|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конструктивные особенности зубчатых колесКонструктивные особенности зубчатых колес Зубчатые механизмы являются наиболее распространенным в машиностроении и приборостроении видом механических передач. Такие передачи применяют для передачи вращательного движения с одного вала на другой или для преобразования вращательного движения в поступательное и изменение скорости вращения валов.
1. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ 1.1. Основные понятия Рассматриваемые основные понятия зубчатой передачи приведены по ГОСТ 16530. Зубчатое колесо – зубчатое звено с замкнутой системой зубьев, обеспечивающее непрерывное движение другого зубчатого звена. Зубчатая передача – трёхзвенный механизм, в котором два подвижных звена являются зубчатыми колёсами, образующими с неподвижным звеном вращательную или поступательную пару. Ось зубчатого колеса – геометрическая ось вращения зубчатого колеса в передаче. Ведущее зубчатое колесо – зубчатое колесо передачи, которое сообщает движение парному зубчатому колесу. Шестерня – зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев. Колесо – зубчатое колесо передачи с большим числом зубьев.
Основными элементами зубчатого колеса (рисунок 4) являются зубья, каждый зуб состоит из головки зуба и ножки: Зубья находятся на ободе колеса и вместе с ободом составляют зубчатый венец: более тонкая часть колеса – диск соединяет ступицу с ободом, внутри ступицы делают отверстие для вала с пазом для шпонки. Шлицевое соединение показано на покадровых рисунках 25, 26, 27, или в демоверсии на компакт диске. На рисунке 4 показаны условные изображения элементов зубчатого колеса. da – окружность вершин – это самая большая окружность, ограничивающая вершины головок зубьев колес: её условно изображают сплошной основной линией. d – делительная окружность, делящая каждый зуб на две неравные части: меньшую – головку зуба и большую – ножку зуба: её условно изображают штрихпунктирной тонкой линией.
Рисунок 4 – Условные изображения элементов зубчатого колеса
df – окружность впадин, проходящая по очертаниям впадин между зубьями: её условно изображают сплошной тонкой линией. dоб – окружность обода, обозначающая внутреннее очертание обода. dст – окружность ступицы, обозначающая внешнее очертание ступицы. dв – диаметр окружности отверстия для вала. h– высота зуба. hа – высота головки зуба. hf – высота ножки зуба. Pn – нормальный шаг зубьев – кратчайшее расстояние по делительной или начальной поверхности зубчатого колеса между эквидистантными одноименными теоретическими линиями соседних зубьев. S – толщина зуба. Z – число зубьев. m – нормальный модуль зубьев – это линейная величина в π раз меньшая нормального шага зубьев. bпаза – ширина шпоночного паза. tj – глубина шпоночного паза. При выполнении рабочего чертежа зубчатого колеса при заданных исходных данных, согласно таблице 1, необходимо рассчитать элементы зубчатого колеса по формулам, приведенным в таблицах 2, 3.
Таблица 1 – Исходные данные для расчета.
Таблица 2 – Расчет основных геометрических параметров цилиндрической зубчатой передачи
1.2. Цель задания Изучить требования, предъявляемые к оформлению и правила выполнения чертежей зубчатых колес, шлицевых и шпоночных соединений (ГОСТ 2.402; ГОСТ 2.403; ГОСТ 2.409; ГОСТ 24071; ГОСТ 23360; ГОСТ 1139). Приобрести практические навыки по определению основных параметров зубчатого колеса по модели. Изучить правила оформления сборочного чертежа и спецификации в соответствии с ГОСТ 2.109 и ГОСТ 2.108.
1.3. Содержание задания 1. По заданному модулю (m), числу зубьев (z), диаметру отверстия (dв) выполнить расчёты и вычертить детали зубчатой передачи. 2. Рассчитать и вычертить сборочный чертёж цилиндрической зубчатой передачи и заполнить спецификацию 3. Выполнить рабочий чертёж зубчатого колеса.
1.4. Оформление задания Сборочный чертёж передачи выполнить на формате А4. спецификацию на формате А4 (210х297).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|