![]()
|
|||||||
XIX и XX века
Конспект занятия объединения – «Гитара для всех» Педагог дополнительного образования – Петров С.А. 27 апреля 2020 г.
Тема занятия: «Стиль Фламенко».
История фламенко прослеживается за последние двести лет или около того, а всё, что было ранее, открыто для дискуссий и происходит из рассказов и легенд. Фламенко в его первоначальном виде было только вокалом, примитивным криком или скандированием, сопровождаемым ритмом, который отбивали по полу деревянным посохом или тростью. Эти стили известны как Palo Secos, или "сухие стили", и они являются самыми старыми формами из известных сегодня. Tonas — семейство песен, которое включает в себя tona (один из старейших известных стилей), martinetes (песни кузнецов с ритмом, выбиваемым молотом, бьющим по наковальне), carceleras (тюремные песни) и debla (которые когда-то считались связанными с цыганским религиозным обрядом). Saeta — песня страстной преданности, которая воспевается на фоне страсти во время Semana Santa (страстная неделя, предшествующая Пасхе в Испании), и считается, что она имеет еврейское происхождение. Хотя saeta не является строго фламенко, у неё есть вся спонтанность фламенко. Сante Jondo означает "глубокое пение", и это стили, из которых происходят большинство других форм. Фламенко состоит из четырёх элементов: Cante-Voice, Baile-Dance, Toque-Guitar и Jaleo. Последнее в переводе означает что-то типа "галдёж" и включает в себя хлопки, топот и крики поощрения. Независимо от того, что представляет собой Jaleo, оно исполняется аудиторией, артистом и вообще всеми, кто чувствует желание участвовать. Хлопки или Palmas — это искусство само по себе, и хотя это может выглядеть просто, это не совсем так. Palmeros (хлопальщики) вплетают сложные ритмы в основу песни, а в Tablaos (места, где проводятся шоу фламенко) это используется вместе с Zapateado (топотом; другое значение этого слова ?— разновидность танца, определённый танцевальный стиль).
Другим важным компонентом фламенко является элемент, известный как Duende, которому писатели и поэты придавали магическое духовное значение.
Многие считают фламенко изобретением цыган, но хотя они и были главными героями этого искусства, они не являются его единственными создателями. Песню фламенко можно разделить на две категории: "Cante gitano" (цыганские песни), и "Cante andaluz" (андалузские песни). Когда цыгане появились в Андалусии из Индии, около 1425 года, они принесли с собой много стилей песен и танцев, которые имеют сильные индийские корни. В это время Андалусия все ещё находилась под арабским правлением, и вместе с евреями и маврами цыгане вскоре стали преследоваться католическими монархами и инквизицией, на фоне попыток насильственного их обращения в христианство. Некоторые группы цыган, мавров и евреев укрывались в малодоступных горных районах. Эти разные культуры жили в относительной гармонии на протяжении многих лет, и слияние их музыки и танцев — это то, что мы знаем сегодня как фламенко. В 18-ом веке отношение к цыганам значительно изменилось, что привело к появлению многочисленных групп цыган, появляющихся в маленьких деревнях и городах, и принесло с ними захватывающее и соблазнительное музыкальное фламенко. Сначала эту музыку не считали достойной внимания, а фламенко исполняли только в частных домах, но вскоре таинственная музыка и зажигательные танцы привлекли внимание романтических писателей 18-го и 19-го веков. Истории изобилуют странными людьми, исполняющими дикие эротические танцы с суровыми необычными тонами своих песен, нанятые, чтобы развлечь сеньоров или "сливки общества" на частных вечеринках, известных как Juergas (дословно — попойки), где богатые развлекались проститутками, алкоголем и фламенко. Примерно в это же время стало много певцов фламенко, которые сделали себе имя, потому что фламенко вдруг стало популярным. XIX и XX века Первые задокументированные исполнители — Tio Luis (1750-60 - ~1830), El Planeta (1789 - 1856) и El Fillo (d. 1878), которые заложили основы для будущих Cantaores, певцов фламенко. Diego el Fillo вспоминают за его скрипучий грубый голос (манера, которая возможно унаследована от цыган), и сегодня этот стиль известен как "Afilla", от имени El Fillo. Вскоре в большинстве крупных городов начали появляться клубы фламенко под названием Cafe Cantantes, а самым знаменитым было кафе Silverio в Севилье, в котором участвовал певец фламенко Silverio Franconetti (1831 - 1889). Период Cafe Cantante, 1850 - 1910, был известен как "золотой век", но это был также период, когда Cante Jondo начало терять популярность. Певцы постепенно заменялись не-цыганскими, которые исполняли более лёгкую и мягкую форму фламенко, Fandangos, андалузские народные песни. Мы должны помнить, что фламенко спонтанно, и цыгане не будут выступать в жёстко определённое время, и даже более — петь заранее заданные стили. С ростом популярности Fandangos и ослаблением Cante Jondo были созданы труппы фламенко, танец стал хореографическим, и впервые появился соло гитарист фламенко. Некоторые из Cafe Cantante сохранились в 1920-х годах, но к тому времени фламенко было далеко от его первоначального состояния, и, за исключением нескольких исполнителей, таких как Manuel Torre (1878 - 1933), Don Antonio Chacon (1869 - 1929) и Juan Breva (1844 - 1918) фламенко переживало худший период. В 1922 году поэт Federico Garcia Lorca и композитор Manuel de Falla вместе с другими поклонниками фламенко решили провести соревнование, целью которого было восстановление Cante Jondo, которое было полностью вытеснено "новым фламенко". Они пригласили певцов со всей Андалусии принять участие в конкурсе, который оценивался некоторыми из самых влиятельных артистов того времени. Concurso de Cante Jondo был проведён 13 и 14 июня 1922 года и состоялся в саду дворца Альгамбра в Гранаде, а в жюри были Manuel Torre, Pastora Pavon (1890 - 1969), и Don Antonio Chacon. Он выявил двух победителей, один по имени El Tenazas (1854 - 1932) из Puente Genil (Cordoba), а другой — двенадцатилетний феномен по имени Manuel Ortega, но это мало что изменило, чтобы спасти Cante Jondo от упадка. Говорят, что El Tenazas, у которого было проколото лёгкое, три дня шёл из своей деревни, чтобы выступить на конкурсе. Двенадцатилетний победитель стал одним из величайших певцов в истории фламенко, легендарным Manolo Caracol (1909 - 1973). В течение 1930-х и 1940-х годов фламенко сильно атрофировалось отчасти из-за гражданской войны, которая в 1936 - 1939 годах наносила большой ущерб стране, а затем и второй мировой войны, которая продолжалась до 1945 года. В это время Андалусия была в тисках нищеты и голода, и, за исключением "Flamenco Opera", где крупные танцевальные труппы фламенко приносили фламенко в театр, фламенко, казалось, ушло в забвение. В 1950-х годах вновь возник интерес к фламенко, инициируемый несколькими крупными артистами, которые решили возродить некоторые из традиционных элементов фламенко Сante, а также были записаны даже некоторые антологии фламенко, которые включали стили, почти исчезнувшие из репертуара. 1956 год стал переломным годом для фламенко. В Кордове состоялся Concurso de Cante Jondo, первый после 1922 года в Гранаде, на котором чисто случайно стал победителем Fosforito (b. 1932) из Puente Genil, один из самых влиятельных певцов 20-го века. В 1957 году увидел свет первый фестиваль фламенко El Potaje Gitano, который проходил в Utrera, и вскоре большинство небольших городов и деревень последовали этому примеру и организовали фестивали, где местные артисты могли исполнять свои собственные стили фламенко. К 1959 году становится авторитетным конкурс в Кордове, и этот год дал ещё два певческих имени: Juan Talega (1891 - 1971) и бесспорную королеву Solea, La Fernanda de Utrera (1923 - 2006). Неожиданно все стали интересоваться фламенко, и артисты даже из маленьких городов снова стали пользоваться большим спросом. Многие ставят причину этого нового интереса в заслугу Antonio Mairena (1909 - 1983) певца-исполнителя "чистых" стилей фламенко, который посвятил свою жизнь восстановлению и продвижению Cante Jondo. Он спас много старых стилей Сante от вымирания, отправившись в отдалённые деревни, чтобы услышать старинные песни в исполнении их носителей. Manolo Caracol открыл то, что стало самым известным Tablao (место, где проводятся шоу фламенко), Los Canasteros в Мадриде, и почти каждый артист того времени проходил через его двери. Многие из этих певцов и гитаристов не были профессионалами, и у них не было намерений когда-либо стать таковыми, они пели и играли исключительно ради собственного удовольствия, на семейных торжествах и встречах. Таким был, например, Juan Talega. С 1950-го и до конца 1970-ых годов фламенко нашло свой второй золотой век, и цыганские артисты наслаждались, вероятно, лучшим периодом, который когда-либо испытывал этот вид искусства. Каждый город, деревня и город могли похвастаться большим запасом певцов, гитаристов и танцоров, которые появлялись на городских фестивалях в летние месяцы, и эти семейные династии производили иногда самых самобытных артистов, корни которых можно было проследить до времён El Planeta и El Fillo. Если же пристально рассмотреть генеалогическое дерево многих артистов фламенко, можно иногда обнаружить, что по крови или по браку, все династии — почти одна большая семья.
Неожиданно появилось множество новых исполнителей фламенко, большинство из которых работали в стиле Camaron, а в девяностых годах была эпоха, когда фламенко-фьюжн доминировал в чартах с такими артистами, как Gypsy Kings, Remedios Amaya и Ketama. Jose Merce (b. 1955) — один из лучших певцов Cante Jondo на данный момент, и наблюдать за ним в круговороте фестивалей, вместе с его верным гитаристом Moraito — это самый приятный опыт. Он также записывает множество дисков поп-стиля, где он сплавляет фламенко с фьюжн с помощью барабанов и клавишных. В то время как бум слияния стилей продолжался, некоторые артисты, такие как Fosforito (b. 1932 ) или Jose Menese (1942 - 2016), отказались коммерциализировать свое искусство, и к счастью, Cante Jondo всё ещё весьма и весьма популярно сегодня. Есть много пуристов, которые презирают всё, кроме чистого ортодоксального фламенко. Есть также многие, которые считают, что для выживания фламенко нужно двигаться в ногу со временем. Новое фламенко (или Nuevo Flamenco) — синоним современного фламенко, которое является производным от традиционного. Этот стиль сочетает в себе виртуозность гитары фламенко с музыкальными влияниями джаза, румбы, босса-новы, цыганских, латиноамериканских и ближневосточных стилей, рока, танго, сальса и так далее, вплоть до самых невообразимых стилей. Как пример, одно из важных гитарных имён Nuevo Flamenco (кроме Paco de Lucia) — Tomatito (b. 1958). Он родился в музыкальной семье, играл в клубах Андалусии и стал сенсацией фламенко, когда его открыл Paco de Lucia. В течение двух десятилетий он аккомпанировал легендарному Camaron de la Isla (до смерти последнего в 1992 году) . Вместе с Paco de Lucia и Camaron de la Isla он записал четыре альбома, и получил Latin Grammy за лучший альбом фламенко в 2000 году. Музыка Tomatito сочетает в себе традиционное фламенко и джаз. На некоторых своих сольных альбомах он экспериментировал с афро-кубинской и бразильской музыкой, и продолжал работать с певцами фламенко. По его словам, половина того, что он играет, является импровизацией.
|
|||||||
|