Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Окончание урока



 

Выполнила: Копенкина Наталья Михайловна

Тема: Применение игровых технологий на уроках литературы

Обучение — лучшая в мире игра и развлечение. Все дети рождаются с таким убеждением и живут с ним, пока мы не вдолбим им в голову, что это тяжелая и неприятная работа. Только некоторые дети всё еще остаются на своих позициях, твердо убежденные, что обучение приносит радость, что это едва ли не единственная игра, в которую стоит играть. Мы знаем, как называть таких детей. Это гении!

Джаннетт Вос, американский педагог

Нельзя ребенка заставить учиться, поэтому нужно уметь правильно замотивировать их.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

УДИВЛЕНИЕ

Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.

Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения.

 

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА

В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

 

ОТСРОЧЕННАЯ ЗАГАДКА

В начале урока учитель дает загадку (или малоизвестный и странный факт), ответ на которую можно узнать на уроке во время работы над новым

материалом.

 

АССОЦИАЦИИ НА ДОСКЕ

Этот метод предполагает привлечение собственного опыта учащихся, имеет высокий уровень заинтересованности, применяется фронтально. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии.

Контрольные вопросы для учащихся на этапе мотивации:

Что будем изучать?

Почему именно этот материал необходимо изучать?

В чем заключается важность этого материала для вас лично?

Какой результат вы должны получить в конце работы?

После того как учитель настроит детей на урок, он начинает проверять домашние задания, это так же можно сделать с элементами игры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Интеллектуальная разминка — это два-три не очень сложных вопроса для размышления; основная цель такой разминки — настраивание ребенка на работу.

 

«ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ»

Этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что...». Учащиеся должны согласится

с этим утверждением или нет.

 

«ДА — НЕТ»

Это универсальная игра, которая очень нравится детям и делает их

активными участниками урока. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

 

УЗНАЙ МЕНЯ

Вариант 1

На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить

учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического деятеля), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, размышления.

Вариант 2

Ученик описывает портрет литературного героя.

 

При изучении нового материала можно дать следующие задания

 

1 МОДЕЛЬ «БУДУЩИХ ЗНАНИЙ»

Можно составить познавательную модель изучаемого предмета и в начале урока раздать ее всем ученикам. Благодаря этой модели каждый ученик

получит целостное представление об изучаемом предмете. Методика работы в этом случае предполагает штрихование разным цветом тех элементов модели, которые, с точки зрения ученика, ему понятны и им усвоены. Предварительно обсудите, какими цветами будут пользоваться ваши подопечные, скажем, красный — «всё понятно», оранжевый — «почти всё понятно», желтый — «50×50», зеленый — «кое-что понятно», голубой — «извините, ничего не понятно». Подобную модель можно составить и для отдельно взятой темы или урока

 

2 АССОЦИАТИВНЫЕ СХЕМЫ

Традиционно считается, что новый материал лучше запоминается в письменном виде. Но современные исследования убеждают, что обычное

конспектирование слово за словом, предложение за предложением, т. е. информация, которая расположена линейно или столбиками, не сохраняется

в мозгу. Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определенных моделей, схем и ассоциаций. Поэтому не записывайте, а рисуйте ассоциативные схемы.

Основные принципы создания ассоциативных схем такие.

Представьте, что мозговые клетки — это деревца, на ветвях которых сохраняется тематически родственная информация. На листе бумаги пропишите основные моменты любой темы в форме дерева.

1 Начинайте схему в центре листа с главного элемента, лучше всего символа, от которого ответвляются другие элементы.

2 Записывайте только одно слово или символ для обозначения одного пункта, который хотите запомнить, одну главную тему для каждой

ветви.

3 На одной ветке разместите лучиками родственные пункты.

4 Для похожих тем берите карандаши или маркеры одного цвета.

5 Рисуйте столько рисунков и символов, сколько сможете.

6 Когда закончите рисовать ветку с ответвлениями, обведите ее цветной линией.

 

«МЯЧ СО СЛОВАМИ»

Это один из вариантов обработки терминологии. Бросая мяч, учитель (или ученики) называет термин, а тот, к кому мяч попал, дает краткое пояснение, о чем идет речь.

 

«АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО»

Ученики получают знакомый текст. Затем читают его в течение определенного времени, после чего учитель распределяет выполняемые роли в соответствии с содержанием текста (ведущий, потребители, товар, услуга и т. п.). После распределения ролей текст читают вслух, а затем актеры должны воспроизвести его, показав, как они понимают сущность своей роли. Оценивается умение раскрыть сущность текста, оригинальность, мастерство.

 

 «На вкус и цвет»

Этот методический прием будет уместен на уроках филологического направления. Учитель по ходу объяснения нового материала предлагает учащимся на выбор задачи.

1 Выполнить два упражнения из учебника.

2 Написать небольшое произведение (это может быть стихотворение) в определенном жанре на определенное правило.

3 Сделать тетрадную страницу «текста с дырками».

4 Переписать «на точность» страницу текста из книги, которую читает ученик (можно не по программе).

У всех четырех типов задач есть свои сторонники. Впрочем, учащиеся в зависимости от настроения пробуют себя в разных жанрах.

В конце урока целесообразно поводить итоги, и не стоит упускать момент, когда ребенок сам обращает внимание на свою деятельность на уроке.

Устная рефлексия

Цель устной рефлексии — обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы.

Один из самых распространенных приемов устной рефлексии, как правило, применяющейся на этапе завершения урока, — это произнесение по следующей схеме:

На уроке я...

4 Узнал...

4 Понял...

4 Научился...

4 Самый большой мой успех — это...

4 Самые значительные трудности я ощутил...

4 Я не умел, а теперь умею...

4 Я изменил свое отношение к...

4 На следующем уроке я хочу...

Незаконченное предложение (онтологическая составляющая)

v «Литература для меня — это...»

v «Я бы спросил автора о...»

v «Я бы хотел (не хотел) быть на месте...»

Среди устной формы проведения рефлексии нельзя не упомянуть

и о психологической составляющей этого процесса.

Саморефлексия в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы:

«Оправдались ли мои ожидания?»,

«О чем мне хочется поговорить?»;

«Какую проблему хотелось бы изучить?».

Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, пере-

крестная дискуссия или дискуссия «Общий поиск») представим описание

одного из них, наиболее эффективно применяемого в рамках педагоги-

ческой практики.

Окончание урока

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТИР»

Для игры готовят игровое поле в виде мишени с изображением яблока в середине (количество колец — 5, секторов — 6), таким образом, на поле 30 секторов, что соответствует 30 вопросам по определенной теме (желательно подготовить еще и дополнительные вопросы). Вопросы, расположенные в разных кольцах, имеют разную стоимость.

Первое внешнее кольцо — самый простой вопрос стоимостью в 1 балл, второе — вопрос на 2 балла, третье — на 3 балла и т. д. Во внутреннем шестом кольце, расположенном в самом яблочке, вопросы сложные, поэтому и дорогие — на 6 баллов.

Играют несколько команд, по предварительной жеребьевке определяют последовательность и количество подходов к интеллектуальной мишени.

 

Далее возможны два варианта развития игры. Первый (в случае, когда

мишень висит на стене): представители от команды бросают в мишень

специальные дротики; второй вариант (мишень лежит на горизонтальной

плоскости): бросают кубик (или другой маленький предмет, например,

бочонок), который останавливается в соответствующем секторе. Каждый,

кто бросает кубик (дротик), пытается попасть как можно ближе к внутреннему кругу, потому что там самые дорогие вопросы.

После 5–8 подходов каждой команды помощники рефери считают

количество баллов, которые получили команды за правильные ответы.

 

ВИКТОРИНА

Интерактивная презентация с вопросами по определенной теме.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Первый уровень

Первый уровень — обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Второй уровень

Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особого труда осваивают программу. На усмотрение учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень

Третий уровень используется или не используется учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно его предлагают выполнить на добровольных началах и стимулируют высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих задач широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать:

1) частушки, басни, сказки, фантастические рас-

сказы из учебных тем;

2) чайнворды, кроссворды и т. п.;

3) тематические сборники интересных фактов,

примеров и задач;

4) сборники аннотаций на статьи по выбранной

теме;

5) учебные комиксы;

6) плакаты, опорные сигналы.

Подача домашнего задания может быть нестандартной. Привнесение в этот процесс какой-то загадки или тайны не только повысит интерес к нему, но

и превратит обязательный «скучный» элемент образования в игру. Наряду с обязательными репродуктивными задачами важно разрабатывать как можно больше остроумных, захватывающих по форме и по содержанию, творческих, проблемных, поисковых задач.

«Кубик»

Если нужно дать много задач различного типа, то можно предложить кинуть кубик, чтобы определить, что кому предстоит делать. На доске записаны номера задач. В зависимости от комбинации цифр, которые выпадают на кубике, каждый ученик выбирает свою часть задачи на доске.

 

«Ярмарка-продажа»

В этом случае учитель «продает» домашнее задание, установив каждому балльную цену.

 

«Выбери задачи сам»

На доске заранее записаны домашние задания трех уровней, и ученики выбирают себе комбинацию вариантов в зависимости от интереса и соответствия их уровню.

Литература

  1. Голубков В.В. Методика преподавания литературы / В. В. Голубков. – М. : Учпедгиз, 1962. – 494 с.
  2. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В. М. Лизинский. – М. : Педагогический поиск, 2004. – 160 с.
  3. Садкина В.И. 101 педагогическая идея. Как создать урок / В.И. Садкина. – М. : ООО «Издательская группа “Основа”», 2013. – 87 с.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.