![]()
|
|||
Для, тех кто любит математику. 3 класс.Для, тех кто любит математику. 3 класс. Тема.Римские цифры. 1. Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума” 1) Сосчитайте десятками от 10 до 100. 2) Сосчитайте сотнями от 100 до 1000. -Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых: 345, 215, 608, 560, 237. 2. Отгадайте загадку. -Что всегда идет, -А с места не сойдет? - Посмотрите на циферблат и определите время 3. Открытие нового - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) - Что вы знаете про это? 1. Заголовок “Римские цифры”. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э. 2. Вид древнего города. 3. Жизнь города. 5. Трирема – военное судно римлян. 6. Так выглядели древние римляне. - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.) - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить? (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей) - Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг . 4. Написанные римские числа записать арабскими цифрами.
|
|||
|