Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Коррекция и развитие интеллектуальной сферы у дошкольников с нарушениями речи»



«Коррекция и развитие интеллектуальной сферы у дошкольников с нарушениями речи»

1. Чипиль, Е. В. Психолого-педагогические условия интеллектуального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] / Е. В. Чипиль, Т. В. Шамовская // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 2019. – №3 (4). – с. 341-347. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-intellektualnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 09.05.2020)

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Теоретический анализ показал, что у таких детей обнаруживается системная несформированность вербальных и невербальных функций интеллекта. Данный факт подтверждается проведенным эмпирическим исследованием. Для решения практических задач были использованы цветной вариант теста «Прогрессивные матрицы Равена», тест Д. Векслера для детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) в адаптации М. Н. Ильиной. Обработка данных осуществлялась с помощью статистических методов. Описана система психолого-педагогических условий интеллектуального развития дошкольников, реализуемая в условиях дошкольной образовательной организации. В качестве основы интеллектуального развития рассматривается сенсорное воспитание, направленное на развитие ощущений и восприятия. Речевое развитие, развитие элементарных математических представлений, продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование, аппликация) также рассматриваются как значимые аспекты интеллектуального воспитания. Для систематизации психолого-педагогических условий развития интеллектуальных способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи разработана и реализована Программа развития интеллекта детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (с использованием дидактических игр). По данным формирующего эксперимента зафиксирована эффективность реализации комплекса психолого-педагогических условий, направленных на оптимизацию интеллектуального развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован авторами для написания данной статьи.

Данная работа помогла нам сделать вывод, что из-за тяжелых нарушений речи у дошкольников выявляется интеллектуальное отставание, а это значит, что им требуется коррекция их интеллектуальной сферы (создание системы психолого-педагогических условий интеллектуального развития воспитанников; дидактические игры упражнения).

 

2. Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Е. Л. Григорьева // Молодой ученый, 2016. – № 8 (112). – с. 920-922. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28769/ (дата обращения: 09.05.2020).

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки зрения ученых в области педагогики и психологии. Описаны особенности развития высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи, оказывающие влияние на формирование интеллектуальной готовности. Кратко представлен опыт экспериментальной работы по проблеме, а также описаны полученные результаты.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован автором для написания данной статьи.

Данная статья помогла нам сделать вывод, что ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь дошкольникам с ОНР III уровня повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

 

3. Кийк, С. Н. Особенности развития познавательных процессов на фоне речевого дефекта у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / С. Н. Кийк // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 2016. – №1. – с. 105-108. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-poznavatelnyh-protsessov-na-fone-rechevogo-defekta-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (Дата обращения: 09.05.2020)

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В данной статье говорится, что дошкольники с дефектами речи, помимо нарушений речевого развития, обладают и низким уровнем сформированности процессов мышления, непосредственно связанных с речевой деятельностью. Также в статье приведены результаты исследования характерных признаков развития познавательных процессов у старших дошкольников. Выделяются различия восприятия и мыслительных процессов в разных возрастных группах дошкольников. Исследуются показатели уровня процессов познания у детей с речевым развитием в норме и у детей с общими отклонениями речи.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован автором для написания данной статьи.

Читая данную работу, мы пришли к выводу, что своевременная коррекционная работа обеспечивает не только исправления насущных проблем, но и дальнейшее предупреждение множества вторичных отклонений в развитии.

 

4. Сокольникова, Н. М. Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр [Электронный ресурс] / Н. М. Сокольникова, С. В. Матухнова // Образование и воспитание, 2018. – № 5 (20). – с. 20-22. – URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3632/ (дата обращения: 09.05.2020).

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье говорится о том, что в настоящее время в большинстве своем, дети, поступающие в школу, не подготовлены, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Таким образом, авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В создании системы работы, построенной на основе комплексно-тематического подхода и направленной на формирование и развитие мыслительной деятельности.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован авторами для написания данной статьи.

Прочитав статью, нами был сделан вывод, что на основании данных мониторинга, полученных после проведенной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, можно говорить о том, что применение данной системы мероприятий оказывает положительное влияние на формирование у детей данной категории мыслительных процессов в процессе интеллектуально-математических игр.

 

5. Вудмаска, О. А. Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / О. А. Вудмаска, Морозова В.В. // Специальное образование, 2014. – с. 24-27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myslitelnyh-operatsiy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 09.05.20202)

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье говорится о том, что характерной особенностью детей с общим недоразвитием речи является слабость мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, умозаключения. Авторами проведено исследование на выявление особенностей развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как анализ литературных данных показал, что проблема изучения состояния мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является недостаточно изученной и требует дальнейшего осмысления и углубления.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован авторами для написания данной статьи.

Прочитав статью, можно сделать вывод, что в ходе целенаправленного и систематического воздействия через игровую деятельность, процесс развития мыслительных операций у детей с ОНР может пройти легче, быстрей и интересней.

 

6. Чубова, И. И. Развитие эмоционального интеллекта у детей c общим недоразвитием речи с помощью метода символдрамы [Электронный ресурс] / И. И. Чубова, А. С. Аникеева // Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2019. – №2 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-c-obschim-nedorazvitiem-rechi-s-pomoschyu-metoda-simvoldramy (дата обращения: 09.05.20202)

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье говорится о том, что у детей с общим недоразвитием речи отмечается запаздывание в формировании эмоционального словаря. Также говорится о том, что американские психологи Р. Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт выделяют 5 типов интеллекта, которые развивают соответствующие виды учебной деятельности: аналитический, практический, креативный, социальный и эмоциональный. Возможности влияния на развитие речи у детей с общим недоразвитием речи посредством формирования эмоционального интеллекта с помощью психотерапевтической технологии символдрамы. Был проведен эксперимент на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Дошкольный учебно-реабилитационный центр №12 "Родничок"». Экспериментальная и контрольная группы состояли из 9 детей, средний возраст детей шесть лет. По результатам диагностики, можно сделать вывод, что данный метод способствует формированию эмоционального интеллекта, развивает речь детей с общим недоразвитием речи.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован авторами для написания данной статьи.

Прочитав статью, можно сделать вывод, что психотерапевтическая технология символдрамы способствует формированию эмоционального интеллекта дошкольников.

 

7. Жирнова, О. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи в ДОУ [Электронный ресурс] / О. С. Жирнова // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — Т. 0.  — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5204/ (дата обращения: 09.05.2020).

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье говорится, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Своевременное преодоление речевых нарушений имеет большое значение для общего психического развития ребёнка, что и объясняет повышенный исследовательский интерес к вопросам их профилактики и коррекции. Автором была создана программа интегрированных занятий педагога — психолога и учителя-логопеда «Мы-вместе!» по сопровождению детей с ОНР в детском саду «Радуга» с. Нижнее Санчелеево. Представленная программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован автором для написания данной статьи.

Прочитав статью, нами сделан вывод, что согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

 

8. Богатырева, А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / А. В. Богатырева // Вопросы дошкольной педагогики, 2016. — №2 (5). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/34/838/ (дата обращения: 09.05.2020).

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье говорится, что психолого-педагогическое изучение детей с первичными формами речевой патологии выявляет различную степень нарушения у них не только речевых, но и познавательных функций. А также, нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребёнка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда. Необходимо параллельно с логопедической работой проводить с детьми коррекцию психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление.

В статье представлены дидактические игры для развития и коррекции внимания с соответствующим наглядным материалом. В конце статьи представлен список литературы, который был использован автором для написания данной статьи.

Прочитав статью, нами сделан вывод, что хорошее внимание — залог успешного обучения в школе. Ведь ребенок должен уметь сосредоточиться на объяснении педагога и выполнении задания, удерживать внимание достаточно длительное время, уметь переключать внимание с одного задания на другое.

 

9. Насибуллина, А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе [Электронный ресурс] / А. Д. Насибуллина, Польшина М. А. // Казанский педагогический журнал, 2017. – №2 (121). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-v-protsesse-podgotovki-k-obucheniyu-v-shkole (дата обращения: 09.05.2020).

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье говорится о том, что общее недоразвитие речи отрицательно влияет на все составляющие психического развития ребенка: затрудняется и замедляется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями. Все это, несомненно, сказывается на формировании основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Соответственно дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Также, авторами было проведено исследование особенностей компонентов психологической готовности к школьному обучению.

 В конце статьи представлен список литературы, который был использован авторами для написания данной статьи, также представлен рисунок «Распределение дошкольников с ОНР по уровню сформированности внутренней позиции школьника».

Прочитав статью, нами сделан вывод, что психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОНР в процессе подготовки к обучению в школе – системная деятельность специалистов, содействующая созданию оптимальных условий для повышения уровня школьной зрелости детей, учитывающая как психологическое своеобразие данного контингента воспитанников, так и индивидуальные особенности развития в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

 

10. Киреенкова, С. Л. Особенности волевой сферы у детей с дизартрией [Электронный ресурс] / С. Л. Киреенкова // Молодой ученый, 2016. — № 5 (109). — С. 690-692. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26569/ (дата обращения: 09.05.2020).

Аннотация: Данная статья адресована профессиональному сообществу и студентам.

В статье дается понятие, что такое дизартрия, воля и волевая сфера. Автор говорит о том, что качественно волевое развитие детей с дизартрией отличается от волевого развития детей с нормальным речевым развитием. Нарушения волевой сферы в основном проявляются в том, что дети непослушны, суетливы, склонны к неусидчивости, не выполнении указаний родителей и педагогов. Часто детям не хватает выдержки для выполнения задания, они часто не доделывают их до конца. Автором было проведено исследование.

В конце статьи представлен список литературы, который был использован автором для написания данной статьи.

Прочитав статью, нами сделан вывод, что все компоненты волевой сферы, в большей или меньшей степени, влияют на развитие детей. Так же качества волевой сферы влияют на успешность учебной деятельности и конечно коррекционной.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.