Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





XIX и XX века



 

Конспект занятия объединения – «Гитара для всех»

Педагог дополнительного образования – Петров С.А.

27 апреля 2020 г.

 

Тема занятия: «Стиль Фламенко».

 Фламе́нко (исп. flamenco, исп. cante flamenco) — общее обозначение южно-испанской музыки — песни (cante) и танца (baile). Выделяются два стилистически и музыкально отличных друг от друга класса фламенко: древнейший (глубокий, то есть серьёзный, драматический стиль), он же — cante grande (большой, высокий стиль); и более современный cante chico (chico букв. маленький, то есть облегчённый, простой стиль). В рамках обоих классов фламенко существует более 50 подклассов (жанров), точную границу между которыми порой провести трудно. Некоторые считают, что подклассов даже больше.

 

История фламенко прослеживается за последние двести лет или около того, а всё, что было ранее, открыто для дискуссий и происходит из рассказов и легенд. Фламенко в его первоначальном виде было только вокалом, примитивным криком или скандированием, сопровождаемым ритмом, который отбивали по полу деревянным посохом или тростью. Эти стили известны как Palo Secos, или "сухие стили", и они являются самыми старыми формами из известных сегодня.

Tonas — семейство песен, которое включает в себя tona (один из старейших известных стилей), martinetes (песни кузнецов с ритмом, выбиваемым молотом, бьющим по наковальне), carceleras (тюремные песни) и debla (которые когда-то считались связанными с цыганским религиозным обрядом).

Saeta — песня страстной преданности, которая воспевается на фоне страсти во время Semana Santa (страстная неделя, предшествующая Пасхе в Испании), и считается, что она имеет еврейское происхождение. Хотя saeta не является строго фламенко, у неё есть вся спонтанность фламенко.

Сante Jondo означает "глубокое пение", и это стили, из которых происходят большинство других форм.

Фламенко состоит из четырёх элементов: Cante-Voice, Baile-Dance, Toque-Guitar и Jaleo. Последнее в переводе означает что-то типа "галдёж" и включает в себя хлопки, топот и крики поощрения. Независимо от того, что представляет собой Jaleo, оно исполняется аудиторией, артистом и вообще всеми, кто чувствует желание участвовать.

Хлопки или Palmas — это искусство само по себе, и хотя это может выглядеть просто, это не совсем так. Palmeros (хлопальщики) вплетают сложные ритмы в основу песни, а в Tablaos (места, где проводятся шоу фламенко) это используется вместе с Zapateado (топотом; другое значение этого слова ?— разновидность танца, определённый танцевальный стиль).

Добавление во фламенко гитары окружено тайной, поскольку точная дата этого события неизвестна, но постепенно гитара стала сопутствующим инструментом для фламенко.

Другим важным компонентом фламенко является элемент, известный как Duende, которому писатели и поэты придавали магическое духовное значение.

 

 

Многие считают фламенко изобретением цыган, но хотя они и были главными героями этого искусства, они не являются его единственными создателями. Песню фламенко можно разделить на две категории: "Cante gitano" (цыганские песни), и "Cante andaluz" (андалузские песни).

Когда цыгане появились в Андалусии из Индии, около 1425 года, они принесли с собой много стилей песен и танцев, которые имеют сильные индийские корни. В это время Андалусия все ещё находилась под арабским правлением, и вместе с евреями и маврами цыгане вскоре стали преследоваться католическими монархами и инквизицией, на фоне попыток насильственного их обращения в христианство. Некоторые группы цыган, мавров и евреев укрывались в малодоступных горных районах. Эти разные культуры жили в относительной гармонии на протяжении многих лет, и слияние их музыки и танцев — это то, что мы знаем сегодня как фламенко.

В 18-ом веке отношение к цыганам значительно изменилось, что привело к появлению многочисленных групп цыган, появляющихся в маленьких деревнях и городах, и принесло с ними захватывающее и соблазнительное музыкальное фламенко. Сначала эту музыку не считали достойной внимания, а фламенко исполняли только в частных домах, но вскоре таинственная музыка и зажигательные танцы привлекли внимание романтических писателей 18-го и 19-го веков. Истории изобилуют странными людьми, исполняющими дикие эротические танцы с суровыми необычными тонами своих песен, нанятые, чтобы развлечь сеньоров или "сливки общества" на частных вечеринках, известных как Juergas (дословно — попойки), где богатые развлекались проститутками, алкоголем и фламенко. Примерно в это же время стало много певцов фламенко, которые сделали себе имя, потому что фламенко вдруг стало популярным.

XIX и XX века

Первые задокументированные исполнители — Tio Luis (1750-60 - ~1830), El Planeta (1789 - 1856) и El Fillo (d. 1878), которые заложили основы для будущих Cantaores, певцов фламенко. Diego el Fillo вспоминают за его скрипучий грубый голос (манера, которая возможно унаследована от цыган), и сегодня этот стиль известен как "Afilla", от имени El Fillo.

Вскоре в большинстве крупных городов начали появляться клубы фламенко под названием Cafe Cantantes, а самым знаменитым было кафе Silverio в Севилье, в котором участвовал певец фламенко Silverio Franconetti (1831 - 1889).

Период Cafe Cantante, 1850 - 1910, был известен как "золотой век", но это был также период, когда Cante Jondo начало терять популярность. Певцы постепенно заменялись не-цыганскими, которые исполняли более лёгкую и мягкую форму фламенко, Fandangos, андалузские народные песни. Мы должны помнить, что фламенко спонтанно, и цыгане не будут выступать в жёстко определённое время, и даже более — петь заранее заданные стили.

С ростом популярности Fandangos и ослаблением Cante Jondo были созданы труппы фламенко, танец стал хореографическим, и впервые появился соло гитарист фламенко.

Некоторые из Cafe Cantante сохранились в 1920-х годах, но к тому времени фламенко было далеко от его первоначального состояния, и, за исключением нескольких исполнителей, таких как Manuel Torre (1878 - 1933), Don Antonio Chacon (1869 - 1929) и Juan Breva (1844 - 1918) фламенко переживало худший период.

В 1922 году поэт Federico Garcia Lorca и композитор Manuel de Falla вместе с другими поклонниками фламенко решили провести соревнование, целью которого было восстановление Cante Jondo, которое было полностью вытеснено "новым фламенко". Они пригласили певцов со всей Андалусии принять участие в конкурсе, который оценивался некоторыми из самых влиятельных артистов того времени. Concurso de Cante Jondo был проведён 13 и 14 июня 1922 года и состоялся в саду дворца Альгамбра в Гранаде, а в жюри были Manuel Torre, Pastora Pavon (1890 - 1969), и Don Antonio Chacon. Он выявил двух победителей, один по имени El Tenazas (1854 - 1932) из Puente Genil (Cordoba), а другой — двенадцатилетний феномен по имени Manuel Ortega, но это мало что изменило, чтобы спасти Cante Jondo от упадка. Говорят, что El Tenazas, у которого было проколото лёгкое, три дня шёл из своей деревни, чтобы выступить на конкурсе. Двенадцатилетний победитель стал одним из величайших певцов в истории фламенко, легендарным Manolo Caracol (1909 - 1973).

В течение 1930-х и 1940-х годов фламенко сильно атрофировалось отчасти из-за гражданской войны, которая в 1936 - 1939 годах наносила большой ущерб стране, а затем и второй мировой войны, которая продолжалась до 1945 года. В это время Андалусия была в тисках нищеты и голода, и, за исключением "Flamenco Opera", где крупные танцевальные труппы фламенко приносили фламенко в театр, фламенко, казалось, ушло в забвение.

В 1950-х годах вновь возник интерес к фламенко, инициируемый несколькими крупными артистами, которые решили возродить некоторые из традиционных элементов фламенко Сante, а также были записаны даже некоторые антологии фламенко, которые включали стили, почти исчезнувшие из репертуара. 1956 год стал переломным годом для фламенко. В Кордове состоялся Concurso de Cante Jondo, первый после 1922 года в Гранаде, на котором чисто случайно стал победителем Fosforito (b. 1932) из Puente Genil, один из самых влиятельных певцов 20-го века.

В 1957 году увидел свет первый фестиваль фламенко El Potaje Gitano, который проходил в Utrera, и вскоре большинство небольших городов и деревень последовали этому примеру и организовали фестивали, где местные артисты могли исполнять свои собственные стили фламенко. К 1959 году становится авторитетным конкурс в Кордове, и этот год дал ещё два певческих имени: Juan Talega (1891 - 1971) и бесспорную королеву Solea, La Fernanda de Utrera (1923 - 2006). Неожиданно все стали интересоваться фламенко, и артисты даже из маленьких городов снова стали пользоваться большим спросом.

Многие ставят причину этого нового интереса в заслугу Antonio Mairena (1909 - 1983) певца-исполнителя "чистых" стилей фламенко, который посвятил свою жизнь восстановлению и продвижению Cante Jondo. Он спас много старых стилей Сante от вымирания, отправившись в отдалённые деревни, чтобы услышать старинные песни в исполнении их носителей.

Manolo Caracol открыл то, что стало самым известным Tablao (место, где проводятся шоу фламенко), Los Canasteros в Мадриде, и почти каждый артист того времени проходил через его двери. Многие из этих певцов и гитаристов не были профессионалами, и у них не было намерений когда-либо стать таковыми, они пели и играли исключительно ради собственного удовольствия, на семейных торжествах и встречах. Таким был, например, Juan Talega.

С 1950-го и до конца 1970-ых годов фламенко нашло свой второй золотой век, и цыганские артисты наслаждались, вероятно, лучшим периодом, который когда-либо испытывал этот вид искусства. Каждый город, деревня и город могли похвастаться большим запасом певцов, гитаристов и танцоров, которые появлялись на городских фестивалях в летние месяцы, и эти семейные династии производили иногда самых самобытных артистов, корни которых можно было проследить до времён El Planeta и El Fillo. Если же пристально рассмотреть генеалогическое дерево многих артистов фламенко, можно иногда обнаружить, что по крови или по браку, все династии — почти одна большая семья.

В 1960-е годы произошло событие, которое изменило лицо фламенко: на сцене появились гитарист Paco de Lucia (1947 - 2014) и кантор Camaron de la Isla (1950 - 1992). Когда Camaron умер в возрасте всего сорока двух лет, он стал легендой. Camaron возглавил новую эру фламенко-фьюжн, в которой его универсальный голос "gitano" гармонировал со многими различными стилями музыки.

Неожиданно появилось множество новых исполнителей фламенко, большинство из которых работали в стиле Camaron, а в девяностых годах была эпоха, когда фламенко-фьюжн доминировал в чартах с такими артистами, как Gypsy Kings, Remedios Amaya и Ketama.

Jose Merce (b. 1955) — один из лучших певцов Cante Jondo на данный момент, и наблюдать за ним в круговороте фестивалей, вместе с его верным гитаристом Moraito — это самый приятный опыт. Он также записывает множество дисков поп-стиля, где он сплавляет фламенко с фьюжн с помощью барабанов и клавишных.

В то время как бум слияния стилей продолжался, некоторые артисты, такие как Fosforito (b. 1932 ) или Jose Menese (1942 - 2016), отказались коммерциализировать свое искусство, и к счастью, Cante Jondo всё ещё весьма и весьма популярно сегодня. Есть много пуристов, которые презирают всё, кроме чистого ортодоксального фламенко. Есть также многие, которые считают, что для выживания фламенко нужно двигаться в ногу со временем.

Новое фламенко (или Nuevo Flamenco) — синоним современного фламенко, которое является производным от традиционного. Этот стиль сочетает в себе виртуозность гитары фламенко с музыкальными влияниями джаза, румбы, босса-новы, цыганских, латиноамериканских и ближневосточных стилей, рока, танго, сальса и так далее, вплоть до самых невообразимых стилей.

Как пример, одно из важных гитарных имён Nuevo Flamenco (кроме Paco de Lucia) — Tomatito (b. 1958). Он родился в музыкальной семье, играл в клубах Андалусии и стал сенсацией фламенко, когда его открыл Paco de Lucia. В течение двух десятилетий он аккомпанировал легендарному Camaron de la Isla (до смерти последнего в 1992 году) . Вместе с Paco de Lucia и Camaron de la Isla он записал четыре альбома, и получил Latin Grammy за лучший альбом фламенко в 2000 году.

Музыка Tomatito сочетает в себе традиционное фламенко и джаз. На некоторых своих сольных альбомах он экспериментировал с афро-кубинской и бразильской музыкой, и продолжал работать с певцами фламенко. По его словам, половина того, что он играет, является импровизацией.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.