Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад №7 «Журавлик» комбинированного вида»



 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад №7 «Журавлик» комбинированного вида»

 

Епархиальные Кирилло-Мефодиевские чтения

Тема:«Великая Победа: история и память»

 

I форум «Великая Отечественная война: истории, уроки, судьбы»

«Великая Победа: история и память»

 

Тема: «Подвиг народа в Великой Отечественной Войне в воспитании современной российской молодежи»

 

 

Автор работы: Помелова Ольга Николаевна,

музыкальный руководитель

Нягань 2020

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………3-4 стр.

Основная часть……………………………………………......................5-9 стр.

Заключение……………………………………………………………….11 стр.

Список литературы………………………………………………………12 стр.

Приложение……………………………………………………………13-16 стр.

 

 

 

Введение

Время стремительно и неумолимо несется вперед. Меняются мода и жизненные ориентиры, нормы и правила. Незаметно в этом вихре перемен прошло 75 лет после важнейшего события в жизни нашей страны – со дня Победы в Великой Отечественной Войне. Сегодня в преддверии великого праздника нередко можно прочитать следующие заголовки и лозунги: «Помнит сердце, не забудет никогда», «Славе – не меркнуть. Традициям – жить!», «Победа: наследие и наследники».

Прекрасные, пронизанные глубоким смыслом заголовки. Но все ли современники с таким трепетом относятся к этим словам, тем событиям, этой праздничной юбилейной дате? Все ли из нас, живущих сегодня под мирным небом, пользующихся благами цивилизации могут считать себя достойными наследниками великой Победы? Боюсь, что нет.

Безусловно, с трепетом и со слезами на глазах относятся к событиям тех лет оставшиеся в живых ветераны, труженики тыла, дети войны, их дети и уже, к сожалению, далеко не все внуки. А дальше? А дальше правнуки и праправнуки, к сожалению, уже практически совсем потерявшие эту нить гордости за свою семью, свой народ, свою страну.

Кто в этом виноват? Правнуки, которые не желают бережно держать в своих руках эту связующую нить, или мы, педагоги и родители, возможно, редко думающие о том, что для того, чтобы современные дети и подростки росли, если не героями своего времени, а хотя бы просто порядочными людьми, их необходимо воспитывать на примерах подвигов наших предков? Именно на основе подвигов и даже на простых примерах жизненных ценностей предков, так как современный, сытый, красиво одетый и материально обеспеченный человек, духовно и нравственно слишком мелок и слаб. А как раз с него охотно берут пример для подражания подростки и молодежь. А тот, настоящий герой, зачастую остается за гранью понимания и уважения нашего подрастающего поколения.

Думается, что одна из главных причин этого - угасшее или как сегодня принято говорить, «вялое» чувстве патриотизма у наших современников, не только юного возраста.

А какими были люди того поколения? Это были люди, которые не были всецело зациклены на себе, а думали о других, работающие на благо своей страны, а не на благо своего личного благополучия, люди, готовые, не задумываясь, отдать свою жизнь за родную землю.

Исходя из сказанного, следует, патриотическое воспитание детей, подростков, молодежи – одна из самых актуальных проблем в условиях современной России.

Цельпроекта: разработать и осуществить мероприятия, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств личности подростков.

Задачи проекта:

· Провести анкетирование среди школьников 9-х классов с целью узнать, считают ли они себя патриотами, насколько хорошо знают историю своей страны в годы Великой Отечественной войны;

· Провести совместные культурно-познавательные мероприятия с воспитанниками детского сада, учениками 9-х классов и с тружениками тыла в ВОВ, детьми войны;

· Провести итоговое анкетирование со школьниками после проведенных мероприятий.

Объект исследования:патриотическое воспитание подростков.

Предмет исследования: патриотическое воспитание подростков на примерах подвига народа.

Данная исследовательская работа носит прикладной характер, так как имеет практическую значимость. Исследование предполагает не только анкетирование учащихся и вывод по этим данным, но и проведение мероприятий, организованных в нетрадиционной форме и обстановке.

 

 

Основная часть

Как много перемен наступило в нашей стране за эти 75 лет! С каким энтузиазмом советский народ-победитель начал практически заново отстраивать страну после разрухи. Благодаря трудолюбию народа восстанавливалась экономика страны, строились дома, социально значимые объекты. Создавались семьи, рождались дети, люди получали образование – днем работали, а вечером учились в вечерних школах и техникумах. Люди верили в будущее и своим трудом строили его!

А какие прекрасные фильмы сняты о том времени: «Высота», «Девчата», «Большая перемена»! Какие жизнерадостные там люди, а какие песни сопровождают эти фильмы! Люди, пережившие страшную войну, голод, разруху, потери после войны верили только в светлое будущее и даже понятия не имели о том, что есть такой человеческий недуг, как депрессия – бич нашего времени. Может это от того, что людям некогда было лениться и копаться в себе? Искать ответы на вопросы: «Кто я?», «Почему я должен делать, как все, ведь я же свободная личность?», «Я достоин лучшего!» и так далее. А ведь именно на эти вопросы нашим подросткам советуют искать ответы современные психологи! И наша молодежь усердно копается вокруг своего «Я» и «Мне». Несколько десятилетий после Великой Отечественной Войны длилось то оптимистическое время. А потом все изменилось….

В настоящее время в обществе наблюдается значительное снижение духовно-нравственного поведения. Этому свидетельствуют: огромный процент разводов и неполных семей, инфантилизм, эгоцентризм и нередко, тунеядство граждан активного во всех смыслах возраста, социальное сиротство, критический показатель по количеству абортов, алкоголизация общества и так далее. При этом материальная сторона жизни у подобных слоев населения, далеко не всегда критическая.

Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и материальное благосостояние граждан, сами по себе, не гарантируют духовное и нравственное развитие общества. Только на основе прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории.

Современная ситуация в сфере нравственного воспитания детей тоже далеко не утешительная. В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии нашей страны в 2000-е годы, российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса. Участились случаи недопустимо неуважительного поведения подростков по отношению к взрослым людям: учителям, родителям, жестокого обращения к сверстникам. К сожалению, не уменьшаются показатели подростковой преступности, не становятся реже инциденты с подростками агрессивного, вызывающего поведения. Нецензурная брань прочно вошла в лексикон не только современных подростков, но даже детей. В средствах массовой информации в настоящее время в большей степени навязываются подросткам и молодежи приоритеты материальных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», т.е. западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма. Уважение старших и совместный труд - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения, интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Так откуда же тогда взяться патриотизму, если нашим современным детям и подросткам родители не читают русские народные сказки, не показывают им добрые отечественные мультфильмы, в школе учителя не могут или не хотят заинтересовать учеников историей своего народа, в современных семьях, даже в благополучных, не знают и не чтут родные традиции и обычаи, мы-взрослые, позволяем коверкать наш родной могучий русский язык?

А что такое чувство патриотизма? Любой человек, которому присущи общепринятые нравственные качества личности, скажет, что это чувство любви к Родине. А любовь к Родине это одно из самых сильных и необходимых чувств, без него человек не ощущает главного - своих корней. Поэтому важно, чтобы уже с детства ребенок научился чувствовать личную ответственность за родной дом, двор, детский сад, школу, город, страну и их будущее. А как на самом деле обстоят дела с патриотическими чувствами у нашего подрастающего поколения?

    Всем известно, что патриотами не рождаются, ими становятся. Но стать патриотом может далеко не каждый, так как патриотизм - это категория, относящаяся к духовно-нравственным качествам личности. А духовно-нравственная обстановка в современном обществе, к сожалению, выглядит печально. Еще сравнительно недавно вопрос «Нужно ли прививать патриотизм детям, воспитывать их в духе любви к своему Отечеству?» показался бы нелепым. Теперь нередко можно услышать иное мнение. Сегодня люди свободно путешествуют по всему миру и нередко переезжают на постоянное место жительства в понравившуюся страну. Туда, где нет холодной зимы, где чисто и красиво. Некоторых людей тянет туда еще и потому, что там уже давно свободные нравы, а слова «Долг», «Традиция», «Честь» ушли навсегда из лексикона граждан тех стран. И поговорка наших предков: «Где родился, там и пригодился» для многих, к сожалению, совершенно перестала быть актуальной. Любовь к своей земле, своему народу – это понятное и естественное явление для любого разумного человека. Ведь он родился в этой стране, делал там первые шаги, начал познавать окружающий мир, впервые произнес слово «мама». В этой стране жили многие поколения его предков. Казалось бы, что еще нужно для человека, чтобы остаться верным своей малой Родине на всю жизнь?

    Я убеждена, что воспитание патриотизма всегда начинается с семьи, ведь именно мама с папой закладывают в ребенке основные качества, определяющие его как личность. Так что первая задача родителей - это формирование картины мира, в которой семья имеет первостепенное значение. А с чего начинается Родина?

Помните слова замечательного одноименного стихотворения советского поэта Михаила Матусовского?

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что в поле
Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается
С весенней запевки скворца?
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где - то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Ценности прошлых лет сменились иными ориентирами. Сегодня для большинства современников не только перестали быть дорогими сердцу скамья у ворот и песня, которую пела в детстве мать. Но даже в некотором ироническом или даже ругательном смысле используется святое слово Родина, патриотизм. Такие понятия, как «добро», «истина», «честь», «верность», «красота» тоже отодвинулись на периферию жизни.

В современной образовательной системе, начиная с детского сада, а затем и в школе катастрофически мало времени сегодня отводится на воспитательную работу.

На мой взгляд, прекрасную возможность научить чувству гордости за свою страну подростков могли бы учителя истории в школе, если бы они этого захотели, но на деле это выглядит совсем не радостно. Сделать вывод об этом можно, опираясь на срезы знаний современных школьников. Результаты экзаменов и многочисленные социологические опросы показывают, что школьники не могут назвать названия городов-героев, знаменитых полководцев ВОВ, расшифровать аббревиатуру СССР, вспомнить имена пионеров-героев и их подвиги, назвать дату начала Великой Отечественной войны и т. д.

Я провела анкетирование среди учеников 9 класса и задала им подобные вопросы. Результаты оказались неутешительными. Некоторые ученики не знали имена пионеров-героев, ничего не слышали об их подвигах. Не все ученики знали названия городов-героев, не могли назвать дату начала ВОВ.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, а главное, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.

Сегодня трудно оспаривать факт, что истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная война продемонстрировала всему миру героизм бойцов и командиров Красной Армии, самоотверженность тружеников тыла. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, нравственная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Актуализируя духовное наследие Великой Отечественной войны, мы создаем условия для изменения социально-политической, экономической и культурной ситуации в России. Для этого требуется определить пути трансформации того громадного пласта социального опыта в облик личности современной молодежи. Убеждена, что это должно проходить через постижение духовного опыта народа, одержавшего Победу в самой кровопролитной войне за всю историю человечества.

Для этого в своем детском саду я организовала две встречи, на которой присутствовали воспитанники подготовительной к школе группы, ученики 9 класса и труженицы тыла, дети войны и малолетние узницы ВОВ. Одна встреча носила название, «Серебряные нити», а другая «Верность родной земле». Встречи прошли в очень теплой, дружеской обстановке. Подростки прониклись добрыми чувствами к людям пожилого возраста, на чью долю выпало столько испытаний.

Самое ценное, на мой взгляд, в этих встречах было осмысление подростками подвигов тех совсем еще юных девчушек, которые теперь сидели перед ними уже в преклонном возрасте.

И когда ученикам задавались вопросы: «А смог бы ты? Или «Смогла бы ты так усердно работать?», « Смотреть ежедневно сразу за несколькими малышами, когда матери уходили на работу?», «Смог бы ты поделиться едой, когда сам голоден?», «Стала бы ты вязать незнакомым тебе солдатам на фронт носки и варежки?», а главное «А умеете ли вы, современные девушки, вязать эти самые носки и варежки?». Многие ученики не сразу могли ответить на эти вопросы, а некоторые честно признались, что не смогли бы и не справились.

    Дошкольники в свою очередь исполняли песни о мире и о детстве и подарили гостям преклонного возраста журавликов, сделанных из бумаги, как олицетворение символа мира.

В конце встречи была организована рефлексия, где все участники встречи держали в руках серебряную нить и говорили свои мысли и пожелания старшему поколению. Закончилась встреча чаепитием.

А вот на встрече «Верность родной земле» для обсуждения предлагалась тема патриотизма и готовности пойти служить в армию. Очень интересную историческую справку дала воспитатель нашего сада – историк по образованию. Она просто заинтриговала подростков тем, что в царской России существовала рекрутская повинность, а служили те солдаты 25 лет в противовес сегодняшнему 1 году. Также на данной встрече присутствовала сотрудница военного комиссариата города Нягани, священник и представитель совета отцов.

Воспитанники детского сада исполняли песни о России, играли на русских народных инструментах, создавая тем самым необходимую душевную атмосферу. Как музыкальный руководитель я убеждена, что воспитывать патриотические чувства следует начинать с детского сада и в том числе на примерах русской народной музыки.

 

 

Заключение

С каждым годом все меньше становиться очевидцев тех страшных военных лет, поэтому сегодня так важно сохранить каждое воспоминание, каждый документ того грозного периода. 75 лет назад наша страна стала свободной от фашистского вторжения. Ветераны Великой Отечественной войны - люди, достойные уважения, внимания, заботы, люди долга и дела, величайшего примера и доброты. Независимо от национальности, они вместе побеждали врага и вместе трудились в мирное время.

Необходимо, чтобы военную историю своих семей участники тех страшных событий рассказывали современным детям и подросткам, чтобы они знали, помнили, гордились погибшими и живыми, победившими в этой войне. Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации на сегодняшний день является патриотическое воспитание граждан, начиная с дошкольной ступени образования.

После проведенных мероприятий я снова провела анкетирование среди учеников 9 класса. Почти все на этот раз смогли правильно ответить на те же вопросы. Некоторые из них прочитали рассказы о пионерах-героях, другие заинтересовались историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны, посмотрев художественные фильмы. А главное, все ученики сказали, что в этом году они с удовольствием и наконец-то осознанно пройдут в бессмертном полку вместе со своими родителями, братьями, сестрами и гордо пронесут портреты родственников-героев, на чью судьбу выпала доля с достоинством пройти испытания тех лет и защитить нашу страну для нашего светлого будущего.

 

 

Список литературы:

1. https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-shkolnikov-na-primere-podvigov-geroev-velikoy-otechestvennoy-voyni-1193079.htm;

2. http://uti.tpu.ru/novosti/ravnenie_na_geroev_istoki_patrioticheskogo_vospitaniya/;

3. https://ruskline.ru/special_opinion/patrioticheskoe_vospitanie_molodyozhi_nevozmozhno_bez_naglyadnogo_primera/.

 

 

Приложение 1

Фото со встречи «Серебряные нити»

Фот со встречи «Верность родной земле»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.