Тема. Международная защита прав человека.
Тема. Международная защита прав человека.
План занятия.
1. Правовое регулирование международной защиты прав человека. Предрассудки и стереотипы – расовой дискриминации.
2. Международная защита прав ребенка.
3. Европейский Суд по правам человека.
Вопрос 1. Правовое регулирование международной защиты прав человека. Предрассудки и стереотипы – расовой дискриминации. Нарушения прав человека многообразны, как и деятельность людей. Есть жестокие и циничные, варварские нарушения прав человека. Жертвами нарушений становятся многочисленные группы людей, а подчас и целые народы. Именно эти вопиющие нарушения пытаются, прежде всего, устранить из жизни человечества прогрессивные силы.
Среди них назовем такие, как геноцид, апартеид, расизм. Эти нарушения являются тяжкими преступлениями. Они тесно взаимосвязаны, мотивы их совершения родственны. Люди, партии, социальные группы, способные хотя бы на одно из этих преступлений, готовы и на совершение других.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. ceado – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам. Геноцидом признается также создание условий для физического или умственного уничтожения групп людей, народов.
Апартеид (на яз. африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике.
Расизм выступает не только в форме апартеида. Наиболее массовое его воплощение – фашизм. Сущность расизма состоит в обосновании неравенства человеческих рас, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран, преобладание одних рас над другими. Расизм бывает белый, черный, краснокожий и другой в зависимости от того, представители какой расы отстаивают свое преимущество.
Вопрос 2. Международная защита прав ребенка. Международная защита прав человека включает в себя важнейшую составную часть - международную защиту прав ребенка. Это обусловлено тем, что детям в силу умственной и физической незрелости необходимо обеспечить особую защиту. Более того, исторически сложилось так, что социальный статус ребенка ниже, чем у взрослых. Еще два века назад дети мире подвергались всем видам наказания, вплоть до смертной казни. И в наши дни фиксируется множество случаев злоупотребления этим статусом детей, поэтому сегодня международная защита детей относится к глобальным проблемам человечества.
На мировом уровне вопрос о необходимости регулирования прав детей решался после первой мировой войны. В 1919 г. в Лиге Наций был создан Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, торговли детьми.
В 1924 г. в Женеве пятой Ассамблеей Лиги Наций была принята Декларация прав ребенка, состоявшая из пяти принципов международно-правовой защиты детей:
o 1. ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;
o 2. голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
o 3. ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
o 4. ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
5. ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
Главной идеей Женевской Декларации 1924 г. была обязанность всего человечества заботиться о детях.
До 1945 г. появлялись новые международные документы, касающиеся отдельных сторон защиты детей: Конвенция о рабстве 1926 г.; Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.; Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве и др.
После Второй мировой войны начала формироваться современная система международно - правовой защиты детей, в ОНН выделилось особое направление: ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), также этой проблемой занимаются специализированные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).
Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены».
В Декларации закреплены такие важные принципы, как:
o - ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании;
o - ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;
o - ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;
o - ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, образование, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях;
o - ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;
o - ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Однако, вследствие рекомендательного характера, данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международный акт в области защиты прав детей - Конвенцию о правах ребенка. Это первый документ, в котором регламентированы не только права ребенка, но механизм контроля за государствами-участниками по соблюдению Конвенции.
Основные положения Конвенции по механизму таковы:
o -Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
o - Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
o - Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
o - Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
o - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Общая цель Конвенции заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семье. Также эта Конвенция предлагает формулировку понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конвенции 1989 г., в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка. С 1991 г. в Женеве работает Комитет по правам ребенка - группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.
Защита интересов детей закреплена в международно-правовых актах универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.
Принципы недопустимости дискриминации, наилучшего обеспечения интересов ребенка, свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие, особой защиты и охраны детей отражены в следующих международных документах: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г.; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся здоровья и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, 1986 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г.; Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.
| Вопрос 3. Европейский Суд по правам человека.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) была подготовлена Советом Европы и открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 года и вступила в силу в сентябре 1953 года. В дополнение к тому, что Конвенция закрепляет основные права человека и свободы, Конвенция также установила механизм обеспечения данных прав, который обязаны соблюдать государства, ратифицировавшие Конвенцию (далее – государства-участники).
В 1954 года было создано три института: Европейская комиссия по правам человека (на сегодняшний момент не существует), Европейский суд по правам человека и Комитет Министров Совета Европы. Европейский суд по правам человека – это международный суд, находящийся в Страсбурге (Франция), состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников Конвенции. В настоящее время судей сорок пять.
От Российской Федерации судьей является доктор юридических наук, профессор Анатолий Иванович Ковлер. Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет (в соответствии со статьей 2 еще не вступившего в силу Протокола 14 судьи будут избираться сроком на девять лет без права переизбрания). Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижению ими 70 лет.
Согласно Регламенту Суд разделен на четыре Секции, состав которых, утвержденный на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку и должен представлять различные правовые системы государств-участников Конвенции. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при необходимости их замещают. Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции сроком на 12 месяцев. Палаты из семи судей создаются в каждой Секции на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель секции и судья, избранный от государства-ответчика. Большая Палата состоит из 17 судей. В ней по должности заседают Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций.
Задача Суда обеспечить соблюдение государствами-участниками Конвенции прав и свобод, закрепленных в Конвенции. Это делается Судом путем рассмотрения жалоб, поданных гражданами или организациями или, иногда, государствами.
Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в силу исключительных обстоятельств палата или Большая Палата не решит иначе. Индивидуальные заявители (граждане и организации) вправе подавать жалобы самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и, как правило, является обязательным после уведомления правительства-ответчика о жалобе. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами, Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Тем не менее, заявления могут быть представлены на любом из официальных языков государств-участников. После признания дела приемлемым, должен использоваться один из официальных языков Суда.
В решении Суд указывает на нарушение Конвенции в действиях государства-участника, если нарушение будет установлено. Решения Суда имеют для государств обязательную юридическую силу – государства, в отношении которых были вынесены решения, обязаны их выполнять. Если суд находит нарушение, он может присудить «справедливую компенсацию» (сумму денег в качестве компенсации за определенные формы вреда или убытков). Суд также может присудить возмещение судебных расходов, вызванных обращением в Суд. Если Суд не находит какого-либо нарушения, заявитель не обязан возмещать расходы, например, возникшие у государства. Также государство-ответчик в соответствии с решением Суда может быть обязано, предпринять меры «общего характера», например, изменить законодательство, практику.
Суд не действует в качестве апелляционной инстанции – это значит, что Суд не пересматривает национальные судебные дела, не отменяет и не пересматривает решения национальных судов.
У Суда имеется Секретариат, который состоит из юристов, которые ведут дела, переписку по делам, а также готовят проекты решений суда.
|