Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание 1.. Задание 2.. Источники аргументации



Задание 1.

Используя таблицу причин, выявленных для проблемы, сформулированной в лабораторной работе 1, провести экспертную оценку значимости причин (оценку их весовых коффициентов) методом парных сравнений.

При парном сравнении необходимо в каждой из пар выявить более значимый объект или установить их равенство. Парное сравнение можно проводить при большом числе объектов, а также в тех случаях, когда различие между объектами столь незначительно, что практически невыполнимо их простое ранжирование.
При использовании метода чаще всего составляется матрица размером nxn,

где

n – количество сравниваемых объектов.

Количество составленных матриц равно m – количеству экспертов

 

  --- j --- n
a11 a12 --- a1j --- a1n
a21 a22 --- a2j --- a2n
--- --- --- --- ---j --- ---
i ai1 ai2 --- aij --- ain
--- --- --- --- --- --- ---
n an1 an2 --- anj --- ann

 

При сравнении объектов матрица заполняется элементами aij следующим образом (может быть предложена и иная схема заполнения):

 

  • 2, если объект i предпочтительнее объекта j (i > j),
  • 1, если установлено равенство объектов (i = j),
  • 0, если объект j предпочтительнее объекта i (i < j).

 

1. Для выполнения экспертной оценки каждому эксперту составить матрицу парных сравнений причин возникновения проблемы. В качестве экспертов выступают члены рабочей группы, выполнявшие оценку проблемы с помощью метода " 7 инструментов качества".

Пример

 

Эксперт 1

причины

Эксперт 2

 
причины  
 
 
 
 

 

2. На основании значений полученных матриц составить матрицу средних значений. Элемент матрицы равен:

 

Пример

Матрица средних значений

 
1.5
1.5
0.5 0.5

3. Для каждой i-й строки определить суммы частот предпочтений экспертов

 

Матрица средних значений

  b
1.5 2.5
1.5 3.5
0.5 0.5

4. Определить сумму всех частот строк b0 по формуле:

 

Матрица средних значений

  b
1.5 2.5
1.5 3.5
0.5 0.5

 

b0=12

 

5. Доля каждой причины составляет

 

 

Матрица средних значений

  b d(ai)
1.5 2.5 20.8%
1.5 3.5 29.1%
0.5 0.5 17%
33%

 

b0=12

6. Можно присвоить каждой причине весовой коэффициент в соответствии с ее долей

 

 

Матрица средних значений

 
  b d(ai) вес
1.5 2.5 20.8% 0.2
1.5 3.5 29.1% 0.3
0.5 0.5 17% 0.17
33% 0.33

 

b0=12

 

Задание 2.

Используя таблицу причин, выявленных для проблемы, сформулированной в лабораторной работе 1, провести их экспертную оценку методом простого ранжирования.

Пример

1. Составить матрицу для экспертной оценки, занести в нее все выявленные причины и представить экспертам для заполнения. Каждого эксперта просят расположить признаки в порядке предпочтения. Цифрой один обозначается наиболее важный признак, цифрой два – следующий за ним по важности и т.д. полученные данные сводятся в следующую таблицу.

 

Матрица экспертной оценки

Причина\эксперт

 

2. Определить суммарный  ранг Si i-го признака:

,

 

где

m – общее количество экспертов;

n – количество причин/критериев;

j – номер эксперта; i = 1,…, m;

i– номер признака, j = 1,2,…, n.

 

 

Матрица экспертной оценки

 
Причина\эксперт

Si

             

 

3. Определить средний ранг, среднее статистическое значение Si i-го признака

4. Определить средний ранг совокупности признаков :

 

Матрица экспертной оценки

Причина\эксперт

Si
1,25
3,25
2,25
3,25

 

         
               

 

5. Вычисляется отклонение dj среднего ранга i-го признака от среднего ранга совокупности (дисперсия):

 

 

 

Матрица экспертной оценки

Причина\эксперт

Si di
1,25
3,25 -3
2,25
3,25 -3

 

 

 

 

                   

 

Для того чтобы можно было сказать, случайно ли распределение рангов или имеется согласованность в мнениях экспертов, производится вычисление коэффициента конкордации K, введенного М. Кендаллом.

,

 

Коэффициент K может принимать значения в пределах от 0 до 1. При полной согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации равен единице при полном разногласии – нулю. Наиболее реальным является случай частичной согласованности мнений экспертов.

По мере увеличения согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации возрастает и в пределе стремится к единице. Однако даже если он равен или близок к нулю, не всегда имеет место полное разногласие. Среди экспертов могут быть группы с хорошо согласованными мнениями, но мнения эти – противоположны и в общей массе нейтрализуют друг друга.

Определить в качестве показателя компетентности эксперта коэффициент:

,

где  

Kк – коэффициент компетентности эксперта;

Kзн – коэффициент степени знакомства эксперта с обсуждаемой проблемой;

 Ka – коэффициент аргументированности.

Коэффициент степени знакомства с направлением исследований определяется путем самооценки эксперта по десятибалльной шкале. Значения баллов для самооценки следующие:

0 – эксперт не знаком с вопросом;

1,2,3 – эксперт плохо знаком с вопросом, но вопрос входит в сферу его интересов;

4,5,6 – эксперт удовлетворительно знаком с вопросом, не принимает непосредственного участия в практическом решении вопроса;

7,8,9 – эксперт хорошо знаком с вопросом, участвует в практическом решении вопроса;

10 – вопрос входит в круг узкой специализации эксперта.

Эксперту предлагается самому оценить степень своего знакомства с вопросом и подчеркнуть соответствующий балл. Затем этот балл умножается на 0,1, и получается нужный коэффициент .

Коэффициент аргументированности учитывает структуру аргументов, послуживших эксперту основанием для определенной оценки. Коэффициент аргументированности предлагается определить в соответствии с Таблицей 1 путем суммирования значений, отмеченных экспертом в клетках этой таблицы.

Определив коэффициент компетентности, умножают на него значение оценок экспертов.

Таблица 1 – Значения коэффициента аргументированности

Источники аргументации



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.