Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Нарциссическая травма и стыд в психотерапии



Нарциссическая травма и стыд в психотерапии

Попова Н.М.

Этот текст написан по мотивам доклада с одноименным названием на Конференции "Травма. Внешний мир и внутренняя реальность", организованной Российской Психотерапевтической Ассоциацией, Альянсом Помогающих Практик "ПроБоно", Кафедрой психотерапии и сексологии СЗГМУ им.И.И.Мечникова (31.03-01.04.2018). Благодарю коллег за возможность целенаправленно обдумать эту тему, собрать воедино свои представления о нарциссической травме и стыде, и поделиться этим материалом с участниками конференции.

 

 

Нарциссические травмы довольно часто явным или не явным образом становятся фокусом психотерапии. Множество клиентов и самих психотерапевтов чувствительны к этой теме. В этой статье мы прикоснемся к феномену нарциссической травмы и выделим два внутрипсихических обстоятельства, которые она порождает: представление о внутреннем дефекте и чувство стыда. Рассмотрим механизм нарциссической травмы и явления, которые могут стать ее следствиями. Предложим стратегию и опишем особенности работы с клиентами, в истории которых есть существенные нарциссические травмы.

Что такое нарциссическая травма и почему она вызывает стыд?
Термин «нарциссическая травма» (или нарциссический шрам) был введен Зигмундом Фрейдом в 1920-е годы. В своем труде "По ту сторону принципа наслаждения" он пишет: «утрата любви и другие неудачи наносят неисправимый ущерб самооценке в виде нарциссического шрама … Он отражает степень презрения, которое пришлось испытать ребёнку». Далее он пишет о нарциссической травме как ранней травме самооценки. За прошедшие сто лет многие психоаналитики и представители других психотерапевтических направлений касались этой темы в своих работах с различных сторон, и на сегодняшний день мы имеем большую палитру теоретических и практических представлений о нарциссизме, травме и стыде

Рассматривая здесь эту тему, начнем с ответа на вопрос: что травмируется? В разных терминологических системах это могут называют по-разному — представление о себе, самость, селф, Я, саморепрезентация, самооценка. Она формируется во внутрипсихическом пространстве из того, как именно отражают человека значимые фигуры в детстве (мать, отец, люди, осуществляющие уход за ребенком и постоянно присутствующие в его жизни). Чем более важная и авторитетная фигура дает это отражение ребенку, тем более значимый вклад вносит это отражение в формирование самости. Термин «нарциссический» относится именно к этой структуре.

 

Миф о Нарциссе описывает его как холодного и самовлюбленного. Но почему он таким стал? В мифах содержится указание на то, что мать Нарцисса Лириопа была поглощена собой, нерефлексивна, и ее сын тщетно пытался поймать на себе ее взгляд.

 

Для того, чтобы сформировалось устойчивое, целостное и позитивное представление о себе, необходимо, чтобы ребенок получал отражение себя как отдельно существующего, важного, интересного, обладающего ценностью субъекта. Отсутствие или недостаточность такого отражения приводит к тому, что формируется дефицитарная внутренняя структура и человек и во взрослом возрасте остается зависимым от внешнего отражения. Формируются нарциссические личностные черты.

 

Нарциссическая травма может быть получена несколькими путями:

 

1. Любовь, привязанность и желание контакта ребенка со значимым взрослым перестают встречать ответное движение. На самом раннем и глубоком уровне это может быть травма, связанная с оставленностью - реальной или эмоциональной. Б.Килборн говорит об отсутствии заботы и использует термин "неоткликаемость", описывая воздействие среды на психическую организацию и образ тела. Говоря о воздействии этой травмы на психику, он ставит эти факторы в один ряд с травмой физического совращения.

 

Примеры подобных травм: Ребенок передается матерью на воспитание бабушке или другим родственникам, или отправляется в детское учреждение. В семье случается трагедия, и мать младенца погружается в тревогу и/или депрессию, ребенок начинает восприниматься ею как досадная помеха, она больше не откликается на него эмоционально, хоть и осуществляет элементарный уход. Рождается сиблинг и вся любовь родителей переносится на него, ребенок искусственно переводится в ранг "старшего", отрицаются его естественные детские потребности.

 

2. В силу своих психических особенностей (например, собственной нарциссической организации) мать не видит в ребенке отдельного человека, воспринимая его как свое нарциссическое расширение. По формальным признакам это может быть очень заботливая и любящая мать, но только до того момента, пока ребенок соответствует ее внутренним представлениям о том, каким он должен быть. Любое самопредъявление ребенка, отклоняющееся от созданного матерью образа, вызывает у нее отвержение. Часто этот путь приводит к развитию ложного Я.

 

Примеры: Мать любит своего ребенка добрым и щедрым, но жестко отвергает, когда он проявляет жадность или злость. Будучи в разводе, мать воспринимает любовь ребенка к отцу как предательство и укоряет ребенка за любые её проявления. Сексуальность родители воспринимают как угрозу и отчаянно стыдят за все эпизоды, где ребенок интересуется сексом или своим телом.

 

3. Ребенок воспринимается родителями как конкурент, либо на него переносится негативное отношение к кому-то из родственников, либо на него проецируется собственная плохость. Тогда ребенок становится объектом прямой критики и враждебности. Он подвергается открытым нападкам и непосредственно отражается как недостойный, не ценный, вредоносный и т.п. Ему приписываются или преувеличиваются черты, которых нет или которые проявлены минимально, а его ценные качества игнорируются и не отражаются.

 

Примеры: Мать видит в ребенке бросившего ее мужа и постоянно сетует, что он "такой как отец", подразумевая, что хуже этого ничего нет. Отец видит в ребенке того, кто забрал у него любовь и внимание супруги, и в страхе, что растит себе замену, постоянно дает ребенку ощущение, что он хуже, слабее, неудачник, все время ошибается и т.п.

 

4. Нарциссические травмы могут быть получены и в более зрелом возрасте. Предполагается, что они оказывают меньшее влияние по сравнению с детскими травмами, т. к. внутренняя психическая структура уже сформирована. Но если травматический опыт длительный и/или сильный, то его влияние на переживание себя также не стоит игнорировать.

 

Примеры: Серьезная болезнь, оказывающая влияние на образ тела (ампутация важных для идентичности органов, разрушение внешности, потеря важных функций). Опыт насилия, особенно сексуального. Длительные отношения с абьюзером, сопровождающиеся разрушением образа себя. Травля в коллективе или в публичном пространстве. Эмиграция (особенно вынужденная) с потерей социального статуса, возможности полноценно общаться и быть принятым обществом как равный.

 

Каким бы путем не была нанесена нарциссическая травма, она повреждает ощущение себя как полноценного, достаточно хорошего, достойного любви и принятия. Поскольку ребенок эгоцентричен, он видит причины такого отношения в самом себе. Так травматический опыт трансформируется в представление о наличии внутреннего дефекта.

 

Таким образом, в случае сильной нарциссической травмы или череды травматических отвержений, естественное желание ребенка предъявить себя и заявить о желании быть принятым и любимым, вызывает страх быть отвергнутым вновь, начинает сопровождаться переживанием собственной дефективности и тормозится посредством стыда.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.