Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное образовательное



Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Департамент социологии, истории и философии

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

«ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ»

ГРУППОВОЕ ЗАДАНИЕ

на тему:

«Этнические стереотипы, как один из основных факторов возникновения этнических конфликтов среди представителей различных национальностей Кавказа и русской национальности»

 

Студентки факультета «Социология и политология»

группа СОЦ 3-2

Хаджиева Фатима, Носкова Мария,

Смирнова Анастасия, Лунева Владлена

    Научный руководитель:

Доцент, к.с.н. Барановский М. В.

 

Москва 2020

Актуальность

Этнические стереотипы опасны, так как в большинстве случаев, они приводят к этническим стереотипам. Так, по данным ВЦИОМа в 2016 году национальная напряженность в стране за последние 14 лет не сократилась, а даже наоборот увеличилась. С 2002 года, по мнению респондентов, межэтнические противоречия есть, но они носят невыраженный характер увеличилось 59% до 60%. Также на вопрос существует ли между этносами согласие, толерантность и взаимопонимание число респондентов сократилось с 20% до 10%, уровень этноконфликтного потенциала в стране высок в 2002 году составил 10%, а в 2016 процент увеличился на 10%.[1]

По данным, представленным газетой «Коммерсант», можно заметить, что представители кавказских национальностей не раз были замешаны в стычках между местными жителями. Среди городов, где наблюдались конфликты были: Сальск (Ростовская область), Кондопог, в оздоровительном лагере «Дон» в Краснодарском крае, Москва, Пугачев. Данная тенденция конфликтов наблюдалась с 2006-2010 год, нередко данные конфликты приводили к тяжелым физическим травмам, а также смертям[2].

Согласно данным всероссийского опроса, проведенного весной 2017 года Левада-Центром, самое нетерпимое отношение у россиян фиксируется к мигрантам из Северного Кавказа.

В частности, отвечая на вопрос о том, как Вы относитесь к мигрантам из республик Северного Кавказа (Чечни, Дагестана и Ингушетии), почти половина – 41% респондентов отметили, что относятся к ним плохо. И всего у 9% россиян мигранты из российского Кавказа вызывают положительные эмоции, в том числе и сочувствие.

Как отмечают эксперты Левада-Центра, несмотря на колебания в общественном мнении, в целом сохраняется тенденция, демонстрирующая нежелание россиян принимать мигрантов в стране, независимо от того, откуда они приезжают.

Согласно другому, более раннему исследованию Левада-Центра, направленному на изучения уровня ксенофобии в России, 70% респондентов заявили об ощущении межнациональной напряжённости в зоне их проживания, и назвали тех, чье проживание в России, на их взгляд, желательно ограничить: это выходцы с Кавказа (34% опрошенных против 54%), из бывших среднеазиатских республик (29% против 45%) и китайцы (24% против 45%). 60% опрошенных поддерживают рестриктивные меры правительства России, направленные на ограничение притока приезжих, в том числе и из Северного Кавказа, который превратился в зону резервации.

Таким образом, жители российского Северного Кавказа вызывают у россиян больше негативизма, нежели граждане других стран. Причина нетерпимости к северо-кавказцам кроется, с одной стороны, в созданном российскими СМИ образе внутреннего врага, а с другой — вынужденной экономической трудовой миграцией из Северного Кавказа в крупные российские города.[3]

Северо-Кавказский федеральный округ «стремится» упрочить лидирующие позиции по наименьшему проценту представителей русского этноса. Если верить переписи 2010 года, то русские на тот момент времени оставались наиболее многочисленным народом, представленным в субъектах округа, однако процент русских неуклонно снижается. В 2010 году он составлял 30,26%. К концу 2014 года упал ещё как минимум на 3,4%. К середине же 80-х годов прошлого века число русских в республиках и краях Северного Кавказа в РСФСР составляла не менее половины от всего этнического состава макрорегиона.

Наибольшие темпы снижения численности русского населения зафиксированы в Чеченской Республике, Дагестане и Ингушетии. Статистика по Чечено-Ингушской АССР с 50-х по конец 80-х годов XX века выглядит следующим образом: 1959 год – 49% русских, 1970 год – 34,5% русских, 1979 год – 29,1% русских, 1989 год – 23,1%. Первое массовое снижение численности русского населения в Чечне и Ингушетии (не только за счёт относительно низкой рождаемости в сравнении с рядом других народов, но и (в основном) вследствие массового отъезда в другие регионы) фиксируется в период развала Советского Союза. Вторая и третья волны связаны с вооружёнными конфликтами в ЧР. В 2002 году численность русского населения в Чечне сократилась до уровня в 3,7% (около 40,6 тыс. человек). Если верить статистическим службам сегодня, то процент упал ещё ниже – до отметки в 1,5%. В Дагестане русских осталось не более 3,5%. Показатели по Ингушетии – примерно 1,2%.

Эта тенденция свидетельствует о негативном отношении население республик Северного Кавказа к русскому населению, что следует из стремления кавказцев ограничить коммуникации и взаимодействие с русскими. Исход ситуации таков: отток русского населения из республик из-за боязни попадания в межнациональные конфликты.[4]

Актуальность темы обуславливает необходимость исследовать проблему сформированности этнических стереотипов у представителей различных национальностей Кавказа и русской национальности, как фактора обуславливающего возникновения этнических конфликтов, приводящих к нестабильности в стране, на национальном уровне.

Проблемная ситуация заключается в социальном противоречии, которая состоит, с одной стороны, этнические стереотипы позволяют описать наиболее существенные национальные черты и признаки того или иного народа, с целью облегчения восприятия, а с другой, стереотипы содержат поверхностное трактование, которое способно приводить к неоднозначному отношению к представителям различных национальностей, что является поводом к проявлению межнациональных конфликтов среди населения страны.

Теоретический объект: этнические конфликты как социальный феномен

Эмпирический объект: представители различных национальностей Кавказа и русской национальности

Предмет: этнические стереотипы как фактор возникновения этнических конфликтов

Цель: исследовать влияние этнических стереотипов на появление этнических конфликтов между представителями русской национальности и жителями Кавказа.

Задачи.

1. Изучить основные причины возникновения этнических стереотипов между представителями различных национальностей Кавказа и русской национальности

2. Выявить основные этнические стереотипы, которые приводят к конфликтам

3. Дать научно-практические рекомендации по решению проблемы возникновения этнических конфликтов

Метод - глубинное интервью

Обоснование. При помощи глубинного интервью возможно получить качественную, полную информацию по вопросам, также личную информацию и субъективное отношение к теме исследования, респонденты могут свободно высказывать свои мысли, интервьюер может корректировать ход исследования. Обсуждения темы этнических стереотипов и конфликтов требует аккуратного отношения, т.к. опыт каждого респондента уникален и обсуждение его в группе может способствовать закрытости респондента, в то время как опрос и фокус будут провоцировать развитие спирали молчания и социально ожидаемых ответов

План:

1. Обговорить условия контракта с заказчиком

2. Разработка гайда

3. Определение срока проведения исследования

4. Организация помещения для интервью

5. Определить тип выборки – кластерная

6. Сбор респондентов, представляющие людей различных национальностей Кавказа и русских

7. Определить задачи интервьюера

8. Проведение полевого этапа

9. Обработка и анализ полученных результатов

10. Представить результаты заказчику

Задача интервьюера:

Основные рекомендации, касающиеся опроса респондентов:

1. тщательно изучите содержание интервью;

2. задавайте вопросы точно в том порядке, в котором они включены в интервью;

3. используйте только формулировки интервью;

4. зачитывайте вопросы медленно;

5. повторите вопрос, если респондент не понял его;

6. задайте все необходимые вопросы;

7. точно выполняйте инструкции, следуйте разработанному образцу переходов к следующему вопросу, тщательно выполняйте рекомендации по стимулированию ответов.

Стимулирование ответов применяется для того, чтобы побудить респондента расширить или пояснить ответ, при этом следует помнить, что действия интервьюера не должны приводить к смещению результатов опроса в ту или иную сторону.

Некоторые методики стимулирования ответов:

1. Повторение вопроса. Для получения более точных ответов нередко полезно повторно задать вопрос с использованием той же формулировки.

2. Повторение ответа респондента. Стимулировать дальнейшие комментарии респондента нередко можно дословным воспроизведением его ответа. Интервьюер может сделать это, например, записывая ответ.

3. Использование паузы или молчание. Молчаливый вопрос, т. е. выжидательная пауза или взгляд могут послужить для респондента намеком, что вы хотели бы получить более полный ответ. Однако нельзя допускать, чтобы пауза стала неловкой.

4. Подбадривание респондента. Если очевидно, что респондент колеблется дать ответ, интервьюеру следует подбодрить его каким-либо подходящим комментарием, например, сказать: “Для нас не существует правильных или неправильных ответов, мы просто хотим выяснить Ваше мнение”.

5. Если респондент нуждается в пояснении какого-либо слова или фразы, интервьюер не должен предлагать ему своих интерпретаций. Напротив, следует сделать так, чтобы такую интерпретацию дал сам респондент. Этого можно добиться, сказав, например, следующее: “Всё зависит от того, что это означает для Вас”.

6. Получение пояснений. Создать мотив для респондента к сотрудничеству с интервьюером и, следовательно, получить более полный ответ можно, сказав, например, следующее: «Я не совсем понял, что Вы имели под этим в виду. Не могли бы Вы рассказать поподробнее?».

Все интервьюеры в ходе опроса должны использовать один и тот же формат записей и одинаковые условные обозначения.

В процессе записи ответов необходимо записывать все ответы в ходе интервью, пользоваться формулировками респондента и не обобщать, и не перефразировать его ответы, включать в запись всё, что имеет отношение к основным целям вопроса. Записав полученный в ходе опроса ответ, повторить его.

Любое интервью необходимо заканчивать только после получения всей необходимой информации. Интервьюер должен ответить на все вопросы респондента относительно проекта.

После опроса у респондента должно остаться положительное впечатление об интервью.

Очень важно поблагодарить респондента и выразить свою признательность за сотрудничество.

 

 


[1] ВЦИОМ. Этнические конфликты. [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: www.wciom.etnicheskie-konflikty.html (дата обращения: 04.09.2016).

[2] https://www.kommersant.ru/doc/2939714

[3] https://caucasustimes.com/ru/opros-huzhe-vseh-rossijane-otnosjatsja-k-zhiteljam-severnogo-kavkaza/

[4] https://topwar.ru/73409-severnyy-kavkaz-ne-dlya-russkih-o-statistike-i-unylom-rusofobskom-gne.html



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.