамках многотомного сочинения под названием «Элементы идеологии». Ученый обосновывает это стремлением крупных собственников присвоить государственную власть, воспользовавшись услугами выдающихся ученых и литераторов, сумевших настроить мнение общества против существующего в те времена режима [4; 6; 13]. С того момента во многих общественных науках появились разного рода взгляды относительно данного социально-политического явления, но все же большинство исследователей придерживались мнения касаемо представления о содержании и значимости идеологии в качестве политического инструмента, который способен вырабатывать конкретные цели непосредственно политического развития, а также сплачивать людей, объединять их политическую энергию, обеспечивать укрепление и, как следствие, играть существенную роль в общественной жизни [4; 13]. В XIX веке были следующие основные идеологии: · Либеральная (в рамках классического либерализма это религиозно-светская идеология: сосуществование религиозно-протестантских ценностей и светских либерально-просветительских; а неолиберализма – только светская: идея приватизации госсобственности). · Консервативная (представления незыблемости существующих традиций прошлого). · Социал-демократическая (коммунистическая идеология: теоретически сформированная узкая система мировоззрений). · Националистическая (фашизм: гипертрофированное проявление глубоких националистических чувств) [16; 18]. Соотношение идеологии государства и политики – важнейший вопрос в рамках философско-теоретического аспекта. Данная значимость обусловлена необходимостью выявления сущности отличий между такими понятиями, как «идеология государства» и «политическая идеология». Будет правильным их разграничить по содержанию. Так, идеологическая работа всех политических партий, которые стремятся к власти, и государственная идеологическая деятельность – это совершенно разные явления (виды политической деятельности). У них разные цели, задачи, масштабы и даже применяемые средства. Во-первых, государственная идеология и политика – качественно отличные социальные феномены касательно своей сути. Первая – программа жизнедеятельности конкретного государства в текущей и долгосрочной перспективе, а вторая – специфическая форма отвлеченно-логического мышления в рамках определенной темы (система идей и представлений, которые выражают интересы, идеалы и мировоззрение социальной общности, сгруппированной политической партией, цель которой - завоевание либо сохранение политической власти) [2]. Как уже стало понятно, эти идеологии преследуют разные цели. Так, государственная идеология направлена на решение задач упрощения сложившихся властных отношений, а политическая – на завоевание власти. Также государственная идеология и политика обладают принципиально разными носителями (субъектами). В первом случае – конкретное государство либо нация в качестве подавляющей части его граждан, а во втором – только часть государства либо нации. Что касается механизма функционирования данных идеологий, то можно говорить о том, что государственная идеология воплощается в жизнь посредством мощной разветвленной системы разнообразных государственных учреждений и институтов. Политическая же идеология пока лишена таких мощных средств распространения своих идеалов, ценностей и идей. Однако данное состояние дел может кардинально измениться, ввиду того что политическая партия, которая руководствуется определенной доктриной, способна достичь желаемой политической власти либо мирным путем, либо посредством революции (в качестве государственной идеологии). К примеру, такая идеология, как официальная народность (самодержавие–православие–народность), выступившая в ХІХ в. как идеология России (Российского государства), не сумела противостоять напору социал-демократической и была вынуждена отойти в сторону. Еще одной отличительной особенностью рассматриваемых понятий выступает критерий идейного истока: государственная идеология тесно привязана к определенному государству либо нации и основывается на ее устоях и традициях (этим обеспечена ее устойчивость), а политическая пересекает госграницы (к примеру, социал-демократическая, либеральная идеология и т. п.). Они имеют возможность теоретически и материально воздействовать извне (идеология разрабатывается теоретиками конкретного государства, а вот ее реализация производится за его пределами) [2]. Можно обратиться и к историческим посылкам данных идеологий. Здесь картина следующая: государственная идеология складывается в ходе его возникновения в качестве религиозного сознания (преимущественно на самых ранних стадиях развития государства), а политическая разрабатывается уже на более высоком уровне социального развития (когда на политарену выходят мощные социальные классы). Но стоит уточнить, что эти идеологии не следует разграничивать на все 100%, так как они органично взаимосвязаны и выступают в роли диалектического тождества противоположных сторон жизни общества [4; 13]. Известно, что право и государство тесно взаимосвязаны и генетически, и функционально, и субстанционально, что обосновывается наличием общего знаменателя – политической власти (она материализуется посредством создаваемых ее законов). Согласно саратовскому ученому А. В. Малько, правовая политика – системная, последовательная и научно обоснованная деятельность как государственных, так и муниципальных органов, направленная на создание эффективного механизма регулирования (правового), а также на цивилизационное применение юридических средств для достижения намеченных целей [14]. Он также выделил ее характерные черты: · взаимосвязь с деятельностью юридической направленности; разнообразие (уголовная, семейно-брачная, конституционная, финансовая и др.); · способность управлять сложными процессами правовой эволюции конкретной страны с повышением при этом организованности и упорядоченности юридической составляющей жизни [15]. По мнению А. П. Коробовой, необходимо четко разграничить такие понятия, как «правовая политика» и «правовая идеология», ведь в противном случае, если интерпретировать правовую политику как комплекс идей, то ее невозможно будет отличить от правовой идеологии [11]. Многие согласны с мнением С. С. Алексеева по поводу степени соотношения рассматриваемых понятий. Правовая мировоззренческая идеология – самое близкое основание политики в этой области. Итак, можно сказать, что правовая идеология – идея, программа, макет государственной юридической деятельности, а правовая политика - юридическая деятельность сама по себе (ее непосредственная, грубая форма). Первое понятие предшествует второму [1]. Специфика рассматриваемого явления – ее возникновение на базе уже существующих в социуме экономических отношений с отражением действительности через так называемую призму данных отношений. В рамках классового общества экономические отношения являются классовыми интересами, ввиду чего особенность идеологии – ее представление в виде отражения действительности через всю ту же призму интересов конкретных классов, систем их взглядов, идей. Идеология – самосознание классов, теоретическое оружие (это основная социальная функция). Если говорить о ней с точки зрения эксплуатационных классов, ее теории оправдывали угнетение, социальную несправедливость. А в рамках рабочего класса она служила деятельности по его освобождению в частности и общества в целом от угнетения и эксплуатации, а также по выстраиванию коммунистического общества. В первом случае идеология носит иллюзорный характер, а во втором – научный (марксизм-ленинизм) [25]. Общественно-историческая практика доказывает то, что формирование идеологии подразумевает наличие двух условий: · наличие конкретной объективной картины (познанные идеологом и наукой объективные закономерности социума и природы); · должна присутствовать идеальная, субъективная причина, некоторая устойчивость, значимая тенденция социальной психологии. В ситуации, когда социальная идеология возникает беспричинно (не отображая значимую тенденцию социальной психологии), то она – «глас вопиющего в пустыне». Не важно, какие идеология сулит блага людям, все равно она останется им не нужной. И наоборот, каждая идеология, которая оказывает влияние на общественную жизнь, всегда имеет определенную причину. В истории были случаи, когда общественная идеология возникала без необходимых на то условий (без научной поддержки и общественных законов). Тогда она не признается идеологией по своей сути, а является утопией либо определенной религией, не может выступать в качестве материально содержательной, непосредственной, продуктивной цели людей. Однако идеология может иметь обширную духовную либо этическую ценность, выступая в качестве отдаленной, телеологической цели, ввиду чего она все же может приковывать к себе внимание, умы и души многих людей [12; 25]. Политическая идеология непосредственно затрагивает ключевые проблемы человеческого мировоззрения, государственного устройства, подводит теоретический фундамент под действия различных партийных организаций и социально-политических формаций, а также обосновывает притязания на власть и стратегию ее использования [22]. Политическая идеология – действенный инструмент воздействия на сферу публичного сознания при помощи социализации его в установленном направлении. Доминирующей идеологией определяется стиль жизни и отдельных индивидов, и всего общества, культивируя некое миропонимание пропагандой базисных ценностей и эталонов. В политологической литературе феномен идеологии характеризуется чаще всего именно как система ценностей и предпочтений. Посредством ценностей осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости для субъекта [5]. Благодаря идеологии политика приобретает ряд сущностных характеристик, весьма важных для осуществления власти и/или властного управления: · превращение деятельности большой массы людей из ненаправленной в направленную; · объединение большой массы людей вокруг единой цели или ценности с опорой на рациональный базис; · целенаправленность и последовательность политического действия; · формирование в рамках идеологии разнообразных средств политической коммуникации: общезначимых для политической общности понятий, образов, символов [5]. Структурно-компонентный анализ политической идеологии позволяет установить, что приоритетное место в этой сложной системе занимают: · общественные учения и теории, прежде всего политические и правовые; · ценности и нормы, придающие идеологическим установкам нормативный характер; · идеалы, проекты политического действия, в которых выражается ориентированность данной идеологической системы на будущее [23; 24]. Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Отсутствие в стране и обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны. Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-либо. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др. [10]. Политическая идеология выступает в роли способа политического развития общества. Дело в том, что ее господствующий вид укореняется в конституции государства, становясь, таким образом, уже государственной идеологией. Оформление политической идеологии проводится посредством теории, которая затем конкретизируется в партийных программах и уже оказывает влияние на реальную политику. Любую политическую идеологию целесообразно рассматривать по двум планам: · явному, суть которого представлена в открыто выдвигаемых идеях и требованиях; · скрытому, т.е. здесь фиксируются те интересы, которые защищает и представляет конкретная политическая идеология. Все дело в том, что в настоящее время многие социальные субъекты представляют свою идеологию как отвечающую совокупности интересов всего общества, в то время как в действительности эта идеология защищает и представляет интересы лишь его части [16]. Сегодня значительная часть жителей России испытывает духовную пустоту. Отсюда понятен злободневный вопрос со стороны населения о роли политики, присутствующей во всех сферах жизни россиян. Незатухающие споры о векторе развития новой идеологии наблюдаются политической элиты. С учетом исторических событий конца ХХ в., налицо отсутствие единства во мнениях среди них [3]. В сложившихся условиях политическая идеология выступает одним из наиболее действенных инструментов влияния на массовое сознание россиян. Справедливо заметить, что у представителей правящего меньшинства налицо схожий «идеологический вакуум». В целях обеспечения безопасности ей необходимы системы идей, легитимирующих ее гегемонию. Установление необходимой системы идеологических или религиозных запретов, с нашей точки зрения, оправдает богатство российской элиты. Все это позволяет нам считать наступление в нашей стране «нового века идеологии» [3]. В заключение доклада необходимо отметить следующее. Многие эксперты считают, что основными условиями и факторами формирования будущей российской идеологии выступают: · Уход от приоритетности политических целей. Понимание идеологии в качестве системы ценностей, намеченных государственных установок, влияющих на этический комфорт, ментальность, духовное здоровье, межличностные отношения, позитивные настроения в обществе. · Утверждение системы грамотных ценностно-целевых установок, ориентированных на объединение социума по приоритетному принципу «за» независимо от конфессиональных, стратово-классовых, политических, этнокультурных, гендерных взглядов и различий относительно процветания России. · Обращение к бесценному историческому опыту касаемо обеспечения развития и взаимосвязи культурной самобытности именно коренных российских этносов в единой общероссийской культуре. · Подробное исследование с последующим учетом традиционных интересов, глобальных притязаний нашей цивилизации в виде хронологической иерархии для обеспечения нацбезопасности и государственного лидерства на мировой арене. · Активное позиционирование необходимости и важности России для всего мирового сообщества в виде крепкого «моста» между Востоком и Западом. Национальная идеология современности должна стать базой для разрабатываемой сегодня Национальной доктрины российского развития в перспективе. Но предварительно стоит окончательно определиться в вопросах роли и места России в рамках мирового сообщества.
Литература: 1. Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 320 с. 2. Адуло Т.И. Идеология государства как социальный феномен: философский анализ. Мировоззренческие и философско-методологические основания инновационного развития современного общества: Беларусь, регион, мир. – Минск: Право и экономика, 2008. — с. 41-47. 3. Белявский Ю.А. Идеологические разломы в массовом сознании российского общества // Социология власти. – 2010. – № 2.– с. 102-108. 4. Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях (На материалах Российской Федерации): Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. – Москва, 2005. – 191 с. 5. Демидов А.И. Политический ресурс идеологии. // Вестник Поволжского института управления. – 2012. – № 1. – с. 53-58. 6. Дестют де Трасти Антуан-Луи-Клод. Основы идеологии. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013. — 334 с. 7. Ирхин Н.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 511 с. 8. Карнилович Г.А., Подпорин И.Г., Смоляк С.Г Основы идеологии белорусского государства. – Минск: БГАТУ, 2009. – 152 с. 9. Катасонов, В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1072 с. 10. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с. 11. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: Самара, 2000. – 275 c. 12. Лашкин В. И. К вопросу о происхождении идеологий. (Печатный источник без выходных данных: Январь, 1979) 13. Литягин Е.В. Идеология как необходимый фактор жизни современного общества. Диссертация кандидата философских наук: 09.00.11: Горно-Алтайск, 2004 - 197 c. 14. Малько, А.В. Лоббизм и право // Правоведение. – 1995. – № 2. – с. 18-28. 15. Малько А.В. Теория правовой политики. Монография. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 328 с. 16. Мельник В.А. Политические идеологии. Учебное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа, 2009. — 399 с. 17. Ольшанский Д.В. Политическая психология. – СПб.: Питер, 2002. — 576 с. 18. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2004. – 491с. 19. Платон. Диалоги. – М.: Мысль, 1986. — 810 с. 20. Политология / Под ред. Батурина В.К. – М.: 2012. – 567 с. 21. Политология: Учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Гречин А.С., В.Ю. Дорошенко и др. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с. 22. Политология в схемах и комментариях / Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с. 23. Ровдо В. Мировые политические идеологии: сравнительный анализ // Введение в общую теорию политики. Кн.1, ч.2. – Минск, 2003. 24. Скочилова В.Г. Ценностно-идеологическая компонента политического процесса: социально-философский анализ: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11. – Томск, 2013. – 167 с. 25. Уледов, А.К. Общественная психология и идеология. – М.: Мысль, 1985. – 268 с. 26. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. Вопросы и ответы. Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с. 27. Hayek F.A. The Road to Serfdom. Edition University Of Chicago Press; Anniversary edition, 1994. - 320 p. 28. Political Systems of the World / J. D. Derbyshire, I. Derbyshire. - Palgrave Macmillan, 1996. - 684 p.
|
|||
|