Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изучение способов обозначения на письме твердости (мягкости) согласных звуков, звука [й], гласных после шипящих



 

Методика обучения русской графике Знакомство с графической системой русского языка   Письменная форма речи появилась значительно позже устной как способ сохранения и передачи информации.  Графика (от греч. — пишу) в лингвистике определяется как "совокупность средств определенной письменности". В русском языке основными средствами письменности являются буквы и знаки препинания.  Пробелы между словами, отступы на строке, знак ударения, дефис и т.д. — это небуквенные графические средства. Последовательность букв определяет алфавит.  В современном русском алфавите 33 буквы, основное назначение которых — передавать на письме звуки. Однако некоторые буквы русской графической системы обозначают два звука (буквы парных по твердости (мягкости) звуков) или не обозначают звука вовсе (Ь и Ъ). Графика изучает не только систему графических средств, но и их соотношение со звуками языка. Младшие школьники овладевают системой русской графики с первых уроков основного этапа периода обучения грамоте: учатся читать (восстанавливать звучащее слово по его графической модели — буквенной записи), писать (обозначать звуки буквами в соответствии с законами русской графики). В современных букварях порядок изучения букв определяется принципом частотности, что обеспечивает максимально быстрое расширение доступного детям материала для чтения и письма. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15783739869954252597&from=tabbar&parent-reqid=1589353098831752-678588637534173974800295-prestable-app-host-sas-web-yp-41&text=%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%81+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%BC%D0%B8+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8+%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85 Знакомство первоклассников с первыми буквами гласных относится к подготовительному этапу. Обычно на уроке обучения грамоте "Знакомство с новой буквой" проводится следующая работа:
  • а) беседа по предметной (или сюжетной картинке) и выделение нужного слова (слов);
  • б) звуковой анализ выделенного слова (слов) и вычленение звука (звуков) новой буквы;
  • в) предъявление новой буквы.
Вот, например, как может быть осуществлено знакомство с буквой А. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14881873240262364935&from=tabbar&text=%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%81+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B0+1+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 Фрагмент урока Обратив внимание детей на предметную картинку с изображением аиста, учитель просит назвать птицу, выполнить фонетический анализ и составить звуковую модель. У школьников получилось: | О | О | — | — |. — Какой первый звук в слове ЛИСП ([а].) Кто знает, какая буква нужна для его обозначения? (Дети сразу отвечают, эту букву знают все первоклассники.) В схеме под обозначением звука [а] выставляется буква А. Аналогичная работа проводится и со словом ЛСТРЛ. Подобная работа может быть осуществлена и по-другому. Например, учитель не предъявлял детям иллюстрации, а введению новой буквы предпослал содержательную фонетическую работу: попросил выделить первый звук в словах утка, удочка, улица, узкий, урок, утюг. Затем после характеристики звука была предъявлена буква У. Буква должна предъявляться как способ обозначения звука (или звуков). В период обучения грамоте постижение первоклассниками русской графики связывается с изучения первой буквы согласного звука. Именно узнавание этой буквы (в различных букварях это Н, Л, М — наиболее частотные) дает ученикам возможность начать настоящее чтение слогов разного типа с учетом законов русской графики. В курсе русского языка знания и умения школьников из области графики совершенствуются и систематизируются. Эти умения оказывают значительное влияние на успешность овладения младшими школьниками русской орфографией. Знакомство школьников с буквами состоялось на третьей ступени подготовительного этапа обучения грамоте: тогда произошло усвоение букв А, О, У, Ы, И, и Э (по некоторым учебникам). Именно па этом этапе учителю важно сформировать у школьников представление о том, что звук и буква — не одно и то же. Первоклассник может без запинки проговорить: "Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем". Смешение понятий "звук" и "буква" остается по-прежнему стойкой ошибкой учителей, а вслед за ними — и школьников. Необходимо учесть, что только звуки могут характеризоваться как согласные и гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные. Буква как знак звука не может обладать подобными характеристиками ("гласная буква", "парная согласная буква" и подобные формулировки нельзя считать лингвистически корректными). В практике стали использоваться формулировки, снимающие это противоречие ("буква гласного звука", "буква парного согласного" и подобные) и в большей степени отвечающие требованиям к лингвистической грамотности урока. М. В. Панов отмечает: "Прочесть букву — значит, произнести звук, который буква обозначает. Звук все-таки произносится, а буква -читается". Законы (правила) русской графики сводятся к трем основным, без постижения которых невозможно овладение чтением. Усвоение школьниками каждого из законов обеспечивается специально подобранными материалами букваря. Рассмотрим реализацию каждого закона русской графики на уроках обучения грамоте. Первый закон русской графики связан с обозначением звуков буквами. Если бы в русском языке существовало однозначное соответствие между звуками (фонемами) и буквами, то этот закон был бы единственным. С момента введения первых букв гласных первоклассники начинают постепенно осваивать еще один вид разбора (анализа) — фонетико-графический (или звуко-буквенный) разбор, целью которого является установление соответствия между звуковым и буквенным составом слова. Для реализации этой цели следует подобрать слова с однозначным соответствием между звуками и буквами (луна, слон, торт, сои, мак, трава, груша и др.). Второй закон получил название слогового, или позиционного. Его сущность состоит в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее окружения, т.е. позиции в слове. Этот закон проявляется в правилах обозначения твердости (мягкости) согласных звуков и чтении открытых слогов. Для учащихся этот закон может быть сформулирован так: чтобы правильно прочитать букву согласного, надо посмотреть на следующую букву гласного. Если это буквы А, У, О, Ы, Э, то буква согласного обозначает твердый согласный звук и читается твердо. Если это буквы Я, Ю, Е, И, Е, то буква согласного читается мягко, так как обозначает мягкий согласный звук. Третий закон связан с правилами обозначения звука [й]. Этот звук может быть обозначен тремя способами, выбор способа зависит от места звука [й] в слове. https://www.youtube.com/watch?v=AZiZVaGMFZE   Рассмотрим методический аспект знакомства первоклассников с каждым из названных законов русской графики.

 

Изучение способов обозначения на письме твердости (мягкости) согласных звуков, звука [й], гласных после шипящих

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7364337069989033292&from=tabbar&parent-reqid=1589353217722444-775192046274112154900211-production-app-host-man-web-yp-163&text=%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE+%D1%81+%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D0%B0+1+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Для методически и лингвистически грамотной организации работы на уроке обучения грамоте целесообразно опираться на совет, который дает учителю М. С. Соловейчик.

Непарные по твердости (мягкости) фонемы обозначаются на письме одной буквой: твердые — буквами Ж, Ш, Ц, мягкие — Ч, Щ. Остальные буквы согласных (кроме Й) обозначают две фонемы: твердую и парную ей мягкую. Способ обозначения твердости (мягкости) парных по этому признаку фонем зависит от позиции, которую занимает данная фонема: перед или не перед гласным. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласной фонемы обозначается следующей буквой гласного, а во второй — мягким знаком (Ь) или его отсутствием: СОЛИ — СОЛЬ -СТОЛ. Позиция фонемы (для школьников — звука) должна стать центральным звеном в обобщении, к которому подводит учитель.

Осознание связи способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука с его позицией в слове важно по ряду причин. Во-первых, в некоторых учебниках русского языка названы оба способа обозначения твердости (мягкости) согласного звука, но при этом способ не связывается с позицией звука. Во-вторых, без формирования представления о позиции (месте) звука в слове невозможно содержательно раскрыть способы обозначения звука [й] в русском языке (это третий закон русской графики, о котором речь пойдет позже). В-третьих, знакомство с позицией звука при освоении графики понадобится для обучения орфографии. Приведем описание этой работы на уроке обучения грамоте.

  • — У меня в руках две куклы. Одну зовут Маша, а другую — Миша. Давайте составим звуковые схемы их имен. (Ученики составляют схемы: _^ _2_ и =^ ^ 0_.)
  • — Вы можете точно сказать, где чье имя на схеме? (— Да, — отвечают ученики. -Если первый звук мягкий, то это имя Миша. Если твердый, — то это имя Маша.)
  • — Кто может показать, какая буква нужна для обозначения этих звуков в словах? (Ученики показывают заглавную букву М.) — Кто точно назовет имя этой буквы? (Учитель знакомит детей с правильным алфавитным названием буквы.) — Почему вы выбрали большую букву? (Это имена.)
  • — Давайте заменим ^первый звук в каждой схеме этой буквой. (На доске получается: М О и М 0_ — 0_) — Теперь закройте глаза. (Учитель меняет местами схемы или делает вид, что меняет, потому что модели слов стали абсолютно одинаковыми.) — Кто теперь точно скажет, где чье имя?

После неудачных попыток угадать ответ ученики делают вывод: нельзя узнать, где какое слово, потому что неизвестно, какой звук — мягкий или твердый — обозначает буква М.

— Я вам помогу открыть секрет нашего языка, и вы сами сможете найти решение. Вот этот секрет: о том, какой звук обозначает буква согласного, сообщает нам следующая за ним буква гласного. Какой вопрос вы мне зададите, чтобы разгадать загадку?

Учитель ждет от первоклассников вопрос типа: "Какая следующая буква в слове?" Получив от учителя ответ на такой вопрос, ученики легко решают поставленную задачу.

С учетом такого обобщения в некоторых букварях предлагается иной способ предъявления букв для изучения. Так, при анализе звукового состава слов МАК и МЯЧ дети убеждаются, что в этих словах гласный звук одинаковый — ударный гласный [а]. Однако он обозначен разными буквами: в первом слове буквой А (потому что следует за твердым согласным), а во втором — буквой Я (потому что следует за мягким согласным). Подобное обобщение позволяет знакомить первоклассников с буквами А-Я, У-Ю, О-Е, Э-Е попарно. Дети, освоившие эту закономерность русской графики, легко обнаруживают, что, например, в словах Аля, Таня, Вася и др. одинаковые гласные звуки.

Применительно к постепенно изучаемым буквам согласных первоклассниками все полнее будет усваиваться общее правило чтения: "Перед буквами А, О, У, Ы, Э букву согласного читаю твердо; перед буквами Я, Е, Ю, И, Е, Ь букву согласного читаю мягко".

Для тренировки в чтении следует предлагать слоги и буквосочетания с рассмотренными способами обозначения твердости (мягкости) согласных звуков, а в набор слов для фонетико-графического разбора целесообразно включать слова, составленные с учетом этого правила русской графики.

Традиционные для русского языка сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ тоже объясняются правилами обозначения твердости (мягкости) согласных на письме, вернее, исключениями, которые указанные сочетания и представляют. Вот как объясняет выбор буквы гласного после Ж, Ш, Ч, Щ известный русский языковед и методист М. В. Панов.

Звуки |ж|, [ш|, [ч|, [щ| — непарные по твердости (мягкости): [ж] и [ш] -всегда твердые, |ч| и | щ| всегда мягкие. Не надо дополнительно указывать твердость (мягкость) этих согласных — это лишнее. Какую же букву писать после них: А или Я, О или Ё, У или Ю, Э или Е, И или Ы? Да ту писать, которая употребляется в начале слова для обозначения только одного гласного звука: нет впереди согласного, — нет и указания на его качество. А в начале слов пишутся буквы А, У, И, О для обозначения звуков [а], [у], [и], [о]. Их и надо употреблять после букв Ж, Ш, Ч, Щ. А буква Ы в начале русских слов не употребляется. Буквы Е, Ю, Я бывают в начале русских слов, но обозначают они в них не только гласный звук.

Первоклассники усваивают правописание этих буквосочетаний ("ЖИ-ШИ всегда с буквой И пиши!"), однако учителю важно помнить, что это исключение из правила обозначения твердости (мягкости) согласного звука имеет место только в словах с ударным положением указанных сочетаний (малыши, снежинки, часто, пищать, чудо, щурился). В других позициях в это место добавляется орфограмма безударного гласного, выбор буквы для обозначения которого регулируется другими правилами.

Для успешного освоения первоклассниками способов обозначения на письме звука [й] в процессе фонетического анализа слов с этим звуком полезно было обращать внимание детей на его место (позицию) в слове. Умение безошибочно устанавливать место звука [й] обеспечивает верный выбор способа его обозначения (и чтения).

В соответствии с законами русской графики звук [й] может быть обозначен:

  • 1) буквой Й (и краткое), когда находится в конце слова (например, край, сарай, гуляй, синий) или перед другим согласным (например, чайка, тайник, зайцы, дайте, вейся). Вопреки этому правилу пишутся несколько слов, входящих в словарь младшего школьника: йогурт, йод, йога, Йошкар-Ола (город), чтение и письмо которых происходит на уровне практического использования (как слова-исключения) через списывание;
  • 2) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, когда находится в начале слова или после гласного звука (например, енот, моет, ёлка, поёт, юла, знают, ящик, маяк);
  • 3) вместе со следующим гласным звуком буквами Е, Ё, Ю, Я, И и знаками Ь, Ъ, когда находится после согласного звука (например, съел, лисье, съёмка, подъём, польётся, вьюга, полью, объявление, листья, соловьи, волчьи).

В период обучения грамоте знакомство первоклассников с каждым из способов обозначения звука [й] происходит постепенно.

Знакомство с буквой Й осуществляется в рамках общей логики введения повой буквы.

  • 1. Для организации фонетической работы используются слова трамваи и трамвай. При выделении и сравнении последних звуков ([и] и [й]) обращается внимание на их отличия.
  • 2. Предъявляется буква Й, сообщается ее алфавитное название и обсуждается с детьми ее сходство с уже известной им буквой И, а также характеристика обозначаемых ими звуков: буква И обозначает гласный звук | и |, а буква И — согласный мягкий звонкий [й].
  • 3. Обобщение: новая буква понадобится для обозначения звука |й|, когда им заканчивается слово или он находится перед другим согласным звуком.
  • 4. Тренировка в обозначении звука [й] новой буквой: учитель произносит слова, а ученики поднимают карточку с буквой Й в том случае, если при письме слова она понадобится. Можно использовать слова: песня, пой, чай, чайник, чашка, твой и др.
  • 5. Чтение буквосочетаний, слогов и слов с новой буквой.
  • 6. Работа по странице букваря.

Знакомство школьников с новой ролью уже известных им букв — Е, Ё, Ю, Я — это важный этап в освоении норм русской графики и формировании навыка осознанного чтения. Методические советы учителю для организации лингвистически грамотной работы на уроках обучения грамоте этого цикла сводятся к следующим.

Основная функция (обозначать определенный гласный звук) за буквами Е, Ё, Ю, Я сохраняется независимо от их положения в слове, а вот вторая — определяется позицией. На этом этапе первоклассники учатся эти буквы "озвучивать" и использовать при письме, когда они находятся в начале слова или после других букв гласных. В этом случае функция названных букв — обозначать вместе со своими гласными звуками еще и согласный звук [й].

Главное методическое условие, которое важно соблюсти, если мы хотим обеспечить формирование у учащихся осознанных графических умений, состоит в том, чтобы изучать новый материал в сопоставлении с уже известным. Вот почему в уроки обучения грамоте необходимо включать работу по сравнению позиций букв: в первой известные буквы могут обозначать каждая свой гласный звук и мягкость предыдущего согласного звука, а во второй — вместе со "своим" гласным звуком обозначать еще и звук [й].

В связи с функциями рассматриваемых букв учителю важно хорошо понимать сущность той объективной трудности нашего языка, к освоению которой лети приступи.ni. 15 период обучения грамоте первый и второй способы обозначения звука [й] должны быть освоены учениками как для чтения, так и для письма, а третий — только для чтения, так как выбор знака (Ъ или Ь) регулируется морфемным составом слова и не связан с твердостью (мягкостью) согласного звука.

Знакомство с буквами Е, Ё, Ю, Я как знаками, обозначающими звук [й], важно провести так, чтобы школьники осознали, что этот звук фиксируется по-разному (названными буквами гласных или буквой Й) в зависимости от того, где он располагается в слове, и освоили способ действия, необходимый при чтении и письме. Именно этот способ действия и должен быть в центре внимания на всех уроках чтения и письма этого этапа. Образец рассуждения первоклассников при чтении: "Вижу букву... в начале слова (после буквы гласного), — читаю как два звука...". При письме ход рассуждения должен быть несколько иным: "Слышу звуки [йа]... в начале слова (после гласного звука), — пишу букву я...". Первоклассники должны осознать:

  • 1) буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука — те, которые слышатся в их названиях;
  • 2) так бывает, когда эти буквы находятся в начале слова или после другой буквы гласного;
  • 3) значит, при чтении слов с буквами Е, Ё, Ю, Я надо смотреть, где они находятся: если в начале слова или после буквы другого гласного, -то читать надо как два звука[1].

Практика показывает, что правила графики легко усваиваются, автоматизируются ко времени завершения обучения грамоте. П. С. Жедек пишет: "Для последующего обучения языку мало практически овладеть этими правилами, необходимо понимать соотношение букв и основных звуковых единиц (фонем) на уровне обобщения, в определенной системе. Именно с содержательного анализа устройства русской графики и начинается программа по русскому языку в младших классах"[2].

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.