Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Главная цель: вырвать рабочее движение из-под влияния антиправительственных орга­низаций.



 

Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Урок истории в 9 классе на тему «Начало Первой российской революции».

Здравствуйте. Начинаем наш дистанционный урок.

Учитель: Панова Алина Александровна

Дата урока: 05.05.2020

Класс: 9

Форма урока: дистанционное обучение

Продолжительность урока: 30 минут

Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, компьютер с выходом в интернет либо смартфон с мобильным интернетом, карта

Мы начинаем наш урок.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр III. На престол вступил его сын Николай II. Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы,  начатые его дедом Александром II и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

 

Первыми подали голос студенты, потребовавшие восстановление университетской автономии, отмененной в годы правления Александра III. Также частым явлением стали забастовки и демонстрации рабочих.

? Как вы думаете, чем были недовольны рабочие?

Да, вы абсолютно правы!

Кроме того, в массовую борьбу включилось и крестьянство. Особенно сильными были волнения в южных областях.

? По вашему мнению, за что боролись крестьяне?

Вместе с тем, усилились волнения на национальной почве, свидетельствовавшие о необходимости корректировки русификаторского курса.

Итак, к 1905 году недовольство существующим положением охватывало все слои населения. Только претензии к власти у каждого были свои.

Тем не менее ситуация в стране была не столь уж угрожающей. Все эти выступления не несли угрозу существующей власти, так как в обществе еще бы­ли сильны патерналистские настроения.

? Подумайте и объясните, что такое патернализм? Найдите определение

Хорошо, вы абсолютно правы!

Однако столь массо­вое недовольство являлось серьезным предупреждением о том, что все слои населения имеют основательные претен­зии к власти, которые уже нельзя игнорировать.

И это понимали многие представители российской эли­ты.

В 1900—1901 гг. группировавшиеся вокруг газеты «Новое время» монархисты предложили уравнять кресть­ян в гражданских правах с остальным населением, разре­шить им свободный выход из общины, упразднить сословный строй при сохранении института самодержавия. Их предложение осталось незамеченным.

Витте Сергей Юрьевич, находясь на должности влиятельного министра финансов, не раз говорил императору о необходимости либерализации российских законов. Но под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве) в 1903 году был смещен с должности и вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 года не имел никакого значения.

Следующая попытка рос. элиты стабилизировать ситуацию также закончилась неудачно. Начальник Московского охран­ного отделения полковник С. В. Зубатов предложил правительству взять рабочие движение под контроль самодержавной власти – были созданы легальные рабочие организации.

Его проект в истории получил название «зубатовский социализм»

    ? Как по-вашему, на решение какой проблемы был направлен проект Зубатова?

Хорошо, мне понравились ваши мнения, давайте запишем основное.

Главная цель: вырвать рабочее движение из-под влияния антиправительственных орга­низаций.

Но для успеха зубатовской идеи необходимо было как мини­мум встречное движение со стороны верховной власти. Послед­няя ограничила свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.), по которому рабочие могли избирать из своей среды «старосту», следящего за исполнением предпринимателем усло­вий найма. Зубатовский «кодекс» не запрещал рабочим участво­вать в экономических забастовках. Поэтому в прокатившейся в 1902—1903 гг. широкой стачечной волне активное участие при­няли члены зубатовских организаций. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «риско­ванные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку, зубатовские же организации подвергались всяческой дискреди­тации со стороны революционных и либеральных сил.

1904 г. – проект министра внутренних дел П. Д. Святополка-Мирского о введении представительного учреждения в правительство. Но Николай II был неумо­лим: «Я никогда, ни в коем случае не соглашусь на пред­ставительный образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа, и поэтому пункт этот вычеркну». Проект был отменен.

    Таким образом, попытки рос. элиты модернизировать существующий строй закончились неудачей. Николай II в этом вопросе был непреклонен.

Вместе с тем народ, подверженный патерналистским настроения, еще не терял надежды на помощь царя в разрешении их бед.

Поэтому, 9 января 1905 г. было организовано мирное шествие рабочих к Зимнему дворцу – с целью подать царю петицию о нуждах народа

Давайте запишем эту важную дату.

    Дальше предлагаю вам посмотреть видео урок и выписать причины революции, чем закончилось мирное шествие 9 января 1905 , какие лозунги были выдвинуты в годы революции.

Ссылка на урок https://www.youtube.com/watch?v=OdrDRGW2zco

После просмотра обязательно сделайте разминку для глаз.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени.  Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

 Работа с учебником. Прочитать п.31. стр.228-236 и заполните таблицу

Даты События Их участники Итоги
       

 

Вашу ответы на вопросы по видео и таблицу необходимо отправить мне на электронную почту на электронную почту panova-alina89@mail.ru или https://vk.com/id88466714 до 10.05

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.