|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У бабушки с дедушкой
Консультация для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада» Составила учитель-логопед Галкина Ю.В. Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно.
Важно следовать таким правилам:
· Занятия стоит проводить каждый день перед зеркалом. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. · Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз. · Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд. · В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным. · Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять. · Ребенок должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый. · Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.
Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет
Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет: · «Иголка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку. · «Блинчик». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении. · «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом. · «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка. · «Качели». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели. · «Толстячки». Ребенок должен надуть обе щеки. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку. · «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.
Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд: · «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе. · «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении. · «Трубочка». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении. · «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе. · «Худышки». Полная противоположность упражнению «толстячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки. Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет
Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений: «Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены. «Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении. «Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам. «Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе. «Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки. «Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье. «Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов. «Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит. «Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.
Артикуляционную гимнастику можно выполнять под веселые стихотворения: У бабушки с дедушкой
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|