Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Профилактика истерик у детей с РАС.



 

Лекция по самообразованию

«Профилактика истерик у детей с РАС.

Сенсорная диета.»

Подготовила: учитель-дефектолог

Гаетбаева Марина Александровна

От автора: Известно, что дети с РАС обладают сенсорными системами, которые не регулируются автоматически, нет самонастройки этих систем. Поэтому, важно научить это делать самостоятельно, осознанно. Часто этого можно добиться, введя «сенсорную диету».

Давайте отметим, что дети с РАС обладают сенсорными системами, которые не регулируются автоматически, нет самонастройки этих систем. Поэтому, важно научить это делать самостоятельно, осознанно. Часто этого можно добиться, введя «сенсорную диету». Дело в том, что ребенок имеет уникальный набор сенсорных потребностей. Обычно, ребенок, у которого нервная система легко перевозбуждается, испытывает потребность в успокаивающих воздействиях, а ребенку, который всегда выглядит заторможенным, уставшим, больше необходимы возбуждающие воздействия. Итак, что же дает нам «сенсорная диета»? Соблюдение сенсорной диеты позволяет: -научиться распознавать ощущения, поступающие из окружающего мира, а, следовательно, раскрыть, упорядочить, оптимизировать ответные реакции организма ребенка на поступившие сигналы; -развивать систему адаптации нервной системы; -сократить силу и частоту истерик у ребенка. Чаще всего у детей с РАС встречаются нарушения модуляции тактильных ощущений. Поэтому давайте познакомимся именно с упражнениями на стимуляцию тактильного восприятия. Прежде чем выбрать одну из активностей, проанализируйте: ваш ребенок чаще стремится к новым тактильным ощущениям, избегает их или не замечает. В зависимости от этого подберите подходящую активность. 1 Регулярно занимайтесь игровыми « массажиками» с ребенком. ( Например, делаем массаж, слушая песни Е.Железновой, пение птиц, шум морского прибоя, звуки леса и так далее). 2 Разнообразные техники рисования: рисовать можно вареньем, свежими ягодами, лепестками цветов, скрабом для тела, пальцами ног и другими частями тела. 3 Больше играйте с соленым тестом. 4 Купите для ребенка различные кремы и муссы для тела, скрабы, лосьоны с легко открывающимися баночками, позвольте ему устроить дома «салон красоты». 5 Установите дома песочницу (это может быть настольный деревянный поднос, стол для песочной терапии). Для песочной терапии используйте различные фигурки. 6 Разместите в детской разнофактурные коврики (например, в ИКЕЕ много недорогих вариантов) и подушки. 7 Установите в досягаемости ребенка комнатные цветы с фактурными листочками и разрешите ему использовать их в качестве декораций для игр. 8 Приготовьте домашний лимонад с газированной водой, чтобы дать ребенку ощутить «пузырьки во рту». 9 Ежедневно создавайте «чудесные мешочки» и исследовательские коробки, из которых ребенку нужно вытаскивать предметы на ощупь. Собирайте в них необычные предметы, сделанные из разных материалов. 10 Найдите камешки, гальку, шишки и пр. природный ландшафт и ходите по нему босиком. 11 Используйте после банных процедур разнофактурные полотенца. 12 Используйте разные мячи для игр: резиновые, вязанные, свалянные из шерсти и пр. Качание Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону. Вращение Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск, офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели. Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус). Слуховой ввод Слуховой ввод воспринимает два вида ощущений: ЧТО мы слышим и КАК мы слушаем, он физиологически связан с вестибулярным аппаратом. Можно предложить различные типы записанной и живой музыки, и также рекомендации, которые должны помочь детям и взрослым успокоить и упорядочить слуховое восприятие. 1 Выйти из дома и послушать Слушайте дождь, гром и т.д. Если вы слышите пение птиц, попытайтесь определить, в каком направлении находится поющая птица. 2 Аудиозаписи звуков живой природы Есть множество аудиозаписей звуков падающего дождя, океанских волн, пения птиц и т.д. Иногда звуки природы бывают записаны в легком инструментальном сопровождении флейты, клавишных и т.д. Некоторые дети и взрослые находят, что они спят (засыпают) лучше, когда проигрывают такую музыку. 3 Найти музыку, которая действует успокаивающе. Слушайте музыку, специально предназначенную для расслабления, сосредоточения или энергетического подъема и творчества. Имейте в виду, конечно, что музыкальные предпочтения людей весьма своеобразны, так что потребуются некоторые эксперименты. Музыка, которую вы любите, может быть невыносимой для вашего ребенка, в то время как музыка, которую он считает такой успокаивающей, может не понравиться ВАМ. 4 Музицирование Предоставьте вашему ребенку возможность трогать музыкальные инструменты и поощряйте его играть на них и даже брать уроки. 5 Держать ситуацию под контролем Ребенку с повышенной аудиочувствительностью предсказуемость и контролируемость звуков может очень помочь. Поощряйте его включать пылесос, помогите ему хлопнуть воздушные шарики после дня рождения, предвкушая шум, слушать, как работает стиральная, швейная машины. Попробуйте расширить диапазон звуков. Визуальный вводВизуальный ввод часто оказывается чрезмерно стимулирующим для детей с сенсорными проблемами. Важно проанализировать, каким образом можно организовать визуальную среду чувствительного ребенка дома и в школе, с целью достижения успокаивающего, организующего эффекта. Допустим, если ребенок кажется "ушедшим в себя" и с трудом отвечает на зрительную стимуляцию, добавьте предметы ярких цветов, чтобы привлечь его зрительное внимание. Например, ребенка, который с трудом откликается на предложение поиграть, может привлечь ярко раскрашенная упаковочная коробка с игрушками привлекательных цветов. Ребенок, который, кажется, неспособен увидеть катящийся шар, может быть в состоянии это сделать, если шар будет зажигаться или шуметь при движении. 1 Важно избегать избыточных визуальных раздражителей. Лучше убрать лишнее в корзины,коробки, в шкафы. В комнате, где ребенок проводит большую часть своего времени, старайтесь использовать одноцветные покрытия вместо узорных. Одноцветные стены в нейтральных или мягких тонах дают меньше зрительной стимуляции, чем оклеенные узорными обоями или выкрашенные в яркие цвета. 2 Комфортная посадка Например, сделайте так, чтобы ваш ребенок сидел в классе в первом ряду, где меньше отвлекающих факторов. Возможно, ему может быть необходимо еще сидеть подальше от окна, чтобы избежать уличных соблазнов. А некоторым детям лучше сидеть в последнем ряду, так они могут наблюдать, что делают другие дети, и для этого не надо постоянно поворачиваться. Поработайте с учителем, чтобы выяснить, какое место будет лучшим для работы. Обонятельный вводОбонятельный ввод (ощущения запаха) – запахи проходят через нос и воздействуют на наиболее примитивную, эмоциональную часть мозга. Пополнять коллекцию запахов ! Изучайте с вашим ребенком ароматы и запахи окружающих вещей, чтобы найти те, которые лучше всего подходят для Вашей установки. (успокоить ребенка или взбодрить его). Возьмите на заметку- -аромат ванили или розы, как правило, успокаивает. -запахи перечной мяты и цитрусовых, как правило, возбуждают. Снять напряжение Если ребенок и вы знаете запахи, которые могут ему помочь, дайте ему понюхать его любимый аромат.( Например, ребенку необходимо помочь быть уравновешенным , и он любит аромат ванили. Вы можете использовать для этого и высококачественное ванильное мыло, и масло для ванн, свечи с ароматом ванили или эфирные масла для проведения ароматерапии перед сном, и ванильный лосьон для тела и так далее) Игра « Отгадывание запаха» Поиграйте в "ароматную" игру с вашим ребенком. Попросите закрыть глаза (или повяжите повязку) и попытаться определить запахи, такие как: цитрусовые, фрукты, цветы, специи, такие как корица … Вкусовой вводИзвестно,что вкусовые ощущения воспринимаются нашим языком, но то, как мы их интерпретируем или что при этом испытываем, зависит от нашего обоняния. Игра « Отгадай вкус» Если у вашего ребенка отсутствует негативная реакция на рафинированные сахара (он не становится слишком гиперактивным или сонным), вы можете взять леденцы или мармелад . Съедайте по одному и просите ребенка угадать, какой у него вкус. Приготовление еды Дети более склонны попробовать что-либо, когда они помогают это готовить. Очень хорошо, если ваш ребенок помогает вам выращивать фрукты, овощи, зелень, планировать ужин или покупки. Дайте ему возможность выбирать между курицей или рыбой, стручковой фасолью или зеленым горошком, картофелем или рисом. Пусть ребенок положит мясо в лоток для запекания, измельчит и опустит в воду овощи и т.д. Попробуйте вместе раскладывать еду по тарелкам так, чтобы это выглядело красиво. Игра «Построй замок» Так называемый привередливый едок может быть более склонен съесть "скалы и деревья", «замки и дома», чем фрикадельки, котлеты, сыр…. Забавные комбинации из нескольких овощных палочек и помидорок черри, уложенных на тарелке в виде смайлика, постройка дома из картофелин, кораблика с парусами из хлеба и сыра, смогут побудить ребенка попробовать что-нибудь новое. Давайте, составим образец сенсорной диеты. Образец сенсорной диеты Утро Массаж ног и спины, чтобы помочь проснуться. • Слушать СD ( музыка, рекомендованная для терапевтического прослушивания) • Съесть хрустящие крекеры с фруктами и белками. • Прыжки на мини-батуте (или со скакалкой). После школы Пойти на детскую площадку на 30 мин. • Толкать тележку с продуктами или коляску. • Вращение. • Мини-батут. Добавить варианты: играть в мяч или бросать игрушки в корзину во время прыжков. • Массаж ног для расслабления. • Упражнения (игры) с мячом. • Слушать СD, рекомендованный для терапевтического прослушивания. • Работа над полостью рта – сосать жидкости через соломинку, есть хрустящие закуски или жевать резинку перед/во время занятий за столом. Во время обеда Помогать с приготовлением, смешивать, измельчать и т.д. • Помогать накрывать на стол, используя обе руки для переноски и балансировки подноса. • Дать хрустящую еду. Ночью (вечером) Семейное время: лепка, рисование, прочие занятия. • Теплая ванна с пузырьками и успокаивающими эфирными маслами. • Массаж во время чтения на ночь.

Источник: http://outfund.ru/profilaktika-isterik-kak-perexitrit-vzryvnoe-povedenie-u-cheloveka-s-autizmom/https://www.sensorysmarts.com/sensory-diet.pdf

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.