Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





У бабушки с дедушкой



 

Консультация для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада»

Составила учитель-логопед Галкина Ю.В.

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно.

 

Важно следовать таким правилам:

 

· Занятия стоит проводить каждый день перед зеркалом. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут.

· Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.

· Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.

· В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.

· Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.

· Ребенок должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.

· Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

 

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

 

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

· «Иголка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.

· «Блинчик». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.

· «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.

· «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.

· «Качели». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.

· «Толстячки». Ребенок должен надуть обе щеки. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.

· «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

 

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

· «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.

· «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.

· «Трубочка». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.

· «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.

· «Худышки». Полная противоположность упражнению «толстячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

 

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

 

Артикуляционную гимнастику можно выполнять под веселые стихотворения:

У бабушки с дедушкой

Толстые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)
С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. (Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)
Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)
Утром проснулись – в улыбочку губы, (Снова широкая улыбка.)
Чистим мы свои верхние зубы (Широкий язык за верхними зубами.)
Вправо и влево, внутри и снаружи, (Соответствующие движения широким языком.)
С нижними зубками тоже мы дружим. (Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)
Губы сожмем мы и рот прополощем (Поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.)
И самоваром пыхтим, что есть мочи. (Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.)
Блюдца поставим – положат блины нам. (Широкий язык лежит на нижней губе.)
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. (Подуть на широкий язык.)
Блинчик жуём, завернём и прикусим (Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным. (Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.)
Чашки поставим, чтобы чаю налили, (Широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили. (Подуть с «чашечки» вверх.)
Чаю попили – никто не обижен. («Чашечка» двигается вперёд-назад.)
Вкусные был завтрак, мы губки оближем. (Кончик языка облизывает губы по кругу.)
Бабушка шила, а Барсик с катушкой Бегал, как будто с живою зверюшкой (Кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад.)
Бабушке нашей всегда помогаем: Нитки в иголки мы ей продеваем. (Узкий язык вытянут вперёд.)
Бабушка швы на машинке строчила (Узкий язык двигается вперёд-назад.)
И на зигзаг её переключила. (Узкий язык двигается влево-вправо.)
Петли иголкой она обметала, (Кончик языка описывает круг за губами.)
Пуговки круглые пришивала. (Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)
Дедушка сделал для внуков качели. (Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.)
Все мы на них покачаться успели. (Широкий язык убирается под верхнюю губу.)
После качелей мы в прятки играли Прятались на чердаке и в подвале. (Широкий язык - под нижнюю губу.)
Дедушка скачет на лошади ловко, (Щёлкаем языком.)
Звонки вязнут на глине подковки. (Цоканье на верхней губе.)
Вот замедляет лошадка шажочки, (Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.)
Вот на опушке мы видим грибочки (Присасываем язык к нёбу и открываем рот.)
Вот из сарая индюшка пришла, Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом.)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.