Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Историко-педагогический обзор развития трудового и профессионального обучения:



 Историко-педагогический обзор развития трудового и профессионального обучения:

 - развитие трудового и профессионального обучения в России и за рубежом

- этапы развития трудовой подготовки в отечественной школе в ХХ веке

 - тенденция подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности на современном этапе.

1.Еще задолго до появления педагогических теорий, в многове­ковой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формирова­ли социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест.

Труд оставался жизненной потребностью для большинства населения, что вызывало необходимость формировать у молодого поколения положительное отношение к труду, определенную сумму практи­ческих умений, трудолюбие. Осуществлялся этот процесс в основ­ном в семье и дал основу народной педагогической мысли. Народ­ная педагогика мудро рассматривала труд и трудовое воспитание не только как необходимое условие подготовки к практической деятельности, но и как средство общего физического и духовного развития молодого поколения.

У восточных славян передача профессиональных навыков и уме­ний пошла по пути «братчин» — товариществ, объединяющих людей одной профессии. Здесь готовили молодежь к определенному ре­меслу. Такая же «цеховая» система была и в западных стра­нах. Ее существование протянулось с IV до XVIII в. и исторически отразилось в названиях кварталов городов. Торгово-ремесленные поселения-слободы вырастали вокруг городов, которых в России в середине XVII в. уже насчитывалось 254.

Переход к мануфактурно­му периоду вызвал появление крупных предприятий с новой орга­низацией труда, с механизмами, работавшими на водной энергии. Эти объективные процессы вызвали необходимость кроме трудо­вого воспитания давать молодым людям элементарные общеобра­зовательные и профессиональные знания, умения и навыки. Для постройки церквей и зданий требовались знания геометрии, мате­матики, умения изготовить строительный кирпич, раствор, из­вестковый грунт для настенной живописи, знание приемов стро­ительной техники. В кузнечном деле, в литье пушек, судострое­нии и текстильном производстве — везде необходимы были гра­мотные, трудолюбивые люди, знакомые с различными мастерствами.

Наиболее кардинальные усилия в этом направлении предпри­нял Петр I, проведший важные реформы в области просвещения и культуры. Была сделана попытка широкого распространения гра­мотности (и не только среди господствующих классов), открыты цифирные школы, значительно выросло книгопечатание. В этих условиях роль трудового воспитания в семье как первоначального непременного условия подготовки к жизни вышла за рамки лишь семейных интересов. Возникла необходимость давать элементар­ную профессиональную подготовку младшему техническому пер­соналу и квалифицированным рабочим, не говоря уже об инжене­рах, моряках, строителях, военных, учителях, картографах и дру­гих специалистах.

Первая в России — созданная по велению Петра I в 1701 г. в Москве — школа математических и навигационных наук была прак­тически первой в Европе реальной школой, из которой выходили специалисты широкого профиля. Да и открытые чуть позже артил­лерийская и инженерные школы стали готовить кадры не только для армии и флота, но и для промышленного производства.

Дворянин Татищев считал, что надо учить и детей крестьян (как мальчиков, так и девочек): до 10 лет — чтению и письму, а с 10 до 15 лет — различным ремеслам. Его инструкции по организа­ции, содержанию, методам обучения и воспитания, требования к учителям абсолютно вписываются в современные подходы. Этот фактически один из первых дидактов и методистов общего перво­начального и профессионального обучения уже тогда продумал критерии, ценность которых непреходяща.

Татищев формулирует в своих до­кументах педагогические вопросы обучения «искусствам и ремес­лам». Главными он считает «предварение ремесленного обучения общим образованием», сочетание знаний по математике, геомет­рии, черчению и рисованию с формированием практических уме­ний в ходе производственного обучения; понимание учениками существа производимых работ, стремление к их усовершенствова­нию; определение профессии ученика с учетом его способностей и интересов; материальное вознаграждение ученика за выполнен­ную работу в процессе производственного обучения.

Значительный вклад в борьбу против невежества, за широкое распространение науки и просвещения сделали Михаил Василье­вич Ломоносов (1711 — 1765) и Иван Иванович Бецкой (1704— 1795), которому Россия обязана открытием первого женского учи­лища — Института благородных девиц в Петербурге, Александр Николаевич Радищев (1749—1802) с его «Рассуждением о труде и праздности» и другие.

Прогрессивные педагоги и деятели народного образования Рос­сии периода капиталистического развития (60—90-е годы XIX в.) последовательно создавали сокровищницу отечественной профес­сиональной школы. Вот краткое перечисление их трудов, дающее представление о направлениях разработок.

Николай Платонович Огарев (1813—1877) разрабатывал осно­вы народных земледельческих училищ. Из школьного курса вы по­мните, какие представления о труде высказывал Николай Гаври­лович Чернышевский (1828—1889). Дмитрий Иванович Писарев (1840 — 1868) был сторонником реального образования, о чем пи­сал в своей книге «Школа и жизнь».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) рассматри­вал труд как важнейшее средство воспитания, его статья «Необхо­димость ремесленных школ в столицах» (1868) стала вехой в деле подготовки рабочих кадров. Николай Александрович Корф (1834— 1883) разрабатывал концепцию педагогически-ремесленных мас­терских при элементарной школе.

Евгений Николаевич Андреев (1829— 1889) в работе «Правиль­ная постановка, общественное значение и экономическая сторона технического образования» заложил основы многих современных программ и уставов учебных заведений. Иван Алексеевич Вышнеградский (1831 —1895) в 1884 г. составил «Общий нормальный план промышленного образования в России» — первый документ, до­вольно полно определивший исходные положения создания сис­темы профессионально-технического образования.

название перешло в интернациональный термин и приоб­рело значение «ручной труд». С 1913 г. «ручные ремесла» вошли во все учебные планы.

Характерно, что в годы Второй мировой войны на конференции «Индустрия и образование», проходившей в Оксфорде в 1942 г., указывалось на невозможность увеличить эффективность эконо­мики только за счет изменений в индустрии — утверждалась необ­ходимость лучше обеспечить школьную подготовку будущих про­изводителей материальных благ и как граждан.

В 1944 г. в Британии был издан закон об обязательном образова­нии детей до 15 лет и трех типах государственных школ (граммати­ческой, технической и современной — для большинства). В их учеб­ные планы включались домоводство, рукоделие, обработка древе­сины и металла, теория и практика работы в механической мас­терской, стенография, машинопись, торговое дело и еще более 100 предметов. Если школьник грамматической школы избирал ручной труд как экзаменационный предмет, он уделял ему боль­ше времени.

Американская школа во многом тоже опиралась на разработки педагогов-гуманистов. В конце XIX столетия в сельхозшколах США стал активно применяться метод проектов (его еще называли «ме­тодом целевого акта»). Смысл очевиден — приблизить школу к потребностям сельского населения. Основой метода проектов были концепции педагога, психолога и ведущего представителя фило­софии прагматизма Джона Дьюи. Он разработал теорию воспита­ния, направленную на формирование личности, приспособлен­ной к жизни и практической деятельности в условиях «свободного предпринимательства».

Продолжателем школы Дьюи был выдающийся американский педагог У. X. Килпатрик. Он считал, что основой учебного процес­са должна стать активность учащихся. Разработанная Килпатриком система образования и воспитания была основана на интересах и самостоятельном мышлении ребенка. То есть обучение должно про­исходить в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы. Если оно построено на детских интересах, то является эффективным средством формирования нужных обществу мораль­ных качеств.

Другой американский педагог, Э. Коллингс, ставил вопрос не­сколько иначе: он считал, что ребенок должен выбирать деятель­ность, занятие, а учение и учебные предметы подчиняются выб­ранной деятельности.

Дальнейшее развитие этих демократических и гуманистических подходов проявилось в введении, в частности, в школах Англии нового предмета, суть которого ясна из названия «Ремесло. Дизайн. Технология». Когда же выявилось отставание английской системы от систем образования стран ЕЭС, были учтены интеграционные процессы, происходящие в Европе. С 1988 г. технология стала од­ним из основных предметов Национального учебного плана, а к 2000 г. во всех странах ЕЭС было намечено введение в средних шко­лах «Единого европейского учебного плана». Среди его основных требований — вооружить учащихся базовыми знаниями и умением ориентироваться в новых технологиях с учетом структуры евро­пейского рынка труда. В связи с этим предусмотрено усиление свя­зи школы с миром труда.

2. Переходя к советскому периоду истории развития преподава­ния трудового обучения в школе, необходимо отметить, что, по­жалуй, ни один компонент обучения не претерпевал за эти годы таких реформирований, как труд. В одном из первых документов Советской власти, в «Положении о Единой трудовой школе РСФСР» (1918), отмечалось, что труд рассматривается как один из важнейших компонентов обучения, образования и все­стороннего развития личности. В школе внедрилась так называемая комплексная, или проект­ная, система обучения, согласно которой элементы знаний по основам наук группировались вокруг конкретных трудовых зада­ний учащихся. Трудовая база комплексно-проектного обучения в большинстве школ ограничивалась природным окружением и се­зонными работами. Выглядело это так. Получив, например, зада­ние вскопать грядку для посадки овощей, учащиеся должны были начертить грядку (черчение), вычислить, какова площадь грядки (математика), определить, каков грунт грядки (естествознание), и т.д. При таком построении учебного процесса невозможно было вооружить учащихся систематизированными знаниями.

С середины 20-х годов становится очевидным, что массовой об­щеобразовательной школе не удалось осуществить комплексные программы. В 1927 г. школа вернулась к предметному обучению. На­чавшаяся индустриализация страны вызвала усиленное внимание к трудовой подготовке. Она становится главной целью воспита­тельной системы общеобразовательной школы. Теперь ее назначе­нием становится «ознакомление с главными материалами и инст­рументами наиболее важных и распространенных производств, воспитание сознательного отношения к труду в обстановке инду­стриализации» (Программа и методические записи Единой трудо­вой школы. — М., 1927).

Этот курс соединяется с теорией политехнического образова­ния, ставшей идеологией советской трудовой школы. В тот период на трудовое обучение отводилось от 6 до 12 ч в неделю, а старшие школьники все шире подключались к производственной практике на предприятиях. 1-й Всероссийский политехнический съезд (ав­густ 1930 г.) решил прикрепить все городские школы к предпри­ятиям, а в сельской местности — к МТС, колхозам и совхозам. Отдельные энтузиасты пропагандируют «врастание» школы в про­изводство, превращение ее в «цех завода». Однако постановления­ми ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней шко­ле» и от 25 августа 1932 г. «Об учебных планах и режиме в началь­ной и средней школах» подчинение школы и трудовой подготовки учащихся непосредственно производственным задачам объявляет­ся «левацким перегибом». В школе восстанавливается предметное преподавание основ наук, в том числе и трудового обучения как отдельного предмета.

Однако в марте 1937 г. приказом Наркомпроса, подписанным наркомом А. С. Бубновым, трудовое обучение в общеобразователь­ной школе было отменено. И хотя формальный повод заключался в отсутствии квалифицированных учителей и материальной базы, что «формировало у школьников неправильные представления о социалистическом производстве», дело было в ином. С начала «ве­ликого перелома» по 1934 г. 15-миллионный поток готовых к лю­бой работе мигрантов влился из разоренной деревни в город. Те­перь школа должна была поставлять стране не примитивную рабо­чую силу, а подготовленных абитуриентов для институтов и тех­никумов, т.е. расширить базу новой, советской интеллигенции, ряды которой, кстати, скоро начнут быстро редеть под рукой «отца народов».

В начале 50-х годов бурный технический прогресс вновь поста­вил перед общеобразовательной школой проблему подготовки уча­щихся к производительному труду. Сказалось и то обстоятельство, что к этому времени (особенно к середине 50-х годов) количество выпускников средних школ стало превышать потребности инсти­тутов и техникумов в абитуриентах. XIX съезд КПСС в 1952 г. при­нял решение о развертывании в общеобразовательной школе тру­довой политехнической подготовки учащихся. В 1954 г. Министер­ство просвещения РСФСР вместе с Академией педагогических наук пересмотрели учебный план и включили в него новый предмет — трудовое обучение. В начальных классах он стал называться «ручной труд», который рассматривался как одно из средств всестороннего развития учащихся; в V—VII классах ввели труд в мастерских и на пришкольном участке, а для старшеклассников — факультативы производственно-трудового и профессионального характера.

Одновременно произошли два характерных для переходного пе­риода явления:

  • из-за кризиса в промышленности свернулась почти повсеместно та трудовая подготовка, которая состояла на иждивении у базовых предприятий;
  • в большинстве своем выжили и окрепли экономически эф­фективные (точнее, выгодные школе, предприятию, ребятам и взрослым) формы включения учащихся в труд.

Разрешенная хозяйственная самостоятельность школ, возмож­ность экономического маневра и налоговые льготы ученических трудовых объединений обусловили массовое становление школь­ных и межшкольных кооперативов, арендных хозяйств и участ­ков, деятельность которых оценивалась педагогами и учащимися в основном по прибыли и заработку.

3. Будущим учителям необходимо помнить, что в любом виде труда важна обучающая сторона. Трудовые занятия обогащают непо­средственный, «живой» опыт учащихся, который лучше всяких методических ухищрений будит мысль, позволяет развить позна­вательные потребности.

Есть еще один важный аспект, который должен приниматься во внимание. Почему важно в школе привить навыки технологии, творчества (систематической, из года в год, работы над собствен­ными проектами!), понимание законов рынка? «Технология» по­тому и олицетворяет реформирование трудовой подготовки школь­ников на современном этапе развития отечественного образова­ния, что нацелена на будущее.

Как подметили видные социологи, в частности американский ученый О.Тоффлер, на современном этапе проявляются весьма ха­рактерные штрихи будущего процесса человеческой деятельности.

О.Тоффлер выделил главное в происходящей технологической революции — ее влияние на образ жизни человечества. Нынешний этап научно-технической революции характеризуется лавинона-растающими новейшими эффективными технологиями — энерго- и ресурсосберегающими, наукоемкими, экологически чистыми, миниатюрными и т.п. Предполагается, что нанотехнологии при­ведут к дальнейшему изменению человеческой деятельности и всего стиля жизни общества. Новые технологии приводят все больше к интеграции домашнего хозяйства и производства, расширяют спектр непроизводственных видов деятельности на дому, ведут к доместикации производства и многообразной человеческой ак­тивности.

Основным инструментом человеческой деятельности и жизни, как предполагает О.Тоффлер, станет построенное на новой науч­но-технической и технологической основе человеческое жилище — своеобразный «электронный коттедж».

В коттеджах большинство людей будет заниматься определен­ными видами «производственной» деятельности, творчеством и потреблением. С ростом и Индивидуализацией потребностей и по­требления массовое производство, рожденное индустрией, пере­стает удовлетворять своими однотипными изделиями человека, и человек сам начинает делать вещи по своим индивидуализирован­ным потребностям и вкусу. Промышленное производство, пере­строившись на новые технологии, будет производить заготовки для самопроизводства. В результате потеснится разросшийся товарный рынок. Даже предположив, что О.Тоффлер преувеличивает роль доместикации, нельзя не признать, что в развитых странах выхо­дят на авансцену новые домашние производственные технологи­ческие процессы, рождающие и технологии домашней жизнедея­тельности, образа жизни.

Какие же тенденции подготовки школьников к самостоятель­ной трудовой деятельности могут быть выделены при изучении «Технологии»?

Прежде всего необходимо выделять ведущую деятельность. Пси­хология подразумевает под этим «такую деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических про­цессах и психических особенностях личности ребенка на данной стадии».

Следует обеспечить по меньшей мере пять направлений в раз­витии личности школьника, каждое из которых играет свою роль.

1. Школьник должен познать себя, свои качества, способнос­ти, свой потенциал на конкретном этапе, уяснить свои потребно­сти, узнать свои сильные и слабые стороны, выработать систему ценностей, отношение к людям. Понятно, что это возможно лишь в процессе практического приложения своих сил, в решении кон­кретных задач, в том числе и трудового характера.

2. Уже со школьных занятий должна определяться позиция, ожи­дания учащихся по отношению к семье, обществу, трудовой заня­тости. От этой позиции во многом будет зависеть личная судьба человека.

3. Необходимо, чтобы учащийся сформировал для себя крите­рии использования своих сил на оплачиваемой и неоплачиваемой работе в обществе и дома. Органическое сочетание прагматика и альтруиста, в зависимости от ситуации, определит нравственные ориентиры.

4. Активная жизненная позиция напрямую увязана с карьерой — последовательностью должностей, занимаемых в течение жизни, и личным успехом, вознаграждением и удовольствием, которые они приносят. Не следует быть ханжой и считать этот аспект не­приемлемым при формировании личности подростка. Дети, как и взрослые, честолюбивы, а, кроме того, жизнь складывается не из одних светлых полос. Учиться стойко преодолевать жизненные слож­ности, стремиться к изменению ситуации к лучшему тоже нужно с детства.

5. Трудовая подготовка включает в себя способность гибкой мо­бильности. Это — развитие качеств и навыков, которые необходи­мы учащимся, чтобы приспособиться к изменениям, связанным с переходом из школы на следующую ступень (самоопора, приспосабливаемость, гибкость, способность принимать решения и ре­шать проблемы).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.