Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга о Великой Отечественной войне в детском чтении.



Книга о Великой Отечественной войне в детском чтении.

1. Сопоставительный анализ повестей «Сын полка» И. Катаева и «Иван» В. Богомолова: где и в какое время происходит действие, герои в системе образов, характеристики персонажей, приемы их создания, сюжет, проблематика, авторские акценты в решении темы «детство и война».

«Сын полка́» — повесть, написанная Валентином Катаевым в 1944 году. Впервые опубликована в журналах «Октябрь» (1945) и «Дружные ребята». Отдельным изданием вышла в 1945 году.

Замысел повести «Сын полка» начал формироваться у Катаева в 1943 году, когда он работал фронтовым корреспондентом и постоянно перемещался из одного воинского соединения в другое. Однажды писатель заметил мальчика, облачённого в солдатскую форму: гимнастёрка, галифе и сапоги были самыми настоящими, но сшитыми специально на ребёнка. Из разговора с командиром Катаев узнал, что мальчугана — голодного, злого и одичавшего — разведчики нашли в блиндаже. Ребёнка забрали в часть, где он прижился и стал своим.

Позже писатель ещё не раз сталкивался с подобными историями: «Я понял, что это не единичный случай, а типичная ситуация: солдаты пригревают брошенных, беспризорных детей, сирот, которые потерялись или у которых погибли родители».

Сюжет. Во время выполнения боевого задания группа разведчиков обнаруживает в окопе мальчика, который тяжело бредит во сне. Почувствовав свет фонарика, он моментально вскакивает и выхватывает из своей торбы отточенный ржавый гвоздь. Сержант Егоров успевает перехватить руку ребёнка и прошептать: «Свои». Мальчик успевает в ответ прошептать «Наши!», после чего теряет сознание.

Мальчика зовут Ваня Солнцев. Отец его погиб на фронте в первые дни войны, мать была убита немцами. Младшая сестра и бабушка умерли от голода. Отправленный полевыми жандармами в детский изолятор, Ваня сумел сбежать и с той поры почти три года скитался по полесским лесам. Сержант Егоров, докладывая капитану Енакиеву о найдёныше-пастушке́, отмечает, что смышлёный мальчуган превосходно ориентируется на местности; разведчики хотели бы оставить его у себя. Однако Енакиев принимает решение отправить ребёнка в тыл.

Когда Ване, который впервые за много месяцев почувствовал себя в безопасности, сообщают о распоряжении капитана, он дерзко отвечает, что всё равно сбежит. Мальчик действительно умудряется дважды обмануть сопровождающего его ефрейтора Биденко. Первый раз Ваня выпрыгивает из грузовика и прячется в лесу на дереве; Биденко ищет его больше двух часов и находит благодаря букварю, выпавшему из торбы пастушка. Чтобы не допустить повторного побега, Биденко в кузове попутной машины привязывает к Ваниной руке конец верёвки с двойным морским узлом, а другим концом обматывает собственный кулак. Время от времени ефрейтор дёргает за верёвку, проверяя, на месте ли пастушок. Очередная проверка завершается конфузом: в темноте внезапно раздаётся возмущённый голос женщины-хирурга, которая не понимает, для чего к ней привязали верёвку и почему её постоянно дёргают. Мальчик опять исчезает.

На обратном пути Ваня встречает подростка, который гордо сообщает, что уже второй год считается сыном полка: его нашли под Смоленском, определили на довольствие и однажды даже брали в рейд. Это знакомство заставляет Ваню заняться поисками самого главного начальника, чтобы пожаловаться ему на капитана Енакиева. Добравшись до избы, в которой предположительно находится штаб, Ваня сталкивается с Енакиевым и, не зная его в лицо, рассказывает капитану свою историю. Енакиев отправляет пастушка обратно к разведчикам. Однажды, во время боевого задания, мальчик попадает к немцам. Но его спасают разведчики. Они затрачивают немало усилий, чтобы найти для мальчика портного, сапожника и парикмахера.

Во время тяжёлого боя капитан Енакиев погибает. В его кармане обнаруживается записка, в которой он просит позаботиться о своём названом сыне Ване Солнцеве и сделать из мальчика достойного солдата, а впоследствии — офицера. Командир артиллерийского полка направляет мальчика в суворовское училище. Разведчики собирают своего сына в дорогу, складывая в его торбу мыло, зубной порошок, кружку, буханку хлеба и завёрнутые в газету «Суворовский натиск» погоны капитана Енакиева.

Тематическая новизна повести заключается в том, что Катаев — первым в советской литературе — решил рассказать о войне через восприятие ребёнка. После выхода «Сына полка» тема «Война и дети» стала разрабатываться достаточно активно: всесоюзную известность получили пионеры-герои; Лев Кассиль и Макс Поляновский написали повесть «Улица младшего сына».

Образ Вани Солнцева обаятелен потому, что, став настоящим солдатом, герой не утратил детскости. В этом смысле показателен диалог между Ваней и мальчиком, усыновлённым бойцами другого подразделения. Взаимоотношения меняются на глазах: начавшись с подросткового спора о том, чей это лес, они завершаются завистью Вани к медали «военного мальчика» и горькой обидой на разведчиков: «Стало быть, я им не показался»:

«Катаев даёт постоянную психологическую мотивировку слов и поступков Вани Солнцева. <...> Он чутко схватывает перемены в настроении каждого, понимает, что Биденко его любит и ворчит не со зла».

Главному герою всего двенадцать лет, он уже лишился всей своей семьи и остался абсолютно один. Произведение показывает насколько сильно ужасы войны отразились на ни в чем неповинных детях и подростках. Которые были вынуждены скитаться в поисках еды и ночлега. В свои ранние годы мальчишки были настолько полны ненависти к врагу, что были готовы отдать собственную жизнь ради победы. Мало того, им было нечего терять.

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую прозу, в которой изображаются реально происходящие события с участием вымышленных героев.

Композиционная структура повести последовательное повествование, при этом сюжетные события отличаются стремительным развитием.

Ваня Солнцев.Двенадцатилетний мальчишка, потеряв всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный мальчик, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нем своих детей и мирную жизнь. Ваня Солнцев стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата. Это отзывчивый, воспитанный мальчик, который уважает своих старших собратьев по оружию, ответственно относится к возложенным на него обязанностям. По последнему желанию капитана Енакиева, решившего усыновить мальчика, Ваня становится воспитанником суворовского училища.

Капитан Енакиев. Командир батареи, настоящий боевой офицер, справедливый и мужественный командир. Немцы убили его семью, в том числе, и маленького сына, и Енакиев решает усыновить Ваню. Ему с первого раза приглянулся боевой мальчишка, и капитан мечтает вырастить из него достойного офицера. Енакиев – требовательный и строгий командир не только к своим бойцам, но и к себе. Он отважно сражается с фашистами, мужественно защищая свою родную землю. В решительный момент, капитан вызывает огонь противника на себя, не забыв о мальчике, которого успевает отослать с донесением в штаб, и сам геройски погибает.

Биденко. Бывший донбасский шахтер, а теперь – разведчик. Огромный великан, получивший от остряков- друзей прозвище «шкелет». Справедливый и честный боец, отличный разведчик. Всем сердцем привязался к Ване, названному разведчиками «пастушком». Не смог довести мальчика до штаба фронта, Ваня сумел сбежать от него. Втайне гордится смекалкой мальчика, друзья над ним подшучивают, что такой прославленный разведчик упустил маленького «пастушка».

Горбунов. В «Сыне полка» герои остаются настоящими людьми и во время войны, не теряют своего человеческого облика, и разведчик Горбунов – тому пример. Это добродушный и гостеприимный человек, хлебосольный и общительный собеседник. Хозяйственный, аккуратный, он и в боевых условиях старается максимально обустроить солдатский быт, навести порядок. Закадычный друг Биденко. Гордится званием разведчика, в нем живет доброе тщеславие: Горбунов любит прихвастнуть особым положением в отряде. Надежный друг, готовый всегда прийти на помощь.

Ковалев. Знаменитый на весь фронт наводчик артиллерийского орудия, заслуживший почетное звание Героя Советского Союза. Имея полное право не ходить на фронт по возрасту, бывший артиллерист первой мировой войны, он и в 1941 году не стал оставаться в стороне от защиты родной земли, и уже в первый день войны, добровольцем ушел на фронт защищать родную землю. Ковалев – настоящий герой, беззаветно любящий свою родину, и люто ненавидевший врагов. Трепетно и с любовью относится к своему орудию, содержит его в идеальном порядке. Мужественный, храбрый, и волевой герой.

Повесть «Иван» Богомолов В.О. написал в 1957 году, где рассказал о жизни людей в годы войны, показал военные будни, принимаемые решения, которые были нелегкими. Создавая образ Ивана, писатель показал жизнь детей в годы войны, которым очень часто приходилось забывать о детстве, о том, что они дети и быстро взрослеть.

Сюжет. Старшего лейтенанта Гальцева, который временно исполнял обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега был задержан мальчишка, который требовал отвести его в штаб к командиру.

Гальцев увидел перед собой «всего посиневшего от холода и дрожавшего» худенького мальчика лет одиннадцати. На строгие вопросы лейтенанта он отвечал лишь, что его фамилия Бондарев, и настойчиво требовал сообщить о своем прибытии в штаб. Гальцев отказывался сделать это, и лишь когда мальчик назвал фамилии штабных офицеров, поверил ему.

Иван никак не мог заснуть, и все время интересовался у Гальцева, доставлено его послание или нет. Вскоре появился «рослый темноволосый красавец» Холин, который встретил Ивана, как старого друга. Мальчик рассказал ему, что из-за немцев не мог добраться к лодке, и был вынужден отправиться вплавь через Днепр из другого села. Было большим чудом, «что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде» он смог пересечь реку. Холин привез Ивану чистую одежду. Когда мальчик переоделся, Гальцев заметил, что гимнастерка была «с орденом Отечественной войны, новенькой медалью «За отвагу»». Подкрепившись, Иван и Холин уехали на машине.

Спустя три дня к Гальцеву пришел старшина Катасонов, который попросил «посмотреть немца» с наблюдательного пункта. Он рассказал, что по приказу командующего Ванюшку в «школу посылают, в суворовскую», но тот отказывается. Мальчик, чью душу разъедала страшная ненависть к захватчикам, хотел всю войну провоевать разведчиком.

Гальцев отправился в обход в сопровождении Холина, который его отталкивал своей бесцеремонностью. Они зашли в батальонный медпункт, куда прибыл новый фельдшер – «статная, лет двадцати, красивая блондинка с ярко-голубыми глазами». Заметив заинтересованность Гальцева девушкой, Холин принялся всячески задевать его.

Приехал Ваня, который выглядел «посвежевшим и поздоровевшим». Он удивил Гальцева своей разговорчивостью и приветливостью. В этот раз Катасонов и Холин должны были «переправить мальчика через Днепр в тыл к немцам». Однако Иван и не думал волноваться – он грыз леденцы и смотрел журналы. Ему очень понравился нож Гальцева, но тот не мог подарить его мальчику, поскольку это была память о друге.

От Катасонова Гальцев узнал, что отец Вани, пограничник, погиб в первый же день войны. Крошечная сестренка была убита прямо на руках у мальчика, а о судьбе матери он ничего не знал. Гальцев хотел присоединиться к разведчикам, но Холин отказал ему. Когда стало известно, что Катасонова срочно вызвал к себе командир Дивизии, его место занял Гальцев. Никто из них еще не знал, что Катасонов был убит.

Поужинав, Холин разложил карту и ввел Гальцева в курс дела. После тщательной подготовки они отправились выполнять операцию. Благополучно переплыв реку, разведчики спрятали лодку. Ваня, нарочно одетый в старое рванье, покинул старших товарищей, и растворился в темноте. Отпустив мальчика, Холин и Гальцев притаились в засаде. Вскоре в опасной близости от них прошли немцы. У Гальцева возникла «потребность, необходимость немедля убить их», и лишь благодаря хладнокровному и сдержанному Холину он не выдал их пребывание. Когда немцы удалились, разведчики вернулись к своим.

Холин рассказал, что Ивану «нужно пройти более пятидесяти километров», и на каждом шагу он может наткнуться на немецкий патруль. Он очень переживал за судьбу мальчика, которому, в случае опасности, никто не мог прийти на выручку.

Гальцев заказал у местного слесаря-умельца точно такую же финку, какая понравилась Ване. Он хотел при удобном случае передать нож если не самому мальчику, то хотя бы подполковнику Грязнову. Вскоре ему представилась такая возможность. От подполковника он узнал, что Иван вернулся с задания живым и невредимым. После мальчика отправили учиться в училище, но он самовольно ушел. Гальцев попросил передать Ване финку, на что Грязнов ответил, что у него «этих ножей с десяток, не меньше». Подполковник не хотел вдаваться в подробности о маленьком разведчике – «чем меньше о них говорят и чем меньше людей о них знает, тем дольше они живут».

Сильное ранение привело к тому, что Гальцев стал «стал «ограниченно годным»» и был направлен в Берлин «для захвата немецких архивов и документов». Среди чудом сохранившихся документов Гальцев обнаружил фото Вани. В донесении было сказано, что был задержан школьник, «наблюдавший за движением эшелонов» в запретной зоне. При задержании он оказал яростное сопротивление, и после допроса был расстрелян.

Главный герой настолько угрюмый и сосредоточенный, что выглядит старше своих лет. Кажется, у него отсутствуют такие нормальные для ребенка качества, как общительность, любознательность, непосредственность. Трудно представить его играющим со сверстниками, увлеченно читающим интересную книгу, беззаботно смеющимся, радующимся новой игрушке.

Но с близкими людьми Иван совсем не такой. Он по-детски восторженно любуется богато отделанным ножом Гальцева и просит подарить ему понравившуюся вещь. Старший лейтенант уже стал для него своим. Лед недоверия и отчужденности растоплен. Иван очень нуждается в человеческом тепле. Как он переживает, что старший товарищ не пришел его проводить, как трогательно обижается на него. Своим произведением автор утверждает, что детство и война — противоестественны и несовместимы.

История юного разведчика сразу воспринимается как достоверная и прочно остаётся в памяти читателя. Это достигается типом повествования и его структурой. Реальный создатель повествования передаёт рассказ об Иване Буслове личному повествователю – молодому старшему лейтенанту, временно исполняющему обязанности командиру батальона. Реальная личность писателя и Гальцева, от имени которого ведётся рассказ, в художественном произведении не совпадают. Но мы можем говорить о близости характера и биографий, особенно военных, настоящего автора и личного повествователя. Личному повествователю Гальцеву к началу повествования (октябрь 1943 г.) исполнилось 21 год, он воевал с первых месяцев войны, имел ранения и награды, к моменту форсирования Днепра был командиром батальона, тяжело ранен под Ковелем, в последние полгода был переводчиком разведотдела 1-го Белорусского фронта, а в самом конце войны, в «исторические минуты» капитуляции Берлина 2 мая 1945 года, - в оперативной группе, созданной для «захвата немецких архивов и документов». Об этом мы узнаём от него самого. Хотя повествование ведётся Гальцевым, его точка зрения, его оценка персонажей и событий близка точки зрения В. Богомолова.

Характерной особенностью речи повествователя является большое количество слов и фразеологизмов таких тематических групп как «война», «воинское ремесло», «воинские звания и должности», «военный быт»: Боевое охранение, войсковой тыл, оперативный тыл, траншея полного профиля, блиндаж, оборона, наступательный бой, противотанковая граната, патрулироваться дозорами, ефрейтор, обер-лейтенант, фельдфебель, взвод, дивизия, рота, полк, связной, часовой, посыльный, писарь.

Язык повествователя отражает такую особенность профессионального словаря военной эпохи, как сложносокращенные слова, в основном военной тематики: военфельдшер, медпункт, санинструктор, медсанбат, разведотдел, разведгруппа, разведгруппа, разведдогкументы, артполк, артналёт, артмастерская, штарбарм (штаб армии), доппаек, маскхалат, комдив.

Такое тщательное воспроизведение всего специально военного и профессионального (смотреть немца, взять «языка», подготавливать «поиск») придаёт повествованию исторически конкретный и объективный характер. Специальная и профессиональная лексика выступает в повести как средство создания речевой характеристики героев определённого военного колорита.

Понимание войны и её будней достигается не только осознанием словаря и стиля повести, но и образ мыслей – точные до цифр представления героев, пространственно-временную определенность, характерную для военного времени, документирование реальности: «Землянка моя находилась в подлеске, метрах в семистах от Днепра; Лишь минут через тридцать…я добрался до к землянке;… после двадцати ноль-ноль разведгруппа… пойдёт на ту сторону; Берлин капитулировал 2 мая, в три часа дня. Наша группа находилась на Принц-Аль-брехт-штрассе». (название улицы).

Повествование от первого лица сообщает событиям достоверность. Исследователь творчества И. Дедков пишет, что страшнее и ужаснее было бы рассказать о скитаниях мальчика, посмотрев на это не глазами старшего лейтенанта Гальцева, а самого мальчика. Но это потребовало бы переступить границу, отделяющую твёрдое авторское знание от предположений и фантазии.

Ивана мы видим глазами повествователя Гальцева. Главной особенностью портретных характеристик является выделение ключевых деталей, которые повторяются. Так, при первой встрече с мальчиком, мы видим большие, необычно широко расставленные глаза, скуластое лицо. И в конце повести читаем: «Я узнал его сразу по скуластому лицу и большим, широко расставленным глазам – я ни у кого не видел глаз, расставленных так широко…»

В портрете Ивана в начале и в конце повести повторяется описание его взгляда, а через него внутреннего состояния героя: «Он стоял передо мной, поглядывая исподлобья, настороженно и отчуждённо…; Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий с тонкими руками и ногами… хотя по лицу, не по-детски сосредоточенному…; в его взгляде, в выражении измученного лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение…»

А вот его портрет в конце повести: «Он смотрел исподлобья, сбычась, как тогда, при нашей первой встрече в землянке на берегу Днепра». В слове «сбычась» автор показывает нам признаки «угрюмости», «сосредоточенности», «сердитости» «настороженности», «отчуждённости», сравнивая его с быком.

«Бычиться, суровиться, глядеть угрюмо, упрямо; глядеть бычком т. е. исподлобья, коситься; Упёрся как бык в стену рогами; бычачье упорство» из словаря В.И. Даля. У Ивана недетская ненависть к войне, о чём говорят разные герои повести: «Ему ненависть душу жжёт! Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось… Он и в партизанах был, и в Тростянце, лагере смерти…У него на уме одно: мстить до последнего! Как рассказывает про лагерь или вспомнит отца, сестрёнку, - трясётся весь. Я никогда не думал, что ребёнок может так ненавидеть; Ненависть его не перекипела. И нет ему покоя…» (Холин).

В конце повести, в документах тайной полиции читаем: «На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи».

Сам Иван говорит о себе: «Нервеность во мне какая-то». Иван по-детски коверкает слово «нервность». Он имеет ввиду беспокойство и волнение за порученное дело, лёгкую возбудимость, порывистость в отношении со взрослыми – т.е. состояние нервного напряжения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.