|
|||
Материал для учителя. История создания Кемско-Ковжинской линии обороны».2.Материал для учителя «История создания Кемско-Ковжинской линии обороны». (Все карты, схемы и планы могут быть востребованы у Митрофанова В.К. по электронной почте mivako1963@mail.ru )
22 июня 1941 года фашистская Германия начинает войну с Советским Союзом. (приложение. Карта-1) Вначале войны территория Вологодской области являлась глубоким тылом. И никто из вологжан, встретивших тогда войну, не мог и предполагать, что враг дойдёт до границ нашей области. И только после победы над врагом, расшифровывая немецкие документы, удалось выяснить, что «Вологодской области, как и многим другим, гитлеровцы уготовили участь быть оккупированной уже в первые месяцы войны. Известная под названием плана «Барбаросса» директива № 21, подписанная в ставке Гитлера 18 декабря 1940 года, начиналась со слов: «Германские вооружённые силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании...» Далее в разделе «Общий замысел» говорилось: «Конечной целью операции является создание заградительного барьера против Азиатской России по общей линии Волга - Архангельск. Таким образом, в случае необходимости последний индустриальный район, оставшийся у русских на Урале, можно будет парализовать с помощью авиации». Упоминаемый в этом плане «заградительный барьер» предполагался по линии Архангельск - река Северная Двина - Великий Устюг Вологодской области - Котельнич - Казань - река Волга до Астрахани. Вологодской области, таким образом, предопределено было быть западнее «заградительного барьера», в зоне оккупации. (1)
После вероломного нападения фашистской Германии на СССР и стремительного продвижения войск противника Вологодская область оказалась на острие удара финских и немецких войск уже осенью 1941 года. Но неожиданное для врага сопротивление советского народа привело к срыву гитлеровских планов: «Напоровшись на прочную оборону, - отмечал К.А. Мерецков, - противник попытался обойти её с двух сторон, нанося удары на восток, в сторону Вытегры и Мариинского канала, и на запад, в сторону Киров-ско-Мурманской железной дороги, но был отброшен. За три недели кровопролитных боёв он продвинулся здесь всего на 8-15 км, после чего фронт окончательно стабилизировался и оставался на этом рубеже вплоть до 1944 года». В частности, К.А. Мерецков отметил: «Врагам... не удалось прорваться к Вологде и выйти на оперативный простор южнее Онежского озера». Финны были остановлены на стыке областей Ленинградской и Вологодской, которая с осени 1941 года стала прифронтовой, и в таком состоянии пребывала до лета 1944 года. Не сумев прорвать нашу оборону на Свири, немецко-фашистское командование решает предпринять глубокий обход Ленинграда с юго-востока, чтобы соединиться с финскими войсками восточнее Ладоги, взять город в двойное кольцо, лишить его всякой связи с тылом и принудить к капитуляции.(2)
Враг был силён, планы его были неизвестны, как и исход сражений Красной Армии под Ленинградом и Москвой. Поэтому вскоре советское командование начинает рассматривать Вологодскую область как будущий театр военных действий с фашистами и потому «…20 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве оборонительных рубежей в Вологодской области. Предполагалось создать в западной и центральной части её несколько десятков районов обороны на важнейших оперативно-тактических направлениях возможного наступления противника. Эти районы должны были представлять собой систему дзотов, других огневых точек, траншей, ходов сообщения, командных пунктов, противотанковых рвов, надолбов, проволочных заграждений... Всё это предстояло построить в кратчайшие сроки. Кроме того, - расчистить от леса зоны обстрела, подвести дороги... Общая схема расположения рубежей была следующая: побережье Онежского озера -район Вытегры, далее - вдоль Мариинской водной системы до озера Белое, затем - вдоль реки Шексны до Рыбинского водохранилища.(3)
Кроме того, что советским командованием назначались пункты и границы пунктов обороны «Высшее советское командование в это же время, в ноябре-декабре 1941-го года, осуществляло крупный манёвр стратегическими резервами с целью занятия войсками подготавливаемого к обороне тылового рубежа - Вытегра, Череповец, Рыбинск, Ярославль, Горький, Саратов, Сталинград, Астрахань. В случае неудачного развития оборонительных операций действующей армии резервные армии, которые предстояло выдвинуть на этот рубеж, должны были задержать дальнейшее продвижение противника и не допустить прорыва его войск в глубь территории страны. «...На основании решения ГКО, принятого ещё 5 октября, - вспоминал маршал Советского Союза А.М. Василевский, - формировалось десять резервных армий. Создание их на протяжении всей Московской битвы было одной из основных и повседневных забот... Мы, руководители Генерального штаба, ежедневно при докладах Верховному главнокомандующему о положении на фронтах детально сообщали о ходе создания этих формирований». ...Во второй половине октября 1941 года началось формирование 10-й, 26-й и 57-й резервных армий. В первой половине ноября по указанию Ставки на линии Онежское озеро - Ярославль - Горький - Саратов - Сталинград - Астрахань развёртывалось ещё шесть армий (28-я, 29-я, 58-я, 59-я, 60-я и 61-я)(4)
Как же выглядел будущий стратегический рубеж обороны? « На карте к четвёртому тому «Истории Второй мировой войны 1939-1945», рубеж развёртывания стратегических резервов Советской Армии осенью 1941 года обозначен по линии: Вытегра - река Шексна -озеро Белое - Кириллов - вновь река Шексна - восточный берег Рыбинского водохранилища - Ярославль и далее в район города Иваново. Этот стратегический рубеж создавался на территории Архангельской, Вологодской, Ярославской областей, где впритык друг к другу развёртывались четыре армии (58-я, 59-я, 39-я, 28-я), далее проходил по Волге - там в районе Горького формировалась 60-я армия, в районе Сталинграда и Камышина - 57-я. Три из названных армий: 58-я (частично), 39-я (большей частью) и 59-я (полностью) - размещались на территории Вологодской области. 58-я армия была сформирована в начале ноября 1941 года в Сибирском военном округе и передислоцирована на территорию Архангельского военного округа. Подчинялась она непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. С ноября 1941 года по май 1942-го армию возглавлял полковник Н.А. Москвин (родился в 1901 году в Грязовецком уезде Вологодской губернии). Соединения и части армии размещались осенью 1941 года западнее и восточнее озёр Лача и Воже, охватывая район Вытегра - Каргополь - Коноша - Вожега - северное побережье Белого озера и затем (восточнее Мариинской системы) вновь до Вытегры. Южнее 58-й развёртывалась 59-я армия.»(5)
«…58-я резервная армия вместе с 1-й инженерно-сапёрной бригадой участвовала в работах в районе Мариинской водной системы - от Онежского озера до озера Белое»(6)
За короткое время, в период зимы 1941- 1942 года предстояло создать мощную линию обороны, для этого « ...На линии оборонительных рубежей было создано десять полевых строительств, штабы которых находились: 1-го - в Вытегре; 2-го - в Анненском Мосту (ныне Вытегорского района); 3-го - в Коневе (бывшего Шольского района); 4-го - в Белозерске; 5-го - в Кириллове; 6-го - в селе Никольском (ныне посёлок Шексна); 7-го - в Череповце; 9-го - в Вологде; 10-го - в Грязовце. Полевые строительства, в свою очередь, подразделялись на участки, а участки - на рабочие батальоны (с ротами, взводами, отделениями). Особенности хода работ можно, в какой-то мере, представить по одному из архивных документов той поры. Это - тезисы доклада одного из руководителей первого полевого строительства, дислоцированного в районе Вытегры. Вот некоторые извлечения из него. (Стиль сохранён по подлиннику). ПЕРЕХОД СТРОИТЕЛЬСТВА НА ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ...Недостаток ИТР производств. Замещение должностей командиров рот и командиров взводов из числа трудомобилизированных. Трудности освоения новой специальности ИТР производства. Учёба на месте работ - наиболее квалифицированные инженеры; главные инженеры участков, комбаты показали и рассказали, учили на месте объектов, как нужно строить, и как организовывать работу. УКОМПЛЕКТОВАНИЕ РАБСИЛОЙ Задержки поступления рабочих. Трудомобилизированные в основной своей массе не имели достаточного опыта и навыка в работе. Работа с замёрзшим грунтом требовала большой затраты физической силы. Рабочие в основном были женщины - 33 проц., подростки - 46 проц., мужчины старших возрастов -21 проц., которые не могли в полной мере осилить работу с тяжёлыми инструментами. Также сказывались на выполнении норм и зимние условия - перерыв, обогрев и так далее. ГУЖТРАНСПОРТ В основной своей массе лошади поступали на строительство слабосильные и истощённые. Перебои с фуражом. Меры, принимаемые строительством в отношении сохранения лошадей: заготовка веткорма ( веточного. - Г. А.), длительный отдых для восстановления сил, лёгкая работа и так далее. Всего за время работы выбыло 109 лошадей ( пало из-за болезни, старости - 47, из-за истощения - 12, прирезано на мясо - 50)... АВТОТРАНСПОРТ Всего было 33 зисоединицы ( ЗИС - марка автомобиля. - Г. А.), из которых работало в среднем 17, а остальные неходовые. Из 9 тракторов на ходу 3. Работа автотранспорта и отсутствие горючего в решающий момент строительства. РАБОТА ПО ГРАФИКУ Первоначальное планирование строительства - невозможность ежедневного систематического контроля. Переход на график. График - железный закон строительства. Мобилизация всего коллектива на выполнение графика. ВИДЫ РАБОТ Дзоты, колпаки, пулемётные гнёзда, окопы, наблюдательные пункты, ходы сообщений, землянки, проволока (данные по каждому виду работ). ПОЛИТИКО-МАССОВАЯ РАБОТА Политмассовая работа в первые дни поступления рабсилы. Создание института комиссаров и политруков рот и агитаторов. Борьба за создание нормальных жилищных, бытовых условий и питания (бараки, бани, дезокамеры, прачечные, столовые, пекарни и так далее). Политико-массовая работа по борьбе за выполнение графика. Роль партийной организации в мобилизации масс за выполнение плана и графика. Авангардная роль коммунистов на производстве. 1) Создание Доски почёта. 2) Печатная газета и боевые листки и их роль в производстве. 1) Занесено на Доску почёта и выдано Грамот Почёта - 380 чел. 2) грамот ударника выдано 8503, выпущено 23 печатных газеты и 170 боевых листков. Рост людей в результате проведённой большой политико-массовой работы»(7)
Читая документы военной поры можно только высказать слова благодарности тем людям, что не щадя себя строили линию обороны на территории нашей области. Вот только некоторые документальные данные о работе инженерно – сапёрных батальонов: «Бывший командир взвода 1202-го отдельного инженерно-сапёрного батальона В.А. Дуничев, прибывший с пополнением из Вологды 3 ноября, вспоминал: «Батальон расквартировали в деревне, в двенадцати километрах от Вытегры, по направлению к Оште. Весь состав батальона был сформирован из немолодых мужчин, прибывших из разных районов Вологодской области. Работали в своей, в чём приехали, одежде и обуви, - в первый год войны не хватало не только обмундирования, но и оружия... Разъяснил личному составу, что бои уже идут на территории нашей области... С 5 по 19 ноября днём и ночью на морозе возводили линию обороны, ставили минные заграждения. Приказ командования выполнили досрочно »(8)
Результатом этой грандиозной работы было завершение устройства всех пунктов и районов стратегического рубежа обороны. «В конце января 1942 года на заседании бюро Вологодского обкома ВКП(б) подводились предварительные итоги выполнения задания Государственного Комитета Обороны по строительству оборонительных рубежей на территории Вологодской области. Было отмечено, что задание выполнено успешно. Построено 48 районов обороны, которыми «закрыты подступы на важнейших оперативно-тактических направлениях». Работы произведены в условиях большой разбросанности строительства, находящегося на расстоянии до 350 километров от баз снабжения и железнодорожных станций, зачастую в условиях бездорожья. Широко использовались местные ресурсы. Работы производились в морозы до 30-35 градусов. Но, несмотря на всё это, объекты, отмечалось в постановлении, «в большинстве своём сдаются на «отлично». Строительство оборонительных рубежей в области продолжалось до января-февраля 1942 года.»(9)
Таким образом, нам удалось выяснить, что на северном берегу Белого озера, в нижнем течении рек Ковжа и Кема во время войны располагалась 58-я резервная армия вместе с 1-й инженерно-сапёрной бригадой. Именно в деревне Конёво, Шольского района находился штаб полевого строительства рубежа обороны. Оборонные работы носили плановый характер, проводились период зимы 1941 - 1942 года. Все задания по устройству оборонных объектов были выполнены.
Сбор данных о линии обороны у местных жителей: Название этого оборонительного района условно, у нас не имеется ни одного документа, где бы были предоставлены схемы и чертежи оборонительных укреплений, что были устроены в военное время на северном берегу Белого озера, в нижнем течении рек Ковжа и Кема. Этот оборонительный пункт мы назвали Ковжинско - Кемским, потому что именно по берегам этих рек во время Великой Отечественной войны и располагался район обороны. Большую помощь в поиске пунктов обороны нам оказали жители посёлка Новокемского, благодаря их данным мы и начали эти поиски. Вот данные местных жителей о проведении оборонных работ в нашем районе. Мишанов Василий Игоревич поделился информацией о строительстве пунктов обороны в районе Кьянды: «Как мне рассказывала моя мать, во время войны в нашем доме жили военные, под руководством которых и рылись окопы по Кьяндской дороге. Работало на оборонных работах в основном гражданское население зимой, долбили землю. У нас долго хранились инструменты той военной поры – кувалды, кирки. Одеты они были плохо и голодали. Моя мать тоже работала на оборонных работах. Мы в детстве часто играли в этих окопах, хорошо помню, что были и землянки и окопы, обколоченные досками. Над окопами были накаты из брёвен. Заберёшься в такой окоп, ползёшь и не знаешь, выползешь ли из него или нет. Окопы были в районе Мельницы и по Кьяндской дороге. Были окопы и в деревне Лунёво на горке »(10 ) Антонова Галина Евгеньевна рассказала о земляных укреплениях, что располагались у посёлка Андреевского: «Помню, были окопы за посёлком Андреевским, это правый берег реки Кема. Если идти из Андреевского на Городок, то между этими двумя пунктами и будут окопы, на Ивановском хуторе. Сейчас они должны сохраниться. Ещё помню, были окопы в посёлке Андреевском на левом берегу реки Ковжа, да теперь они уже затоплены»(11 ) Кершуков Владимир Кузьмич поделился воспоминаниями о военном времени: «Про окопы знаю. Моя мать сама работала на этих окопах. Ей тогда было лет сорок, вот они с бабами и копали окопы на реке Ковжа, под руководством военных. За работу на оборонных работах мать получала дополнительный паёк – 400 граммов хлеба в день. После войны окопы и блиндажи стали разбирать, доски и брёвна растащили на дрова. Окопы были по реке Ковжа на левом и правом берегах. У посёлка Андреевский и на Капинском мысу, видать затоплены после строительства Волго- Балта».(12 ) Митрофанов Леонид Михайлович, очевидец тех военных лет вспоминает: «Хорошо помню, что окопы были вырыты за посёлком Андреевским по левой стороне реки Ковжа, были окопы и на правой стороне реки Ковжа на Капинском мысу. Там ещё были созданы проволочные заграждения и заграждения из поваленных деревьев. Помню, что были девушки сапёры, охранявшие эти военные укрепления. После войны эти окопы стали разбирать. Про окопы в районе Кьяндской дороги ничего не знаю»(13 ) Но, за семьдесят лет, что прошли после окончания войны, в нашем крае прошли большие изменения. В 60-х годах ХХ века вступил в действие Волго-Балтийский водный путь имени В.И.Ленина. Создан он был с предварительным поднятием уровня воды в канале, что привело к подтоплению деревень, что располагались на берегах рек Кема и Ковжа. Поэтому уже в 60-х годах с географических карт исчезают – деревня Конёво, посёлок Андреевский и деревня Межгоры. Строители канала провели работы по выравниванию русла реки Ковжа, поэтому новое русло в районе Капинского мыса было изменено до неузнаваемости, низкие берега рек были не только подтоплены, а просто ушли под воду. Поэтому всего комплекса линии обороны найти нам не удалось. За семьдесят лет появляются новые населённые пункты, так в 1962 году был образован посёлок Новокемский. За это время были построены новые автодороги, что изменило облик наших мест.
Поиск линии обороны в ходе исследовательских экспедиций учащихся:
|
|||
|