Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Блок 3. Тема 1. Методика обучения обучающихся операциям слесарной обработки.



Блок 3. Тема 1. Методика обучения обучающихся операциям слесарной обработки.

Понятие «Методика обучения» и применение методов в обучении учащихся операциям слесарной обработки.

Методика обучения – это свод правил, приёмов и средств, с помощью которых многолетний опыт передаётся от одного поколения другому. При этом формируется опыт жизнедеятельности людей.

Для того чтобы учитель смог передать знания обучающимся, ему прежде всего нужно определиться с целью урока. Ему нужно ознакомить ребят со слесарными работами. Это образовательная цель.

Также можно сформулировать развивающую и воспитательную цель.

Цель развивающая: развить практические умения и навыки работы со слесарной обработкой, сформировать познавательный интерес и логическое мышление.

Цель воспитательная: научить бережной, аккуратной работой со слесарной обработкой.

В результате обучающиеся должны научиться слесарной обработке.

Универсальные учебные действия в обучении учащихся ремонту и обслуживанию сантехники жилого помещения.

Учитель в ходе урока может использовать следующие универсальные учебные действия.

· Познавательные УДД:

Для того чтобы обучающийся смог научиться осуществлять расширенный поиск информации

· Регулятивные УДД:

Для того чтобы обучающийся смог научиться принимать решения, осуществлять самоконтроль

· Коммуникативные УДД.

Личностные результаты:

Формирование устойчивого познавательного интереса.

Формирование навыков работы.

Научиться учитывать разные умения, формулировать свои мысли.

Задача обучения.

Основная задача обучения слесарному делу – дать учащимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету.

Учащиеся изучают техническую терминологию, технологические процессы изготовления изделий, теоретический материал, учатся планировать свои действия, выполнять трудовые приемы и операции.

Эффективность занятий по слесарной обработкие во многом зависит от того, насколько правильно учителем выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей.

Деятельность учащихся на уроках слесарного дела состоит в восприятии, запоминании, обработке и применении поступающей информации. Процесс получения информации учащимися на уроках слесарного дела сложен. Поступившую информацию учащиеся должны запомнить, понять, осмыслить. Запоминание учебного материала связано с тем, насколько они могут управлять своим вниманием, выявлять смысловые связи информации.

Школьники с нарушением интеллекта не всегда могут с первого раза запомнить материал. Для этого служит повторение учебного материала и практические упражнения.

Учитель, используя различные методы, организует деятельность учащихся, дает им теоретическую и практическую информацию, закрепляет учебный материал, стимулирует процесс его использования учащимися.

Рассмотрим более подробно методы преподавания.

 

Вербальные (словесные) методы имеют особую коррекционную значимость при обучении учащихся и используются на любом этапе занятия во всех классах. Беседа — наиболее распространенный метод. Однако на уроках слесарного дела беседа не может рассматриваться как основной и единственный источник сообщения знаний. Она должна сопровождаться наглядными пособиями. Вопросы ставятся в строго определенной последовательности. Они должны быть краткими и нацеливать ученика на однозначный ответ.

Во время беседы учителю не следует ходить по мастерской, так как это отвлекает учащихся.

Длительные беседы утомляют учащихся вспомогательной школы и не приносят желаемого результата. Продолжительность беседы в 4 классе не более 10 мин, в старших классах – до 15 мин.

На уроках слесарного дела используется рассказ как метод сообщения знаний об устройстве и принципах действия инструментов, приборов, станков, механизмов и оборудования, а также о технологических процессах. Рассказ строится в определенной логической последовательности. Он должен быть эмоциональным, предельно ясным, простым и содержать выводы. Темп рассказа спокойный.

Большое внимание на занятиях слесарного дела уделяется работе учащихся с дидактическим материалом. Это обусловлено тем, что задание по слесарному делу на дом не задается и весь объем теоретического материала усваивается школьниками на занятии. Работа с учебником различна. Это и чтение текста вслух, и про себя, и чтение учителем. Наиболее распространен способ чтения текста про себя. Однако следует помнить, что любой работе предшествует подготовительный этап. Это может быть беседа или рассказ учителя о содержании материала, предлагаемого для прочтения учащимися, постановка контрольных вопросов. В процессе объяснения необходимо обратить внимание детей на иллюстрации, картины, таблицы, справочные материалы и чертежи, содержащиеся в данном тексте.

 

Важным источником приобретения знаний на занятиях слесарного дела является наглядный метод обучения. Реализация его зависит от вида демонстрации наглядных пособий. На занятиях слесарного дела часто используются графические наглядные пособия (чертежи, технологические карты, плакаты) и натуральные предметы (образцы изделий, инструменты, оборудование, станки и приспособления, находящиеся в мастерской). Демонстрируя тот или иной изучаемый объект, учитель предлагает не только его рассмотреть, но и потрогать руками. Здесь учитель объясняет функциональное назначение данного предмета, более подробно рассматривает внешний вид, форму, цвет, величину, материал и устройство. Предметы, выбранные для демонстрации, должны отвечать следующим требованиям:

· отражать учебную цель, которую ставит учитель на данном занятии;

· быть доступными для понимания учащихся, т. е. соответствовать уровню их трудовой и образовательной подготовки;

· быть производственно типовыми и соответствовать современному уровню развития техники;

· выглядеть эстетично;

· быть технически исправными.

К наглядным методам обучения относятся также и технические средства обучения. На занятиях слесарного дела учителем используются учебное кино, диафильмы, эпидиаскопы и др. Учебное кино используется в том случае, если нет возможности непосредственно наблюдать изучаемый предмет. При подборе фильмов учителю необходимо учитывать особенности умственного развития и уровень знаний данной группы учащихся. Специальных учебных фильмов по слесарному делу для коррекционных учреждений нет, поэтому желательно показывать лишь отдельные фрагменты кинофильма, при этом выключить звук и сопровождать его рассказом учителя. Показ учебного кино целесообразно проводить с целью закрепления и повторения изучаемого материала, а также при знакомстве с новым объектом. До начала показа фильма учитель кратко рассказывает о его содержании и дает указания, на что следует обратить внимание. После просмотра фильма или диафильма проводится обобщающая беседа.

На занятиях по слесарному делу большое значение имеет правильно организованный инструктаж учащихся. Документами письменного инструктажа являются рабочие чертежи, эскизы, карточки-задания, инструкционные и технологические карты, которые учащиеся используют для упражнений по овладению различными приемами и операциями, при выполнении производственных заданий по изготовлению изделий. Инструктаж как совокупность различных методов представляет собой объяснение цели, задач и техники выполнения задания и отдельных операций, сопровождающееся показом действий и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся на занятии.

Из практических методов на занятиях по слесарному делу следует выделить упражнения, знакомящие учащихся с приемами выполнения той или иной работы. При этом источником сообщения знаний является показ учителем приемов работы и демонстрация инструкционных карт с целью организации деятельности школьников. Инструкционные карты – документы письменного инструктажа — используются учащимися на рабочем месте. Если у детей возникают затруднения при выполнении какого-либо приема, они могут самостоятельно изучить рекомендации, помещенные в картах, и без дополнительного разъяснения учителя продолжить работу. Инструкционные карты способствуют развитию самостоятельности учащихся, приучают их к умению пользоваться технологической документацией.

Показ учителем приемов выполнения трудовых операций производится в следующей последовательности:

· целостный показ в рабочем темпе;

· расчлененный или замедленный показ;

· повторный целостный показ в рабочем темпе.

Затем учитель предлагает учащимся самим повторить показанные действия. После этого учитель анализирует ошибки и снова показывает, как нужно выполнять работу.

Объяснение трудовых действий при расчлененном показе целесообразно сопровождать демонстрацией учебно-наглядных пособий (плакатов и инструкционных карт с изображением отдельных основных элементов трудового процесса, например, распределение усилий нажима рук на напильник в начале, середине и в конце рабочего хода). На инструкционных картах даются рисунки, показывающие рабочие позы и движения, последовательность выполнения приемов. Если приемы работы хорошо знакомы учащимся, то инструктаж можно проводить без предварительного показа приемов работы учителем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.