|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Моделирование процесса принятия решений специалистом экономического профиляТема 7. Моделирование процесса принятия решений специалистом экономического профиля
Информационно-аналитическая деятельность специалиста в общей структуре деятельности имеет достаточно высокую значимость, что обусловлено структурой профессиональной деятельности. Это потребовало изучения структуры и содержания информационно-аналитической деятельности специалиста (см. рис.4). Моделирование информационно-аналитической деятельности специалиста позволило проанализировать особенности принятия решений в условиях профессиональной среды. В условиях глобальной информатизации, с целью оптимизации процесса принятия профессиональных решений, особую значимость приобретает моделирование процессов принятия решений посредством ИВТ, как теоретической основы разработки технологии удовлетворения информационных потребностей специалистов фирм – клиентов. В настоящее время для выполнения некоторых функций мышления широко применяются различные модели информационно-вычислительной техники. Создание и применение вычислительной техники в качестве технических средств «мыслительной деятельности», изменение области применения этих средств и объединение их в сложные системы, например, таких как СОПР, и переконструирование этих систем, требует глубокого изучения и моделирования самой мыслительной деятельности. В настоящее время существуют три основных подхода к изучению мыслительной деятельности и решению задачи ее моделирования. Одним из подходов является психо-физиологический параллелизм, согласно которому решение задач моделирования мыслительной деятельности связано с моделированием нейронов, нервных сетей и нервных процессов. Он уходит своими корнями в теоретические взгляды вульгарного материализма и к настоящему времени обнаружил свою несостоятельность. Другой подход - теоретико-информационный, согласно которому моделируется работа мозга на уровне информационных процессов. Основным недостатком данного подхода является неопределенность понятия «информационный процесс». Сущность третьего подхода заключается в том, что мыслительная деятельность человека выражается в языке, в знаках и знаковых системах и помимо языка не может существовать. Поэтому решение задач моделирования мыслительной деятельности связывается с анализом языка, в том числе, знаковой деятельности. В контексте данного исследования моделирование процессов принятия решения осуществляется с позиций организации познавательной деятельности индивида в условиях виртуальной среды. Поэтому содержание теоретических представлений о мыслительной деятельности зависит от изучаемых видов этой деятельности и от системы задач, в связи с решением которых ведется ее исследование. Изучаемые в логике структуры мыслительной деятельности и логические формы рассуждений моделируются с помощью символических средств, разработанных в теории алгоритмов. В теории алгоритмов установлено, что любой алгоритм может быть переведен в численный алгоритм. Это позволяет любые алгоритмизированные виды мыслительной деятельности отображать или моделировать, в процессах вычисления. Поэтому вычислительные процессы, интерпретирующие определенные виды мыслительной деятельности, представляют собой особые модели мышления. Моделирование мыслительной деятельности выполняется в настоящее время с помощью средств и методов, разработанных в теории алгоритмов и в теории автоматов, но оно предполагает изучение мыслительной деятельности на содержательном уровне посредством анализа языковых текстов. При анализе механизмов мышления рассматриваются и моделируются не только основные правила переработки информации, т.е. правила, по которым в ответ на поступление одних сигналов в соответствии с информацией, имеющейся в памяти, на выходе системы возникают другие сигналы. Процессы, происходящие по этим правилам, в дальнейшем, называются информационными процессами. Речь идет о принципах и особенностях организации и обработки информации, необходимой для решения профессиональных задач специалистами, посредством удовлетворения информационной потребности в условиях виртуальной среды. Информационные процессы можно исследовать как самостоятельные явления вне зависимости от того, какие физические структуры совершают переработку информации. В ситуации решения задач индивид всегда имеет как исходное некоторый материал, состоящий из «наличной» ситуации, определенным образом описанной или представленной, и цели, для достижения которой необходимо принять решение. При разработке модели мыслительного процесса принятия решения необходимо определить основные мыслительные операции, которые должен выполнять человек, принимающий решение, а также составные элементы исходной ситуации. Исходя из вышеизложенного, рассмотрим методику моделирования мыслительного процесса принятия решения с целью определения степени удовлетворения информационных потребностей в условиях виртуальной среды. Массивом данных А(i), где i = l, 10, обозначим мыслительные операции, необходимые для принятия решений (см.таб.2), а массивом данных B(j), где j=l, 14, обозначим составные элементы исходной ситуации (см. таб. 1). Под ситуацией понимается высказывание А, в котором:
Мыслительный процесс принятия решения предполагает выполнение следующих видов мыслительных операций (см.табл.3).
Таблица 3
Определим основные элементы, из которых складывается ситуация (см.табл.4.)
Таблица 4
Рассмотрим процесс принятия решения по исходной ситуации.
Проведенный анализ принятия решения позволил смоделировать мыслительный процесс принятия решения традиционных условиях мыслительного процесса принятия решения при рассмотрении некоторой ситуации.
Рассмотрим более подробно последовательность выполнения мыслительных операций во взаимосвязи с элементами исходной ситуации. · Исследование начинается с анализа «видения» ситуации. · Определение исходных данных и связей между ними способствует определению искомых результатов и выявлению связей между последними. Это позволяет устанавливать связи между исходными данными и искомым результатом, т.е. видеть ситуацию, что обеспечивает формулировку проблемы, нахождение алгоритма решения и оценку полученного результата. · Знание основных связей данной ситуации с решением других задач, определение закономерностей созданной ситуации помогают оценивать ситуацию, определяя проблемы, связанные с решением. Правильная оценка ситуации способствует: - формулированию проблемы; - выбору наиболее подходящего способа решения; - построению алгоритма решения; - реализации решения: - оценке полученного результата. · Мыслительный процесс, связанный с формулировкой ситуации, стимулируется зависимостью между исходными данными и искомым результатом, характерными свойствами данной ситуации. Ему также способствуют мыслительные процессы «видения» и «оценивания» ситуации. Формулировка проблемы заключается в определении объективности решения, что, в свою очередь, стимулирует мыслительный процесс учета реальных возможностей. · Мыслительный процесс нахождения нескольких вариантов решения без оценки рациональности и реальности способствует активизации процесса удовлетворения информационной потребности. · Оценивание ситуации способствует нахождению нескольких вариантов решений без оценки рациональности и реальности. Движущими стимулами данного мыслительного процесса являются понимание: зависимости между исходными данными и искомым результатом; связей с решениями других задач; закономерностями созданной ситуации, которые, в свою очередь, определяют проблемы, связанные с решением. Таким образом, формируется и определяется разрешимость данной ситуации, т.е. осуществляется мыслительный процесс нахождения нескольких вариантов решения без оценки их реальности и рациональности, что способствует развитию мыслительных действий, что способствует активизации внутреннего диалога как средства удовлетворения информационных потребностей. · Мыслительная деятельность - формулирование проблемы способствует учету реальных возможностей. Движущими силами данного мыслительного процесса являются понимание закономерностей созданной ситуации. Мыслительная деятельность учета реальных возможностей стимулирует выбор наиболее подходящего способа решения. · Выбор наиболее подходящего способа решения стимулируется мыслительным процессом учета реальных возможностей и оценивания ситуации, что, в свою очередь, способствует выбору оптимального варианта решения. Выбор наиболее подходящего способа решения мотивирует, в свою очередь, мыслительную деятельность по построению алгоритма решения. · Мыслительную деятельность реализации принятого решения стимулирует мыслительная деятельность оценивания ситуации и построения алгоритма решения, а также понимание зависимости между исходными данными и искомым результатом, и проблем, связанных с решением. Понимание зависимости между исходными данными и искомым результатом, проблем, связанных с решением, формирует понимание разрешимости, а также построения алгоритма решения, что способствует мыслительной деятельности реализации решения. Мыслительная деятельность по осуществлению решения способствует мыслительной деятельности оценивания полученных результатов. · Мыслительную деятельность оценки полученных результатов стимулируют: «видение» ситуации; оценивание ситуации; нахождение нескольких вариантов решений без оценки реальности и рациональности, а также понимание основных связей решения с другими задачами; закономерностей созданной ситуации. · Выявление основных связей и закономерностей способствует определению оптимального варианта, который, в свою очередь, способствует определению алгоритма решения и получению конечных результатов. Оценивание полученных результатов способствует мыслительной деятельности по определению оптимального результата решения с позиций непротиворечивости соотношения целей заданным условиям. · Разработка улучшенного варианта решения является результат мыслительной деятельности, которую мотивирует деятельность по нахождению нескольких вариантов решений без оценки реальности и рациональности деятельность по оценке полученных результатов, а также понимании характерных свойств и закономерности созданной ситуации. Таким образом, можно сделать вывод, что процесс удовлетворения информационных потребностей протекает поэтапно и зависит от понимания индивидом основного противоречия между условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельности и потребностью ее оптимизировать.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|