Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…»



Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…»

– А теперь мы познакомимся с еще одним стихотворением Есенина «Мелколесье. Степь и дали …»

– Прочитайте его

Мелколесье. Степь и дали,
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога ,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет…
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень…

– Итак, давайте поработаем над прочитанным текстом.

– Чему посвящено это стихотворение? (Зимней дороге).

Г) Словарная работа

– Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные?

  • Мелколесье – редкие насаждения кустарников.
  • Разливные бубенцы – раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.
  • Чахленькую – неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, так как он родился здесь.
  • Венка – двухрядная гармонь.
  • Стынь – от глагола стынуть, в морозную погоду всё застывает.
  • Звень – от глагола звенеть, от мороза всё звенит.

– В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Мы чувствуем мотив русской пляски:

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.

– В последней строфе появляется образ русской гармошки – «венки», под которую «Будет рядом веселиться/ Юность русских деревень…»

– Есенин в своем стихотворении «Мелколесье. Степь и дали …» использует такие выразительные средства языка как эпитет, метафора, олицетворение. Вспомните определения выразительных средств языка.

 

– Какие эпитетыупотребляет поэт и с какой целью? (Разливные бубенцы; неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность – для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха).

– А где же здесьметафора? (Юность русских деревень).

Найдитеолицетворение.(Бубенцы зарыдали; ножка у березки).

– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (Зримую, живописную картину).

 Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «различных бубенцов», «мерзлыми звонами осин», особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

Анализ этого стихотворения Вам поможет заполнить таблицу.

А) Обобщение.

– Этот урок был посвящен пейзажной лирике русских поэтов XX века. Вы прочитали стихотворения Александра Блока, Анны Ахматовой, Сергея Есенина и почувствовали, что за каждым из произведений скрывается огромный мир чувств и мыслей.

.

.Успехов Вам

22.04.2020

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.