Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 2.. Начала западной цивилизации: становление. гражданского общества в Древней Греции.



Лекция 2.

           Начала западной цивилизации: становление

"гражданского общества" в Древней Греции.

П л а н

1. Распад деспотических цивилизаций и всеобщая эмиграция.

Крито-Микенская культура.

2. Тоталитарный опыт эмигрантов, заселявших Грецию, и искусственная реконструкция родового строя: а/ особенности греческой семьи;

б/ формирование домашнего хозяйства - "экономики";

в/ греческий город как объединение домохозяйств,

имеющих статус "государственного суверенитета";

г/ специализация отдельных домохозяйств "на войне"

и возникновение аристократии;

д/ роль Олимпийских игр в формировании оппозиции военной

аристократии: становление "гражданского общества".

Все очаги первых цивилизаций - перечислим их поименно: Египет в Северной Африке, Шумер в междуречье Тигра и Евфрата, Хараппа в Индии, Древний Китай, Крито-Микенская Греция, Южная и Центральная Америка,- возникли благодаря действию одного и того же механизма: строительства храма с постоянно прогресси­рующим объемом храмового строительства, вплоть до гигантских каменных комплексов: с дорогами, городами, каналами и т.п.

Методика создания цивилизации путем храмового строитель­ства настолько однообразна, что даже архитектура храмовых ан­самблей и храмовых городов оказывается типичной: гигантские пирамиды в Египте мало отличаются от древних пирамид в районе современного Мехико, а в цивилизации инков /совр. Перу/ су­ществовала такая же страсть к ирригационным гидроканалам, пок­рывающим сплошной сетью весь район землепользования, как и в цивилизации Месопотамии. Везде воздвигали башни, стены, цита­дели.

Результаты массового трудового энтузиазма при храмовом строительстве тоже были типичными: везде была храмовая адми­нистрация, бюрократия, тоталитарные системы власти и культ личности. Все деспотии приходили к милитаризму. Везде населе­ние было лишено праздников, досуга и индивидуальной /семей­ной/ промысловой деятельности в пользу общественного труда /храмового строительства/. Везде жизнь была невыносима: чем больше трудились, тем хуже жили. Огромные массы людей просто тупели от абсурдности жизни. У Николая Гумелева есть стих, в котором слышен мотив безумия от созидания:

"Созидающий башню сорвется,

Будет страшен стремительный лет

И на дне мирового колодца

Он безумие свое проклянет"...

1. Распад деспотических цивилизаций и всеобщая эмиграция. Крито-микенская культура.

Примерно одинаковым был и конец первых цивилизаций. Они либо сами заходили в тупик так, что начиналась всеобщая эмиг­рация, либо легко распадались под действием военной силы. Так, огромная империя инков накануне прихода европейцев занимала значительную территорию, включавшую части современных Перу, Чили и Эквадора. «Во главе огромной державы стоял божественный правитель Сапа-инка, которому помогала наследственная аристок­ратия - жреческая каста и целая армия чиновников... Однако эта сама крупная и наилучшим образом организованная империя доко­лумбовой Америки стала легкой добычей горстки испанских аван­тюристов во главе с Франсиско Писсаро в Х1У в. н.э. Убийство инка Атауальпы в 1532 г. парализовало волю к сопротивлению местных индейцев, и могущественное инкское государство в счи­танные дни рухнуло под ударами европейских завоевателей" /Древние цивилизации. М.,1989,с.467/.

Одна из наиболее ранних центрально-американских цивилиза­ций, предшествовавшей цивилизации майя и атеков, со столицей Теотихуакан /в У1 в.н.э. население ее достигало 120 тыс. чело­век, в городе были храмы, цитадели, пирамиды Луны и Солнца /, неожиданно исчезает после гигантского пожара в столице, причи­на которого осталась не известной.

Крупнейшая цивилизация Древней Индии - Хараппская - зани­мала площадь 1600-1200 км, имела города с трехэтажным кирпич­ными домами, асфальтовыми улицами и канализацией. Весь город строился по единому плану. Вдруг к концу П тыс. до н.э. плано­вое хозяйство приходит в упадок, единая денежная единица тер­пит инфляцию, а народ в массовом порядке эмигрирует за пределы своей родины, причем в самых разных направлениях: хоть куда, лишь бы не оставаться дома.

Аналогичная ситуация повторяется и в бассейне Средиземно­го моря:  на острове Крит и в г.Микены /Греция/, где еще в Ш тыс. до н.э. сформировались дочерние цивилизации Древнего Вос­тока , преимущественно Египта.

В начале Ш тас. до н.э. на о.Крит и южной части совр. Греции появляются племена, язык которых /прото-древнегречес­кий/ относился к индо-европейской семье языков. Гомер эти древние племена называл "пеласги", а примерно в ХХП в. до н.э. появляются племена под названием " ахейцы" и "ионийцы". Ахейцы имели своим культурным центром г.Микены, а ионийцы имели свою цитадель в г.Афины / расстояние между ними порядка 100 км/. Ахейцы и ионийцы, образовав храмовые города. имели обычную структуру цивилизаций тоталитарных царств. Типичный пример крито-микенской цивилизации - дворец в Кноссе на о.Крит. Двор­цовый комплекс неоднократно перестраивался на одном и том же месте, причем каждый раз все больших размеров, так что к 2000 г. до н.э. в цитаделе существовали 3-4-х этажные дворцы с кла­довыми, мастерскими, с приемными, жилыми комнатами и т.д. Ко­личество комнат, коридоров, складов было настолько огромным, что греки прозвали дворец "лабиринтом". Критское государство имело свою администрацию, свою письменность, свои города, чет­кое административное деление с централизованным управлением и армией чиновников. Внутренний рынок не поощрялся государством, а внешняя торговля была царской монополией. Все государства крито-микенской цивилизации отличались ярым милитаризмом. Крит господствовал на море, ахейцы совершали дальние военные походы на Египет, Палестину и Малую Азию, где, в частности , в 1240 г. до н.э. затеяли Троянскую войну.

Однако в скором времени, в ХП в. да н.э., начинается мас­совая эмиграция населения из городов крито-микенской цивилиза­ции. Причина этого феномена точно не известна, известно толь­ко, что эмиграция была не под влиянием военного нашествия. На пустующие земли стали прибывать эмигранты индо-европейского происхождения и новое греческое племя - дорийцы.

Именно с этого периода - освоения опустевших земель ин­до-европейцами, ассимилирующимися с дорийцами в Х1-1Х в.в. до н.э., начинается собственно европейская история, история обра­зования западной цивилизации.

2. Тоталитарный опыт эмигрантов, заселивших Грецию, и искусственная реконструкция родового строя.

Итак, к концу П тыс. до н.э. идет процесс крушения тота­литарных цивилизаций, один из центров которых сосредоточен на Ближнем Востоке, другой - в Индии. А вокруг месторасположения цивилизаций - необъятные пространства первобытной культуры. Греция, юг Балканского полуострова, находится как раз на пери­ферии Индо-Вавилоно-Египетского мира первых цивилизаций.

Часть населения Индии и Бл. Востока, покинувшие мир циви­лизации - беженцы тоталитарных режимов, уходили в леса и пос­тоянно мигрировали в сторону периферии. При этом люди, бежав­шие от цивилизации, воссоздавали заново общественные отношения родового строя.

Направления миграционных потоков были различными: часть пришла на Балканский полуостров, заложив основы греческой ци­вилизации, часть осела на Аппенинском полуострове, дав начало цивилизации Древнего Рима , еще одна часть ушла в Палестину, сформирвав иудейскую культуру, другие эмигранты ушли в Север­ное Пичерноморье, дав о себе знать культурой скифов. Язык всех этих народов имеет общую основу и относится к индо-европейской семье этих языков.

История миграций или эмиграции народов на рубуже П-1 тыс. до н.э. изучена недостаточно хорошо, но, во всяком случае, можно утверждать, что индоевропейцы, пришедшие на землю Древ­ней Греции, имели репродуцированное, заново воспроизведенное, устройство родового строя с учетом хозяйственного и политичес­кого опыта первых земледельческих цивилизаций.

Рассмотрим особенности этих искусственно воссозданных ро­дов и племен.

Прежде всего, племена индо-европейцев, придя на территорию Др.Греции, климат и географические особенности которой благоп­риятны для скотоводства и охоты, но мало пригодно для земледе­лия, занялись тем не менее именно земледелием и сразу образо­вали оседлые центры земледельческой культуры - города. Далее, у обычных племен на первом месте стоит род, на втором, подчи­ненном - семья. У дорийцев-индоевропкйцев все было наоборот, т.е. были и род, и семья, но семья стояла на первом месте, а род вопринимался как объединение семей, как междусемейная ор­ганизация общества.

Кроме того, структура семьи тоже была оригинальной: семья повторяла в миниатюре всю государственно-экономическую струк­туру восточной деспотии. Глава семьи - патриарх /от греч. "патрикос" - отцовский и "архэ"- власть/ был как бы семейным фараоном.

Патриарх имел в своей семье собственный культ личности, относясь к жене и детям как к своим поданным. Кроме кровных родственников и свояков, семья включала в себя работников, живших при доме,- точь-в-точь как "храмовые люди" Древнего Востока, которые жили и работали на строительстве храма.

Семья жила в большом собственном доме, который по своей архитектуре был миниатюрной копией восточной цитадели. Напомню, что "цитадель" представляет собой храмовый ансамбль на терри­тории, обнесенной глухими каменными стенами, внутри которой располагались храм, жилой дворец, складские и хозяйственные помещения, мастерские. Точно так же типичный дом патриарха в плане имел форму квадрата с внутренним двориком, а фасадные стены домов и складских помещений образовывали как бы глухие крепостные стены, поскольку все окна были только во внутренний двор. Дом занимал площадь в 200-300 кв. м. и был, как правило, двухэтажным. В каждом доме было организовано свое ремесленное производство; первый этаж и подвалы отводились под мастерские и хозяйственные постройки, под содержание скота и жилище для работников.

Глава дома, патриарх, исполнял все типичные для царя функции:

1. Во время войны он возглавлял домашнее ополчение.

2. Во время религиозных праздников исполнял жреческие функции внутри своего дома.

3. Во время мирного быта патриарх являлся главным органи­затором труда - «экономистом" /от греч."ойкос" или "экос"- дом, и "номос"- закон, правило, порядок/.

4. Чинил суд над всеми домочадцами.

Вся организация власти патриарха в своем домовладении со­ответствовала характеру восточной деспотии: власть была абсо­лютной, и все в доме принадлежало только отцу. Остальные лишь пользовались домашним скарбом и были бесправны перед патриар­хом, Так, отец мог отдать в рабство даже взрослого сына вместе с его женой /или без нее/. Точно так же появилось бесправие жены перед мужем. Для сравнения: в эпоху первых тоталитарных цивилизаций сохранялось равенство в семье мужа и жены, даже в семье фараона. В первобытной культуре также сохранялось семей­ное равенство мужчины и женщины.

В древнегреческой семье женщина, жена, в домашней экономи­ке играла роль высокопоставленного чиновника, бесправного пе­ред своим " фараоном" как и все остальные. Между тем, если ее муж взял на себя роль "фараона", а права фараона и жены фарао­на были равными, то понятно, что женщина в древнегреческой семье всегда пыталась занять место, более достойное, чем прос­то административная должность в домохозяйстве. Отсюда постоян­но напряженные отношения между супругами в древнегреческой семье.

Обратимся к литературе того времени. Поэт УП в.д.н. Семо­нид Аморгский пишет:

Различно женщин нрав сложил вначале Зевс:

Одну из хрюшки он щетинистой слепил,-

Все в доме у такой валяется в грязи,

Разбросано кругом,- что, где не разберешь,

Сама же - немытая, в замасленном плаще,

В дерьме сидит, нагуливая жир.

Иную сотворил из ласки - жалкий род!

У этой ни красы, ни прелести следа!

Ни обояния - ничем не привлечет,

А к ложу похоти - неистовый порыв,

Хоть мужу своему мерзка до тошноты.

.................................

Иную сотворил из обезьяны Зевс:

Все худшее из зол, что дал он в дар мужьям:

Лицом уродлива. Подобная жена

Идет по городу - посмешище для всех.

И шея коротка; едва-едва ползет,

Беззадая как жердь. Увы, бедняга муж!

Что за красотку он обвить руками рад!

На выдумки ж хитра, уверткам - счету нет.

Мартышка чистая! Насмешки же - нипочем.

Добра не сделает, пожалуй никому...

Иную из пчелы. Такая - счастье, дар...

А прочие - увы! - по промыслу его

И были бедствием, и будут для мужей.

Да, это зло из зол, что женщиной зовут..."

А вот что писал о женщинах веком раньше другой поэт, Гесиод:

"...В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий

До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:

Лет тридцати оженись - вот самое лучшее время.

Года четыре пусть зреет невеста - женись на пятом.

Девушку в жены бери - ей легче внушить благонравье.

Взять постарайся из тех, кто с тобою живет по соседству.

Все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.

Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете,

Но ничего не бывает ужасней - жены нехорошей

Жадной сластены. Такая и сильного мужа

Высушит пуще огня и до времени в старость загонит..."

Основные заботы домохозяина, и к этому он все время пыта­ется повернуть свою жену,- связаны с экономикой /домохозяйс­твом/ и таким же упорным трудом, когда некогда всем обществом строили один храм:

"...Боги и люди по праву на тех негодут,

кто праздно жизнь проживает,

подобно безжальному трутню, который, сам не трудясь,

работой питается пчел хлопотливых.

Так полюби же дела свои вовремя делать и с рвеньем.

Будут ломиться тогда у тебя от запасов амбары.

Труд человеку стада добывает и всякий достаток.

Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее

Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.

Нет никакого позора в работе: позорно безделье,

Если ты трудишься - скоро богатым,

на зависть ленивцам, станешь...

Стыд нехороший повсюду сопутствует бедному мужу...

Стыд - удел бедняка, а взоры богатого смелы...

Как видно из стиха, Гесиод поет настоящий гимн труду, а, между прочим, для первобытной родовой культуры труд - это аб­солютно бессмысленное занятие. Напротив, в эпоху тоталитарных цивилизаций амбары действительно ломились от добра и наполня­лись они за счет труда. Патриарх мог не только трудом напол­нить свои амбары, но и, став домашним фараоном, владеть этими амбарами, распоряжаться всем продуктом по своему усмотрению. Отсюда и пафос Гесиодовского призыва:

"Помни всегда о завете моем и усердно работай".

В этом призыве Гесиода, отвечающим вроде бы и современным моральным требованиям, содержится скрытый путь тупикового раз­вития человеческого общества. Почему? Давайте зададим вопрос: ради чего усердно работать изо дня в день?

Если мы возьмем общество в период расцвета языческих рели­гий, Древнюю Русь, например, то главная цель труда, и его оп­равдание, состоит в том, чтобы благодаря труду было с чем встретить праздник. Ради веселого, всенародного, оргиастичес­кого праздника можно потерпеть и холод, и голод, и нужду, и тяжелую работу. Даже календарь составлялся от праздника до праздника. А к чему призывает Гесиод:

"...Если и малое даже прикладывать к малому будешь,

скоро большим оно станет, прикладывай только почаще.

Жгучего голода тот избежит, кто копить приучился...

С братом и с тем, как бы в шутку, дела при свидетелях делай!

Как подозрительность, так и доверчивость гибель приносит.

Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай.

Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит.

Верит поистине вору ночному, кто женщине верит!"

Как вам все это нравится? Все это крохоборство, терпеливое накопительство, слава труду, заимствованная из трудовых и без­радостных цивилизаций Древнего Востока. Индоевропейцы ушли от этого в своей эмиграции, а Гесиод вновь призывает к тому же самому, но только на добровольной основе.

Рассмотрим отношения, сложившиеся между семьями и отдель­ными домохозяйствами. Вспомним в этой связи совет Гесиода же­ниться на соседке. В другом стихе той же поэмы "Труды и дни" Гесиод дает еще один совет:

"Друга зови на пирушку, врага обходи приглашеньем.

Тех, кто с тобою живет по соседству, зови непременно: Если несчастье случиться,- когда еще пояс подвяжет Родственник твой! А сосед и без пояса явится тотчас. Истая язва - сосед нехороший, хороший - находка...

Точно отмерив, бери у соседа взаймы;

Отдавая, меряй той же мерой, а можешь,

так даже и большей..."

Как видим из гесиодовских пожеланий, сосед настолько до­рожит своими отношениями с соседом, что готов сравнить его -каким бы случайным человеком тот ни был,- с другом и даже же­ной. Высокая значимость добрососедских отношений не была ха­рактерна для тоталитарных государств Древнего Востока, где особо ценились хорошие отношения не с соседями, а с начальст­вом. Греческое "добрососедство" на морально-экономической ос­нове сыграло значительную роль в формировании государства.

Отдельные домохозяйства располагались усадьбами с домом и земельным участком, образуя деревни, по гречески комы. Среди множества деревень в радиусе 10-15 км. выделялось поселение, в котором совершались общесемейные и родовые культы. Это поселе­ние, центр культовых ритуалов, с точки зрения градостроитель­ства делилось на две части: верхнюю и нижнюю. На возвышении /а земля Греции горная и очень холмистая/ возводилось здание для богов, в котором никто не жил. Вокруг него возводили укреплен­ную замкнутую стену, причем внутри храмовых стен тоже никто не жил. Этот верхний маленький храмовый город назывался по гре­чески Акро-полисом, или Акрополем. А нижний жилой массив, представленный домами-цитаделями с усадьбами, назывался просто полисом /поселением/.

С годами район деревень, объединенных вокруг полиса с Ак­рополем, стал называться тоже полисом, но в значении горо­да-государста. Территория этого района называлась "демом", а население на ней -"демосом".

По своей общественной жизни полис представлял собой как бы пародию на государства-царства Древнего Востока, где все то же самое, но только в перевернутом виде.

Так, в деспотических цивилизациях царь выдавал себя за отца народа; все государство было как бы одной большой семьей, где царило "домашнее право", право "отца". Естественно, что внутри царства, как внутри одной семьи, не было торговых от­ношений,- было распределение. Вся цивилизация была одним боль­шим хозяйством с одним центром, с общим планированием - т.е. все было односемейно-монокультурным - власть, экономика и т.д.

В Древней Греции, напротив, не государство стало семьей, а семья стала царством-государством. Соответственно, каждый патриарх-домохозяин вел себя как настоящий царь. И отношения между семьями-домохозяйствами стали такими же, какие были ха­рактерны для межгосударственных отношений в эпоху царств Вос­тока: то есть заключались договора, брачные контракты, военные союзы. Соответственно, и экономические отношения принимали форму не распределения, а торговли.

Вот такие отношения, когда дом-семья вел себя как суве­ренное государство: имел свой герб и флаг, заключал с соседни­ми домами-семьями договора и вел с ними чуть ли не заморскую торговлю,- были вначале характерны только для древнегреческого полиса. Полис и послужил эмбрионом, исходной клеткой всей ев­ропейской цивилизации.

Остановимся на торговле между домами с ее официально-госу­дарственными церемониями: заключением договоров, подписанием контрактов, оформлением сделок. Вспомним гесиодовский совет:

"С братом и с тем, как бы в шутку,

дела при свидетелях делай.

Как подозрительность, так и доверчивость гибель приносит".

Совет, как видите , очень характерный для межгосударственных отношений, когда вопрос стоит действительно о жизни и смерти.

Однако, межгосударственная торговля в цивилизациях Древ­него Востока основывалась исключительно на дефиците природных ресурсов, а внутри государства велось фактически огромное спе­циализированное натуральное хозяйство. Если взять полис, то дома располагаются друг против друга и ни о каком дефиците природных ресурсов не могло быть и речи. При этом на первое место в торговле отдельных семей-домохозяйств выступает специ­ализация труда, будь то ремесло, земледелие или скотоводство. Вообще говоря, специализация труда была и в трудовых храмовых цивилизациях, и в первобытной культуре, но до возникновения полиса торговля никогда не была привычным, или приличным, от­ношением внутри одного рода, внутри одной семьи. "Государс­твенный суверинитет" домохозяйств привел, таким образом, к возникновению между ними торговых, "рыночных" отношений, кото­рые, в свою очередь, могли основываться только на производс­твенной специализации семейных домохозяйств. Торговля и произ­водственная специализация привели в последующем к необычайному экономическому и культурному расцвету греческих полисов, горо­дов-государств.

Специализация семей-домохозяйств породила одно явление, которое чуть не положило конец развитию цивилизации нового ти­па. Поскольку специализировались на всем: на производстве со­леной рыбы, оливкового масла, дублении овечьих и козьих шкур, производстве керамики, виноградстве и т.д., то появились и семьи, специализирующиеся на войне, военном искусстве. Произ­водя оружие и возглавляя вооруженное ополчение, военизирован­ные семьи стали получать в пользование общественные наделы земли, которые были самыми крупными и плодородными. Со време­нем военные, не обрабатывая земли, стали не только держателями земли, но и ее собственниками - землевладельцами. С 1Х века до н.э. земля стала передаваться по наследству.

Развитие рыночных отношений вело к росту стоимости зе­мельных участков, так что военные, не принимая участия в ры­ночных отношениях, стали самыми богатыми людьми. Дармовое бо­гатство требовало только одного - доказательства участия в спе­циализированном труде общества. Тогда патриархи военных семей стали совершать героические походы за славой, в которых личная доблесть выставлялась напоказ: как бы ни складывался ход бит­вы, полагалось быть героем. В этих военных героических походах и битвах складывался элитарный ритуал чести, не ведомый " тру­дящимся" мужчинам. Как писал поэт Тиртей:

"Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестно павших,

храброму мужу в бою ради отчизны своей".

Элитарное чувство чести, этической избранности, в сочетании с дармовым богатством явились причиной обособления военных семей в особое сословие - аристократию /от "аристэ"-лучший/.

Аристократы с самого начала формирования полиса, т.е. в период Х-УШ в.в. до н.э. стали играть в нем главенствующую роль при решении общих вопросов. Несмотря на свою немногочис­ленность, на хорошую организованность и умение действовать массой в массе людей, аристократы полностью доминировали на народных собраниях.

В своем повседневном быте, не только в политике, аристок­ратия противопоставила Героя и Толпу, понимая под толпой тру­дящихся патриархов и их домочадцев. Если бы "герои" морально подавили "толпу", то греческой цивилизации пришел бы конец, так как была бы реконструирована типичная система тоталитарно­го царства во главе с военным вождем-жрецом-администратором и отрядами "трудящихся".

Однако в Греции произошло совершенно феноменальное событие: трудящиеся патриархи, ощущающие себя "царями", противопостави­ли военной доблести и выучке аристократов свои не-военные сос­тязания в физической силе, ловкости и смелости, которые велись исключительно ради славы, и победитель которых получал в наг­раду венок из листьев оливкового дерева, а город отливал в честь него статую как военному герою. Система таких состязаний приобрела общеполисный, а затем и общегреческий характер, в которых принимали участие все патриархи и их взрослые сыновья. Эти состязания сопровождались участием певцов, музыкантов, танцовщиц, угощениями, превращаясь в праздник и ярмарку. Этот праздник с 776 года до н.э. стал регулярным и получил название "Олимпийские игры".

Олимпийские игры проводились в Олимпии - провинции Спар­танского государства на Пелопонесском полуострове - /не путать с горой Олимп на севере Греции/, раз в четыре года. За месяц до проведения игр Олимпиады во всей Греции прекращались войны, т.е. игра была поставлена над войной. Первые игры включали в себя соревнования в беге на дистанцию один стадий /197 м/- от­сюда пошло слово "стадион". В дальнейшем состязания проводи­лись в многоборье, кулачных боях и гонках колесниц. Кроме Олимпийских игр, проводились игры городского и районного масш­табов, раз в один-два года, с той же торжественностью и состя­зательностью музыкантов, певцов и поэтов, с торговыми ярмарка­ми. Ярмарки служили местом знакомства заморских купцов / бро­керов/, рекламой и своеобразной биржей.

Аристократии, создавшей оппозиции Героя и Толпы , Войны и Труда, была противопоставлена гражданским населением другая оппозиция: ИГРЫ и ВОЙНЫ.

Игра как гражданская доблесть /будь то спортивная игра, музыкальная или поэтическая и т.д./ была морально противопос­тавлена героике битвы как доблести военной. Начиная с этого морального сопротивления аристократии, даже морального возвы­шения и превосходства над ней, берет свою историю так называе­мое "гражданское общество".

В научной литературе - и исторической, и юридической, и философской,- обычно "гражданское общество" определяется как общество суверенных граждан, самостоятельных производителей. Это, конечно, верно. Но, по-моему, общество называется граж­данским именно в противопоставлении военным, и это противопос­тавление стало общественно значимым только тогда, когда приоб­рело моральный характер, когда общество морально, де-факто, утвердилось в своей оппозициональности к тоталитаризму. А практическим механизмом, исторической реальностью в моральном самоутверждении гражданского общества, была не только экономи­ка, которая, кстати, внутри каждого "ойкоса" /дома/ была то­талитарной, но и спортивное празднество, агон, игра, которое есть явление исключительно греческое, не-восточное, входящее краеугольнем камнем в фундамент западной цивилизации.

Общегреческие гражданские спортивные игры имели не только политическое значение " гражданской обороны" в оппозиции с во­енной аристократией, но они изменили мораль и нравы, а вместе с нравами и психологию греческого общества. Новая мораль, ос­нованная не на культе личности патриарха среди домочадцев, а на личном первенстве среди равных между собой патриархов, ска­залось прежде всего в области культуры и экономики. Новый обы­чай, игровой в своей основе: быть лучшим среди равных,- приво­дил к быстрому развитию авторского /профессионального/ искусс­тва, появлению состязательности в практике судебной риторики /обвинительная речь и защита с последующим решением суда/, а в области экономики игровая состязательность привела к расщепле­нию экономической деятельности на две части: трудовую деятель­ность домочадцев в рамках домашней экономики, и трудовую дея­тельность патриарха, которая приняла характер коммерческой иг­ры.

Богатство домохозяйства стало определяться не столько трудом, сколько коммерческой игрой- оборотом денежнего капита­ла. При этом конкуренция между индивидуальными производителями стала естественным следствием коммерческих игр и имела в себе нравственное обоснование: быть богатым означало быть лучшим, но лучшим не в смысле аристократии, а в смысле победы на сос­тязаниях. В этом смысле богатый человек подобен, к примеру, Олимпийскому чемпиону, вот почему Гесиод писал:

"Стыд - удел бедняка, а взоры богатого смелы". Возникновение спортивных игр в Древней Греции с учетом их масштабности и влияния на культуру и экономику уже означало победу гражданского общества над военной аристократией, и, тем самым, пресечение попытки реконструировать систему тоталитар­ной цивилизации.

Однако в историческом процессе борьба между гражданским обществом и военной аристократией велась до победы одной из сторон в течении трех веков, а в скрытом виде эта борьба была постоянной, перманентной.

Возникновение " гражданского общества" означало реальное историческое появление цивилизации нового типа /западной/, но

само по себе оно не гарантировало ее. Предстояла еще задача

удержать западный тип цивилизации под натиском деспотий Восто­ка.

Литература к теме:

Учебная

Древние цивилизации. М.,1989.

История Древнего мира. Т.2.М.,1982.

История Древней Греции. М.,1972.

Ятленко В.П. Архаическая Греция и Древний Восток.М.,1990.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958-1967.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис /Гомеровский период/. -М.,1976

Историческая

Геродот. История в девяти книгах. Т.1-2. М.,1988.

Плутарх. Избранные жизнеописания. М.,1987.

Ксенофонт. В кн.: Сократические сочинения. М-Л., 1935. Хрестоматия по истории Древней греции. М., 1964.

Художественная

Эсхил. Трагедии. М.,1989.

Античная литература: Греция /Антология/. Т.1-2. М.,1989. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

Ш. Древние цивилизации Америки

Когда в 1492 г. Колумб открыл Америку, в Америке было две индейские империи: ацтеков в Центр. Америке / Мексика. Гонду­рас/ и инков /Перу, Чили, Боливия/. 70 % населения Америки были

сосредоточены на 62 % территории - в рамках империй, центре

земледелия.

Империя ацтеков образовалась после захвата цивилизаций майи и некоторых других, а эти , в свою очередь, ведут свое происхождение от самой древней цивилизации Центральной Амери­ки- культуры "ольмеков"/1 тыс. до н.э./ Во всех городах циви­лизации ольмеков были гигантские пирамиды и монументы в виде каменной головы в шлеме весом до 20 т. Столица ольмеков - г. Теотихуакан, в 50 км от Мехико. В период наибольшего расцве­та/6 в. н.э./ Теотихуакан занимал площадь 18 кв. км., поселе­ния- до 120000 чел."Основное ритуально-административное ядро Теотихуакана, сложившееся уже к 1 в.н.э., было тщательно спла­нировано вокруг двух переселяющихся под прямым углом улиц и ориентированных по сторонам света широких улиц- осей с севера на юг проспект Дорога мертвых длиной свыше 5 км, а с запада на восток... проспект длиной до 4 км. Интересно, что на северном конце Дороги мертвых находится гигантский массив Пирамиды Луны /высота 42 м/, сложенной из сырцового кирпича и облицованный нетесаным вулканическим камнем. По своей конструкции и внешне­му виду она- точная копия...Пирамиды Солнца, расположенной на левой стороне и представляющей собой грандиозное пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой когда-то стоял храм. Высота колосса 64,5 М., ДЛИНА СТОРОН ОСНОВАНИЯ 211,207,217 и 209 м, общий объем 993 тыс. куб м. Предполагается6 что для стротиельства пирамиды потребовалсчя труд не менее 20 тыс, чел. в течение 20-30 лет". / Древние цивилизации С.457-458/ В центре пересечения главных улиц в Теотихуакане расположен "об­ширный комплекс построек, возведенных на одной гигантской низкгой платформе и объединенных под обширным названием "Сюда­дела",что по испански означает "цитадель"/Там же С.458/ Вдоль дороги мертвых - десятки пышных храмов и дворцов. Стены покры­ты живописью или просто выкрашены в яркий цвет.

Главный храм в честь бога Кецалькоатла - Пернатого Змеля­имел пирамидальное основание ,"состоящее из шести постепенно уменьшающихся каменных платформ, поставленных друг на дру­га"/Там же С.459/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.