|
|||
Политическое манипулирование и СМИПолитическое манипулирование и СМИ Худанина Елизавета ГМУ – 042 Проблема манипулирования общественным мнением в политическом процессе России сегодня находится в центре политических дискуссий. Манипулирование получило широкое распространение в политической жизни российского общества: сегодня в политической борьбе различные приемы, способы и технологии манипуляции использует как оппозиция, так и действующая власть. Проникая во все сферы общественной жизни, такая практика ведет к разрушению гражданских ценностей, правому нигилизму и, в том случае, если манипулятивными приемами пользуется власть, - к утрате доверия со стороны народа. Защита граждан от манипулятивного воздействия, в том числе политического, - прямая функция государства, однако сегодня она в полной мере не реализуется. Одной из причин этого является недостаточное внимание политической науки и власти к самой проблеме распространения манипулирования. Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования. Политическое манипулирование — это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам, создавая при этом иллюзию свободного выбора. В последние годы произошла настоящая революция в сфере разработки новых технологий политического манипулирования: они стали более универсальными, увеличилась их проникающая способность и сила убеждающего воздействия на массовое и индивидуальное сознание граждан, на их ценностные установки и политическое мировоззрение. У политических манипуляторов появился универсальный канал доставки управляющего воздействия до сознания его конечного потребителя, позволяющий одновременно охватывать гигантские массовые аудитории: это современные цифровые СМИ и Интернет. Наряду с такими известными технологиями, как рефлексивное управление, действующее на инстинктивно-эмоциональную сторону человека по принципу «стимул-реакция», и стратегия «управляемого хаоса», появились новые достаточно опасные организационные формы политического манипулирования, рассчитанные на управление массовым поведением в условиях искусственно созданной политической нестабильности: цветные и «твиттерные» революции, проявившие себя на пространстве СНГ и ставшие и для России угрозой ее безопасности. Технологии политического манипулирования, отработанные в международных конфликтах, сегодня легко адаптируются под формат внутриполитической борьбы и начинают применяться различными силами в отношении своих оппонентов, сохраняя при этом исходный разрушительный эффект. Таким образом, проблема противодействия политическому манипулированию для России приобретает не только международное, но и внутреннее значение, и становится проблемой выживания молодой российской демократии, основные принципы которой также зачастую становятся предметом манипулирования. Однако в современной России система противодействия политическому манипулированию практически отсутствует как на законодательном, так и на функциональном уровне. Российское право практически не ограничивает практику политических манипуляций; единственным барьером на пути манипуляторов становятся моральные нормы и ценности граждан.
В российском обществе растет усталость от бесконечных манипулятивных кампаний, демонстрирующих пренебрежение к базовым принципам демократии: равенству возможностей, состязательности, открытости политической борьбы. Государство вместо того, чтобы ограничивать практику политического манипулирования, нередко выбирает тактику ухода от проблемы: вместо использования демократических процедур власть сама осваивает новые технологии поддержания демократии на уровне формирования соответствующего информационного фона. СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование, как правило, основано на лжи и обмане. Причем это не "ложь во спасение", а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы. Манипулятивные возможности СМИ заключены также и в необходимости интерпретировать факты, комментировать их. Здесь все определяет уровень социальной ответственности журналиста: в какой контекст он вмонтирует факты, какими словами опишет их, что подчеркнет, о чем умолчит, как оценит. Наиболее откровенно СМИ проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом - как катастрофу. Манипулирование как метод воздействия на аудиторию весьма привлекателен для всех власть имущих - политиков, финансистов, предпринимателей, - любой ценой стремящихся к успеху. Но самая большая проблема заключается в том, что в основе манипулирования лежит коммуникация. Поэтому манипулятора практически невозможно "поймать за хвост" и привлечь к ответственности за то, что он пользуется своим правом свободы слова. Все же попытки общественности с помощью различных этических кодексов хоть как-то ограничить рост манипулятивных методик и технологий, также не дают практически никакого эффекта. Для укоренения социальных мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют манипулирование, является информация, а точнее, управление ею. Активное использование политического манипулирования формирует угрозу трансформации общественности из активной в пассивную массу. Это происходит в результате того, что информация, транслируемая и внедренная в сознание социума посредством политического манипулирования через СМИ, лишает людей способности критического мышления, подавляет их волю и индивидуальность. Народ воспринимает транслируемый поток информации за «правду», а политические лидеры прибегают к искусственно созданному «общественному мнению» для того, чтобы достигать задуманных целей, не отвечающих потребностям общества и не имеющих ничего общего с реальными нуждами социума. Проблематика политического манипулирования в современной России исследовалась многими учеными и исследователями, каждый из которых изучал данный процесс с разных сторон и под разными углами, обращая больше внимания на конкретные приемы и технологии.
Е. Л. Доценко к числу приемов политического манипулирования относит подтасовку фактов или смещение понятий по семантическому полю. С. Кара-Мурза больше внимания уделяет фабрикации фактов, их упрощению и использованию стереотипов, манипулятивной семантики. В рамках проведенного исследования, Л. В. Гущина выявила особые тактики манипулирования, которые активно используют политические лидеры в отечественных СМИ - фальсификация, мнимая учтивость, сокрытие информации, ее диспропорциональность, специфическая организация тем, заголовков, негативное оценивание.
Анализируя конкретные приемы манипуляции, к которым прибегают политические лидеры в СМИ, можно выделить некоторые, наиболее часто встречаемые: • Формирование благоприятных установок с целью успешного продвижения политического деятеля, партии, программы. К данному приему можно отнести такие темы и проблемы, транслируемые в СМИ, которые создают специфическое состояние аудитории, вызывают желаемую реакцию общественности; • Преобразование информационного канала, осуществляемое с помощью: 1) искажения информации (лож или более легкая форма частичного искажения); 2) подбора таких фактов, которые не могут опровергнуть выдвигаемую точку зрения; 3) «подтасовки фактов», которые по отдельности могут быть абсолютно истинными, но в своей совокупности формируют искаженное представление о политической реальности; 4) умалчивание. • Частичный перевод политической информации в число секретной. Данный прием подразумевает скрытие некоторых важных составляющих информации с помощью преднамеренных утечек, что повышает ее статус и воздействие на аудиторию, как полностью истинной и существенной; • Использование информационного шума, который не позволяет честно и критично воспринимать важную политическую информацию, поскольку она становится незаметной среди многочисленной «пустой» информации и не воспринимается так как это необходимо. В политическом манипулировании информационный шум используют для того, чтобы убрать из анализа информацию, которая нужна для принятия того или иного политического решения; • Манипулирование с применением подсознательных информационных стимулов. В современном политическом манипулировании можно к числу такого приема можно отнести нейролингвистическое программирование (МЬР), сущность которого заключается в программировании личности с помощью вербальных и невербальных средств воздействия для принятия того или иного решения в политическом контексте.
Завершая анализ средств массовой информации, как неотъемлемого элемента политического манипулирования, можно добавить о том, что преимуществом СМИ в данном политическом процессе является их публичность, неограниченность аудитории, а также непрямое распределение в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров.
Таким образом, в современной России средства массовой информации являются неотъемлемой частью политического дискурса, социальным механизмом информирования, одним из основополагающих политических институтов.
|
|||
|