Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шумейко Ю.Е.. Культура России пореформенного периода»



                                  Шумейко Ю.Е.

Материал к лекции на тему:

           «Культура России пореформенного периода»

  В пореформенное время более интенсивно происходили культурные интеграционные процессы, захватив в значительной степени российскую провинцию. Капитализм объективно требовал более высокого культурного уровня общества, предполагавшего не только распространение грамотности, но качественно более глубокой образованности граждан. В историко-культурном процессе пореформенного периода можно выделить 2 этапа: 60-70-е годы характеризовались преобладанием демократических идей в общественном сознании, убеждённостью в необходимости социальных преобразований в интересах народа. В 80-е годы проявился реакционный курс в политике правительства по отношению к школе и печати, усилилась государственная поддержка православной церкви.

I. Педагогика, просвещение.

Наметился коренной перелом в деле народного образования, которое страдало схоластикой и консерватизмом. К.Д.Ушинский , который впервые рассматривал педагогику как научную систему воспитания, с его именем связано создание русской педагогической науки (учебник «Родное слово»). Пирогов, Водовозов, Корф, И.Н.Ульянов. 1864 г - «Положение о начальных народных училищах» - создание земских школ. Воскресные школы (50-60-е годы) сыграли важную роль в просветительской деятельности. 1864г - Устав гимназии, которые делились на 3 типа: 1- классическая с греческим и латинским языками; 2- классическая с латинским языком; 3 – реальные гимназии (с 1871 г – реальные училища), выпускники которых не принимались в университет. 1887 – циркуляр, предписывавший оберегать школу от проникновения в неё детей кучеров, лакеев, поваров, прачек и мелких лавочников, получивших в обществе название циркуляра о «кухаркиных детях». К концу XIX века насчитывалось 80 тыс гимназистов. ВУЗы. В С-Петербурге: университет, медико-хирургическая академия, технологический, горный, лесной институты и др. В Москве: университет, высшее техническое училище, Петровская сельскохозяйственная академия, консерватория и др. Среди студентов наибольший процент составляли выходцы из дворянства, чиновничества и духовенства. Университетский Устав 1863 г был либеральный. 1884г вышел новый университетский устав, который носил реакционный характер. Была упразднена университетская автономия. В 1878 г были созданы Высшие женские курсы, которые возглавил Бестужев-Рюмин (поэтому они назывались бестужевскими).

II. Периодика.

В конце XIX века на русском языке печаталось около1000 периодических изданий. Правительственные издания: «Русские Ведомости», «Русская мысль», «Вестник Европы». Издания демократического направления: «Современник», «Отечественные записки» , «Русское слово». Крупнейшие книгохранилища: в С-Петербурге – публичная библиотека и библиотека Академии Наук, в Москве – библиотека Румянцевского музея.

III. Наука.

Крупные достижения были достигнуты в области математики и механики. Стеклов, Жуковский, Чаплыгин ( в 1913 г были созданы первые самолёты русской конструкции «Русский Витязь» и «Илья Муромец».

IV. Химия

Д.И.Менделеев (1869 г – открытие периодического закона химических элементов), Зинин, Бутлеров, Бекетов.

V. Геология и почвоведение

Докучаев, который предложил первую научную классификацию почв.

С. Фёдоров, Карпинский.

VI. География

Исследование Средней и Центральной Азии, новой Гвинеи, Северной Америки. Семёнов- Тянь-Шанский. Пржевальский. Миклухо- Маклай. Воейков.

VII. Физиология, зоология.

Сеченов (рефлексы головного мозга), Мечников ( один из основателей сравнительной патологии), Ковалевский , Тимирязев (физиология растений, идеи дарвинизма).

VIII. Медицина.

Боткин (основатель физиологического направления в клинической медицине), Склефософский (хирургия).

IX. Литература.

Художественное направление – романтизм, критический реализм. Литературоведение (Писарев и Михайловский). Тургенев – расцвет русского классического реалистического романа. Гончаров – «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». Достоевский – мастер психологического, социально-философского романа. Салтыков-Щедрин – сатирическое направление в русской литературе. Л.Н. Толстой – вершина критического реализма, шаг вперёд в художественном развитии человечества. С.Т.Аксаков – знаток родного слова, поэт природы. Лесков – поиски положительного типа русского человека. Г.Успенский – бытописатель городской бедноты.

Поэзия. Некрасов – ведущая фигура демократической поэзии. Надсон. Фет – пейзажная лирика. Майков , Полонский. Тютчев – романтическая линия в поэзии. Короленко – связь с народнической идеологией. Мамин –Сибиряк – быт и люди Урала.

X. Драматургия, театр. Островский – 50 пьес; защитник человеческих прав, враг произвола и самодурства. Сухово-Кобылин – сатира на порядки крепостнической и чиновно-бюрократической России. А.К.Толстой – враждебность к деспотизму и произволу. Л.Н.Толстой – «Власть тьмы» и «Живой труп». А.П.Чехов – «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад». Достижения сценического искусства во второй половине XIX века связана с Малым театром. Актёры Малого театра – Садовский, Ермолова, Федотова. С-Петербург – Александринский театр, который в большей степени испытал давление со стороны правящих кругов российского государства. Актёры Александринки – Мартынов, Самойлов, Савина, Стрепетова, Давыдов. Возникают частные театры. В 1882 г создаётся частный театр Корша.

XI. Музыка. Продолжаются музыкальные традиции Глинки. Даргомышский. Во второй половине 50-х годов началось формирование «могучей кучки», в которую вошли Балакирев, Мусоргский, Кюи, Римский-Корсаков, Бородин. Серов. Антон и Николай Рубинштейны, композиторы, пианисты, дирижёры. 1862 г в С-Петербурге открыта первая в России консерватория. В 1866 г открыта консерватория в Москве. П.И.Чайковский – 3 балета, 10 опер, 7 симфоний. Глазунов, Танеев.

Музыкальный театр. Мариинский театр – вокалисты (Платонова, Комиссаржевский, Фигнер). Большой театр – Александрова, Хохлов, Кадмина. Создаются частные русские оперы Саввы Мамонтова.

Балет. Хореография. Стремление к выражению характеров, мыслей и чувств (Мариус Петипа, Иванов). Танцовщики и танцовщицы (Богданов, Преображенская, Кшесинская, Гельцер, Лебедева).

Изобразительное искусство. Оформление реалистического национального и демократического направления в живописи ( Пукирев, Перов – «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»). Крамской («Неизвестная»). Неврев («Торг»), Флавитский («Княжна Тараканова»). Савицкий («Ремонтные работы на железной дороге» и нарисовал медведей в картине Шишкина «Утро в сосновом лесу». Маковский – сочувствие обиженным и страждущим. Ярошенко («Кочегар»). Николай Ге («Пётр I допрашивает царевича Алексея»). Репин - гениальный мастер рисунка, композиции, колорита («Бурлаки на Волге», « Не ждали», « Арест пропагандиста», « Иван Грозный и сын его Иван»). Его полотна явились вершиной движения передвижничества. Суриков – историческая живопись («Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). Верещагин – баталист. Васнецов – художник русского эпоса, сказок. Пейзажисты – Нестеров, Шишкин. Саврасов –(«Грачи прилетели»). Куинджи – новатор в области света и цвета. Поленов, Левитан («Золотая осень», «Летний вечер»). Серов - портретная живопись. Врубель – романтическая символико- философская линия, иллюстрация к «Демону» М.Ю.Лермонтова.

Скульптура. Опекушин – памятник А.С.Пушкину в Москве и М.Ю.Лермонтову в Пятигорске. Микешин – памятник «Тысячилетие России» в Новгороде и Богдану Хмельницкому в Киеве. Антокольский – скульптура Я. Мудрого, Петра I, Ермака и др. П. Третьяков в 1856 г стал собирать картины русских художников, в 1892 г передал собрание картин г. Москве - Третьяковская галерея.

В 1895 г в С-Петербурге был открыт русский музей.

 

       Вопросы к самостоятельной работе студентов

1.  Проанализируйте вклад русской классической литературы второй половины XIX века в мировую литературу.

2. Проанализируйте развитие русского музыкального искусства второй половины XIX века.

3. Проанализируйте творчество художников-передвижников второй половины XIX века.

                                           Тесты

1. Кто написал картину «Иван Грозный и сын его Иван»?

а) Суриков

б) Маковский

в) Репин

г) Ярошенко

2. Кто автор оперы «Царская невеста»?

а) Чайковский

б) Римский-Корсаков

в) Бородин

г) Балакирев

 

                       Творческое задание

Указать кто из учёных России внёс наибольший вклад в развитие:

4. а второй половины XIX века.

а) математики;

б) физики;

в) химии;

г) биологии и медицины;

д) географии и этнологии;

е) истории, философии, политэкономии

Ответы:

1. Н.И.Пирогов

2. П.Л.Чебышев

3. И.И.Мечников

4. П.П.Семёнов-Тянь-Шаньский

5. М.М.Миклухо-Маклай

6. В.О.Ключевский

7. А.М.Ляпунов

8. Д.И.Менделеев

9. А.М.Лодыгин

10. М.М.Пржевальский

11. А.С.Попов

12. С.М.Соловьёв

13. А.М.Бутлеров

14. И.М.Сеченов

15. С.В.Ковалевская

16. П.М.Яблочков

17. К.А.Тимирязев

18. Г.В.Плеханов

19. В,С.Соловьёв

20. Н.К.Михайловский

        

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.