|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание 1.. Задание 2.. Источники аргументацииЗадание 1. Используя таблицу причин, выявленных для проблемы, сформулированной в лабораторной работе 1, провести экспертную оценку значимости причин (оценку их весовых коффициентов) методом парных сравнений. При парном сравнении необходимо в каждой из пар выявить более значимый объект или установить их равенство. Парное сравнение можно проводить при большом числе объектов, а также в тех случаях, когда различие между объектами столь незначительно, что практически невыполнимо их простое ранжирование. где n – количество сравниваемых объектов. Количество составленных матриц равно m – количеству экспертов
При сравнении объектов матрица заполняется элементами aij следующим образом (может быть предложена и иная схема заполнения):
1. Для выполнения экспертной оценки каждому эксперту составить матрицу парных сравнений причин возникновения проблемы. В качестве экспертов выступают члены рабочей группы, выполнявшие оценку проблемы с помощью метода " 7 инструментов качества". Пример
2. На основании значений полученных матриц составить матрицу средних значений. Элемент матрицы равен:
Пример
3. Для каждой i-й строки определить суммы частот предпочтений экспертов
4. Определить сумму всех частот строк b0 по формуле:
5. Доля каждой причины составляет
6. Можно присвоить каждой причине весовой коэффициент в соответствии с ее долей
Задание 2. Используя таблицу причин, выявленных для проблемы, сформулированной в лабораторной работе 1, провести их экспертную оценку методом простого ранжирования. Пример 1. Составить матрицу для экспертной оценки, занести в нее все выявленные причины и представить экспертам для заполнения. Каждого эксперта просят расположить признаки в порядке предпочтения. Цифрой один обозначается наиболее важный признак, цифрой два – следующий за ним по важности и т.д. полученные данные сводятся в следующую таблицу.
2. Определить суммарный ранг Si i-го признака: ,
где m – общее количество экспертов; n – количество причин/критериев; j – номер эксперта; i = 1,…, m; i– номер признака, j = 1,2,…, n.
3. Определить средний ранг, среднее статистическое значение Si i-го признака 4. Определить средний ранг совокупности признаков :
5. Вычисляется отклонение dj среднего ранга i-го признака от среднего ранга совокупности (дисперсия):
Для того чтобы можно было сказать, случайно ли распределение рангов или имеется согласованность в мнениях экспертов, производится вычисление коэффициента конкордации K, введенного М. Кендаллом. ,
Коэффициент K может принимать значения в пределах от 0 до 1. При полной согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации равен единице при полном разногласии – нулю. Наиболее реальным является случай частичной согласованности мнений экспертов. По мере увеличения согласованности мнений экспертов коэффициент конкордации возрастает и в пределе стремится к единице. Однако даже если он равен или близок к нулю, не всегда имеет место полное разногласие. Среди экспертов могут быть группы с хорошо согласованными мнениями, но мнения эти – противоположны и в общей массе нейтрализуют друг друга. Определить в качестве показателя компетентности эксперта коэффициент: , где Kк – коэффициент компетентности эксперта; Kзн – коэффициент степени знакомства эксперта с обсуждаемой проблемой; Ka – коэффициент аргументированности. Коэффициент степени знакомства с направлением исследований определяется путем самооценки эксперта по десятибалльной шкале. Значения баллов для самооценки следующие: 0 – эксперт не знаком с вопросом; 1,2,3 – эксперт плохо знаком с вопросом, но вопрос входит в сферу его интересов; 4,5,6 – эксперт удовлетворительно знаком с вопросом, не принимает непосредственного участия в практическом решении вопроса; 7,8,9 – эксперт хорошо знаком с вопросом, участвует в практическом решении вопроса; 10 – вопрос входит в круг узкой специализации эксперта. Эксперту предлагается самому оценить степень своего знакомства с вопросом и подчеркнуть соответствующий балл. Затем этот балл умножается на 0,1, и получается нужный коэффициент . Коэффициент аргументированности учитывает структуру аргументов, послуживших эксперту основанием для определенной оценки. Коэффициент аргументированности предлагается определить в соответствии с Таблицей 1 путем суммирования значений, отмеченных экспертом в клетках этой таблицы. Определив коэффициент компетентности, умножают на него значение оценок экспертов. Таблица 1 – Значения коэффициента аргументированности Источники аргументации |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|