Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1. . Первые цивилизации.. Понятия культура и цивилизация.



Лекция 1.          

Первые цивилизации.

П л а н

1. Понятия "культура" и "цивилизация".

2. Культурологические предпосылки появления первых цивилизаций.

3. Генезис первых цивилизаций.

1. Понятия "культура" и "цивилизация".

Начиная в курсе лекций по философии новый раздел "Возник­новение и развитие цивилизаций",- вычленим из всего процесса возникновения и развития человеческого общества один короткий, по историческим меркам, интервал: между Х и III тысячелетиями до Р.Х. Вся история человека до Х тысячелетия - это история первобытной культуры с ее ритуалами, патетикой, трансом, мифа­ми, символами, обрядами и т.д. После Ш -го тысячелетия начина­ется господство цивилизаций с характерными признаками: техни­кой, организацией, управлением. Цель сегодняшней лекции: рас­смотреть, что, собственно, произошло в период перехода общест­ва от первобытной культуры к цивилизации за эти семь тысяч лет.

Несколько слов по по поводу самих терминов "культура" и "цивилизация".

Термин "культура" в латинском языке означает "искусствен­но выращиваемое растение" типа пшеницы", ячменя и т.д., а в новоевропейских языках термин "культура" является однокоренным со словом "культ". В обоих случаях "кульутра" как нечто ис­кусственное, культово-ритуальное противопоставляется "приро­де". Культура в этом смысле сверх-природна, вне-природна, даже сверх-естественна. Кульутра до такой степени не естественна, что даже физиологические функции организма: питание, дыхание, деторождение, экскременция,- используются не по прямому назна­чению, а как знаки внимания, способы общения, средства вну­шения и достижения трансовых состояний. Все содержание культу­ры отличается искусственностью, манерностью, этикетностью, це­ремониальностью,- одним словом, неестественным поведением.

Термин "цивилизация" происходит от латинского civitas - гражданин. Римляне этим словом противопоставляли себя варва­рам, не имеющим государства. Однако, термин "цивилизация" рим­лянами не использовался, он был введен только в ХУШ веке для обозначения светской, салонной культуры.

В Х!Х веке американский этнограф Л.Г.Морган в истории человечества выделил три стадии развития: дикость - варварство-

-цивилизация,- взяв за основу классификации изменение видов

хозяйственной деятельности, изменение орудий труда. В конце

Х1Х века английский этнограф Эд.Тайлор объединил периоды ди­кости и варварства под собирательным термином "первобытная культура". Начиная с этого момента "цивилизация" стала проти­вопоставляться "первобытной культуре". Поскольку первобытная культура выступает основой всякой культуры, а цивилизация раз­рушает традиционные нормы культуры, постольку цивилизация мо­жет рассматриваться и рассматривается западными философами как процесс дегенерации культуры. В самом общем смысловом зна­чении термин "культура" и "цивилизация" на современном этапе определяются через позиции:

1/ Культура противопоставляется природе;

2/ Цивилизация противопоставляется первобытной культуре.

2. Культурологические предпосылки появления первых цивилизаций.

В истории антропогенеза, а это порядка 2-3 миллионов лет, подавляющая часть истории приходится на первобытную культуру. Первые цивилизации возникают не ранее 10 тысяч лет назад в ог­раниченных районах Земного шара, независимо друг от друга и примерно в одно и то же время. Причина феноменального появления

цивилизаций на Земном шаре науке абсолютно неизвестна и даже

не ясно, в какой области ее, причину, искать: в биологии, геоло­гии, космологии, астрологи или где-нибудь еще.

К наиболее древним цивилизациям по данным исторической науки относятся следующие,

1. Шумер в Междуречьи Тигра и Евфрата.

2. Древний Египет.

3. Хараппа - по названию города в Древней Индии.

4. Древний Китай.

5. Крито-Микенская Греция - по названию о.Крит и г.Мике­ны в Греции.

6. Центрально-американские цивилизации /ацтеки/

7. Цивилизации  Перу /инки/.

Общее представление о самых древних цивилизациях можно получить на основании археологических раскопок первых городов. Приведу несколько примеров. Один из наиболее древних городов - город Иерихон, расположенный недалеко от реки Иордан в Палес­тине. Его возникновение датируют 8 тыс. до Р.Х. Город занимал площадь в 4 га , имел обводные стены высотой 4 м, внутри была круглая башня высотой 8 м. Дома первоначально строились из не­обоженного кирпича, углублялись в землю и имели в плане форму овала. Полы были глинобитные и окрашенные в красный цвет. По­суда была деревянная. Глина использовалась для лепки фигурок. Фигурки имели фаллический характер. Орудия труда были камен­ные, а ювелирные изделия делали из металлов: золота и меди. Через тысячу лет и более дома приобретают в плане форму прямо­угольника, глина начинает использоваться для посуды, а еще че­рез несколько тысяч лет медь начинает использоваться для изго­товления орудий труда. Жители занимались земледелием.

Еще примеры наиболее древних городов : Хараппа и Мохенд­жо-Даро в Индостане . Город Мохенджо-Даро появляется в VI ты­сячелетии до Р.Х. Он занимет 260 га с населением 40 тыс чел. Дома строятся из необоженного кирпича, расположены кварталами. Улицы шириной 2-5 м, главная улица - 10 м. Под улицей проложе­на ливневая канализация. Дома в 2-3 этажа, с водопроводом и канализацией. Крыши домов покрыты асфальтом. В центре города располагалось монументальное храмовое сооружение. Найдено мно­го ювелирных украшений и косметических приборов. Характерно, что бусы и браслеты из металла, а орудия труда - каменные /кремневые/. Основное занятие жителей - земледелие и ремесло.

Хараппская цивилизация, включающая в себя такие города как Мохенджо-Даро, имела территорию 1600х1200 км. Были развиты торговля, транспорт, сельское хозяйство, письменность. Упадок цивилизации наступил по неизвестным, внутриполитическаим при­чинам: т.е. никто ее незавоевывал, но цивилизация захирела.

За период с VI по I тысячелетие количество городов раз­личных цивилизаций быстро росло, так что за пять тысяч лет ци­вилизации приобрели настолько развитые формы, не имеющие ана­логов в первобытной культуре, что можно выделить типичные их черты.

В 1958 г. в США проходил международный Конгресс по первым цивилизациям , на котором были эмпирически отмечены типичные черты цивилизации:

1. Города. 2. Монументы. 3.Налоги. 4. Развитая экономика.

5. Государство. 6. Специализированные ремесла. 7.Привелигиро­ванные классы. 8. Письменность. 9. Наука. 10. искусство.

После продолжительной дискуссии на Конгрессе о приоритете различных типичных признаков цивилизации на первое место выд­винулись три признака:

1/монументы; 2/города; 3/письменность.

В своей лекции я постараюсь показать, почему именно такова значимость этих трех эмпирических признаков древних цивилиза­ций, почему "монументы" оказываются на первом месте.

* * *

Примечание.

Если исходить из теории К.Маркса - так называемого "мате­риалистического понимания истории", для которого характерно объяснение феноменов культуры посредством экономических факто­ров, то понять возникновение первых цивилизаций, значение мо­нументальных храмовых комплексов, развитие ювелирного ремесла невозможно. В конце Х1Х века другой немецкий философ Макс Ве­бер /1864-1920/, один из наиболее авторитетных мыслителей За­пада, показал на примере развития капитализма решающую роль культуры в развитии экономики, причем в рамках самой культуры основная роль принадлежит религии /См.: М.Вебер. Протестант­ская этика и дух капитализма/. Рассматривая генезис первых ци­вилизаций , можно лишний раз убедиться в том, что прав М.Ве­бер, а не К.Маркс.

Остановимся на некоторых исторических фактах в пользу

М.Вебера, часть из которых я уже приводил на прошлых лекциях.

1. По времени промысловая деятельность - "труд", как пра­вило занимает далеко не первое место.

а/ В жизни туземцев /африканское племя бушменов, австра­лийцы/ "труд" занимает не более 25 процентов всего времени. Остальное время тратится на ритуалы и досуг /Калягин Н.В. О

соотношении биологическикого и социального в антропосоциогене­зе: Автореф. канд. дисс.- М.,1988,с.23/. С возникновением зем­леделия и первых цивилизаций семья тратила на прокормление всего 80 дней в году при однополивной системе земледелия. С возникновением ирригаций количество "трудодней" уменьшилось в несколько раз /Массон В.М. Первые цивилизации. Л.,1989, с.48/.

б/ В Древней Греции религиозные праздники занимали свыше 200 дней в году.

в/ В Средние века количесвто религиозных праздничных дат

намного превышало сотню /Гуревич А.Я. Категории сред­невековой культуры. -М.,1986,с.280/.

2. По интенсивности деятельносчти ритуалы требовали много большего в затратах физических сил, поскольку ритуалы велись до полного изнеможения.

3. В эволюции видов труда и орудий труда прослеживается следующая закономерность: сначала материалы и технология ис­пользуются в религиозно-культурных целях и лишь затем, со зна­чительным разрывом во времени, для изготовления орудий труда. Приведу примеры.

а/ Так, глина сначала используется для изготовления ста­туэток фаллического /т.е. аграрно-сексуального/ содержания, и лишь затем для бытовых целей /посуды/ и строительства /изго­товления кирпича/.

б/ Все металлы: золото, серебро, медь, бронза, железо,- первоначально используются только в религиозно-ювелирных целях и лишь с разрывом в 1000 и более лет начинают использоваться для изготовления орудий труда. Так, в Египте медные кованные бусы появляются в 6-м тысячелетии до Р.Х., а медные орудия труда находят впервые массовое применение при строительстве пирамиды Джосера только три тысячелетия спустя.

в/ Многие "орудия труда" созданы под влиянием религиоз­ной мотивации: например, лук и стрелы появляются в ХП-Х тыся­челетиях до Р.Х. /одновременно с появлением струнных музыкаль­ных инструментов/,- причем в период, когда расцвет эпохи охот­ничьего промысла остался далеко позади. Инструменты для полу­чения огня появляются примерно 500 тыс лет назад, причем огонь добывается трением палочки в дощечке с дырочкой, а названия указанных деталей одноименны с гениталиями.

г/ Цивилизации Центральной Америки /ольмеки-майя, ацте­ки/, создав гигантские храмовые комплексы, дороги, дворцы, ие­роглифическую письменность и т.п., пользовались каменными ору­диями труда, не зная колеса, металлургии и гончарного круга. Шумеры все это знали, но уровень цивилизации был примерно та­ким же.

д/ Значение труда для самих членов общества представлено в мифологии: Понос /божество"труда"/ - спутник Танатоса /бо­жество "смерти"/.

* * *

Начнем с того, что отметим общие условия возникновения цивилизаций. Все ранние цивилизации /и города/ создают не охотники и собиратели, не скотоводы и пастухи, а только земле­дельцы. Причем, не все земледельцы, а только те, которые пере­ходят к оседлому образу жизни. В связи с этим остановимся на рассмотрении двух проблем: во-первых, каким образом возникает земледелие, а, во-вторых, что приводит к возникновению оседлого

образа жизни первых земледельцев.

Самая ранняя форма земледелия - мотыжное хлебопашество - возникает в районе Палестины и Малой Азии в Х - VIII тысячеле­тиях до Р.Х. /Дьяконов И.М. В кн: История Древнего Мира.- М., 1982, с.27-28/. Этот период по месту и времени совпадает с на­чалом доместикации /одомашнивания/ животных. Рассмотрим хроно­логическую таблицу одомашнивания первых животных /См., напри­мер: Древние цивилизации. М.,1989.; Проблемы доместикации жи­вотных и растений. М.,1972; Гузова Р.В. Эволюция домашних жи­вотных. М.,1989 и др./:

  вид животного даты
  1/ коза, козел 2/ овца, баран 3/ осел 4/ корова 5/ свинья 6/ лошадь 10000 до н.э. 9000 до н.э 9-8 тыс. до н.э. 6-5 тыс. до н.э. 6-5 тыс. до н.э. 5-4 тыс. до н.э

Как видно из приведенной таблицы, одомашнивание животных

- скотоводство - немногим предшествует земледелию Х-УШ тыс. до н.э. Этот факт является одним из аргументов в пользу того, что земледелие первоначально предназначалось для получения кормов скоту, и лишь впоследствии зерновые культуры вошли в пищевой рацион человека.

Поскольку нас в данной лекции интересует вопрос о предпо­сылках цивилизации, а цивилизации связаны с возникновением земледелия, а земледелие, в свою очередь, связано с возникно­вением скотоводства, то логично поставить вопрос о том, какие особенности первобытной культуры привели к возникновению ско­товодства. К сожалению, в специальной литературе по доместика­ции животных довольно типичным является утверждение :" Проис­хождение домашних животных... и поныне остается малоразрабо­танной проблемой" /Цалкин В.И. Происхождение домашних животных в свете данных современной археологии.-В кн: Проблемы домести­кации животных и растений. М.,1972, с.4-5/. Поскольку специа­листы в области сельского хозяйства не имеют своей достаточно обоснованной теории, обратимся к материалам по истории куль­туры.

Обратим внимание прежде всего на то обстоятельство, что все животные начального периода доместикации /Х-1Х тыс. лет до

Р.Х. - коза, овца и осел,- в истории культуры обладают вполне определенной репутацией. Так , например, греческое название козла /"трагос"/ легло в основу одного из театральных жанров - трагедии. Греческие трагедии, в свою очередь, ведут свое про­исхождение от дионисийских мистерий, в которых принимали учас­тие не столько мифические козлоподобные персонажи /сатиры,Пан/,

сколько реальные козлы и козы вместе с ослами и ослицами, с овцами и баранами. Причем именно эти животные использовались в мистериальных празднествах /оргиях, вакханалиях/ в качестве ритуально-сексуальных пратнеров. Обычаи зоофилии были распро­странены в районе всего Средиземноморья и прилегающих к нему культурных центров: от Рима до Кавказа и Палестины. Так, по со-

общению Геродота, в военных походах за римским войском тянулось стадо белых козочек для половых нужд армии. В "Ветхом Завете", отражающим культурные обычаи Палестины, Малой Азии и Кавказа, многократно звучат призывы: "Не скотоложествуй",- предполагаю-

щие как раз обратное, т.е. обычаи сексуальных контактов с жи­вотными. Отметим попутно и некоторые особенности животного, доместикация которого выносится за рамки массового одомашнива­ния животных в более ранние эпохи мезолита и даже палеолита,- собаки. Философ Диоген получио прозвище "киник" /от греч. "ки­нос" - собачий, в перносном значении "бесстыдный" /за свои по­пытки открытого коитуса под лозунгом "Вернуться назад к при­роде".

Таким образом, историко-культурное рассмотрение начального процесса одомашнивания диких животных приводит к выводу, что исходным мотивом доместикации животных явились обряды ритуаль­ной зоофилии. Этот вывод подтверждается и тем обстоятельсвтом, чтоь племена, начавшие приручать диких животных, почти не употребляли мясной пищи, за исключением отдельных ритуальных пиршеств. Кроме того, внешние обстоятельства /климат, расти­тельность, рельеф/ с учетом существования отработанных методик лова не позволяют говорить о каком-то естественном переходе от охоты к скотоводству. Напротив, никакой естественной необходи­мости, а следовательно, и естественного перехода от охоты к скотоводству, не было. Поэтому с полным основанием можно ут­верждать, что скотоводство как начальная точка разделения пер­вобытной культуры и цивилизации обусловлена религиозно-мисте­риальной практикой ритуальной зоофилии.

Обратимся к анализу второго важнейшего условия возникно­вения цивилизации - формированию оседлого образа жизни первых земледельцев. Отметим прежде всего , что оседлость вовсе не вытекает из системы землепользования. Напротив, первые системы землепользования - подсечное в лесных районах и залежное в степных - предполагает регулярную смену пахотных земель через каждые два-три года с последующей сменой поселения. Следова-

тельно, переход к оседлому образу жизни обусловлен вне-хозяйс­твенными потребностями.

В связи с этим предположением обратим внимание на один странный факт из истории земледельческой культуры: все культо­вые строения, святилища как правило воздвигаются на одном и том же месте /Афанасьева В.К. В кн.: История Древнего мира. -

М.,1982, с.80/, так что если старый храм, - каким бы монумен­тальным он ни был,- приходит в негодность, он демонтируется и новый храм строится на том же месте. Короче говоря, святилища воздвигают на " святых местах" земной поверхности, которые указывают шаманы-экстрасенсы /жрецы-экстрасенсы/. В шаманизме

- религии охотников и собирателей накануне возникновения зем­леделия,-"святые места" объявляются "пупом земли", через кото­рый проходит " ось мира". Ось мира соединяет нижний и верхний миры и имеет "семь ступеней", ведущих на небо. В процессе кам­лания / трансового ритуала/ шаман поднимается от ступени к ступени: чем выше, тем могущественнее воздействие шамана. Кам­лание шамана происходит не в одиночестве, а среди людей, кото­рые помогают шаману своими криками, движениями и соучастием.

С появлением земледельческой культуры помощь шаману начи­нает оказываться путем воздвижения сначала земляных, а затем каменных валов вокруг места камлания. Огороженная "святая зем­ля" получила название "храм".

Весь дальнейший генезис цивилизации, включая переход на оседлый образ жизни в качестве своей предпосылки будет абсо­лютно определяться "огораживанием" святилища и строительством храма /См., например: Дьяконов И.М. История Древнего мира.

Лекции 1-3./.

3. Генезис первых цивилизаций.

Прежде всего несколько слов о преемственности между хра­мовым жречеством в период начала земледельческой культуры и шаманами в период конца эпохи охоты и собирательства.

Во-первых, храмовая архитектура один к одному воплощает шаманские представления об оси мира. При строительстве зикку­ратов в Месопотамии или пирамидальных ступенчатых платформ в храмах Центральной и Южной Америки соблюдается в каменном воп­лощении та же семиступенчатость " оси мира". Шесть или семь каменных платформ квадратного сечения, поставленных друг на друга так, что каждая вышестоящая платформа меньшего сечения, чем нижестоящая, образовывали ступенчатую пирамиду - зикку­рат,- на вершине которой устанавливался маленький - в 6=9 кв.м. храм - "дом свиданий". Размеры пирамиды могли быть ко­лоссальными: стороны нижней платформы достигали 200 м., общая высота платформ нередко превышала 50 м.

Во-вторых, жрецом храма первоначально могли быть и мужчи­на, и женщина, причем соблюдалось правило: если главное бо­жество племени мужского рода, то жрецом становилась женщина /девственница/, а если божество женского рода, то жрецом явля­ется мужчина /тоже соблюдающий девственность/. Установленный на вершине гигантской пирамиды крошечный храм был полуоткрыто­го типа и в нем не было ничего , кроме брачного ложа. Таким образом, жрец или жрица, также как шаманы и шаманки, вступали в контакт с трансовой реальностью посредством "сексуального избранничества" /Штернберг Л.Я./.

Земляные и каменные работы при огораживании храма потре­бовали огромного труда, причем труда не обусловленного естест­венной необходимостью. Труд, положенный в основу цивилизации, первоначально был религиозным трудом и с точки зрения политэ­кономической этот труд был изначально общественно-бесполезным. Для иллюстрации неуклонного роста объемов храмового стротиель­ства составим таблицу:

дата                объект        объемы местоположение

нач.IVтыс.до н.э. Храм         9 кв.м        г.Шумер

кон.IVтыс.до н.э. Храм      500 кв.м.      г.Шумер

Ш тыс. до н.э. Храм Инани

Утренней Звезды 2200 кв.м.    г.Шумер

75х29

Ш тыс. до н.э. Пирамида Хеопса 230х230=5га Египет

высота 146,5 м

2300 кам-х блоков

по 2,5 т.

1 в. до н.э.  Пирамида Солнца 211х217,    г.Теотихуакан

высота 64,5 м Центр. Амер.

Трудозатраты:

20 тыс.человек

в течении 25 лет

Х в. н.э.             Дворцы   4000x200      г.Чан-Чан

10 дворцов огорожены стенами Южн.Амер. высотой 12 м.

------------------------------------------------------------------

Как видно из таблицы, размеры храма в одном только городе Шумер возрастают: начинается храм с 9 кв. м., затем перестраи­вается до 500 кв.м., затем возводится новый храм площадью свы­ше 2000 кв.м.,а в дальнейшем храмовые комплексы вообще харак­теризуются гигантскими размерами монументальных каменных соо­ружений. Причем следует учитывать, что трудозатраты в челове­ко-днях прямо пропорциональны квадрату и даже кубу от объемных размеров строительного объекта. И так было во всех первых

земледельческих цивилизациях Земного шара.

Рост монументального храмового стротельства со временем целиком изменил социальную структуру общества, структуру чело­веческой деятельности, отношения между людьми и отношения лю­дей к природе, не говоря уже о демографии, этногенезе, полити­ке, религии и мировоозрении. Прежде чем мы перейдем к система­тическому рассмотрению социальных последствий храмового строи­тельства , остановимся на одной его особенности. имеющей фун­даментальное историческое значение.

В системе религиозных представлений храмовое строительст­во во все возрастающих масштабах, раз начавшись, не имеет кон­ца: оно переходит в автоматический режим с возвратно-поступа­тельными циклами. Так, совместная организация работ, проводи­мых с религиозным энтузиазмом, приводит к резкому увеличению производительности труда. Однако, чем большей оказывается про­изводительность труда, тем большие объекты стротиельства начи­наются, причем рост объемов строительных работ превышает рост производительности труда. Исходным фактором, определяющим тех­нический прогресс, в данном случае оказывается субъективная религиозная установка на рост объем храмовых монументов и эта установка не может быть изменена без религиозного предательст­ва. Труд, выступающий лишь формой религиозной деятельности, является общественно-бесполезным и поэтому никого не останав­ливает то обстоятельство, что чем больше трудятся, тем хуже живут.

Остановимся на этом подробнее, но сначала небольшое при­мечание к вышесказанному.

Примечание.

Для К.Маркса, начавшего свои историко-социологические исследования с эпохи греко-римской цивилизации и опустившего вообще эпоху первых земледельческих цивилизаций с их "азиатс­ким способом производства", понятия общественно-бесполезного труда как всеобщего экономического явления эпохи первых циви­лизаций вообще не известно. В связи с этим научным пробелом многие положения К.Маркса о труде, собственности и их последс­твиях в социальной структуре оказываются не адекватными исто­рическому процессу, в котором цивилизации Запада и Востока не­разрывно связаны между собой. Маркс же прямо подчеркивал, что его "Капитал" сознательно ограничен историческими рамками За­падной Европы, т.е. без соотношения как с Древним Востоком /который, кстати говоря, всегда сохраняется в современной за­падной цивилизации как ее собственная угроза/, так и с совре­менным Востоком /Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.,т.19, с.118- 119/.

В отличие от К.Маркса , многие немецкие мыслители, как до него, так и после,- прекрасно пониманили историческое значение труда, не сводимое к его экономической функции. Так, Карл Яс­перс /1883-1969/,ссылаясь на Маркса и Гегеля, пишет:"...В наши дни стало совершенно очевидным, что от характера труда и его разделения зависят структура общества и жизнь людей во всех ее разделениях. Это понимал уже Гегель, а Маркс и Энгельс разра­ботали это положение в своей теории, имеющей эпохальное значе­ние.Однако в труде может быть заключено нечто гораздо большее. Гегель говорит о "религиозной деятельности"... не для достиже­ния конечной цели.. Подобная деятельность и есть здесь культ как таковой... Эта деятельность, смысл которой в чистом сози­дании и в непрерывности. есть самая своя цель и поэтому не мо­жет быть приостановлена ..." Эта трудовая деятельность находит свое выражение в многообразии форм -"от простого движения тела в танце до колоссальных, превосходящих все наши представления памятников..." Тем самым Гегель указывает на такие возможности и такое значение труда, которые в настоящее время почти забы­ты. Деление продуктов труда на те, которые служат удовлетворе­нию жизненных потребностей, и те, которые являются предметами роскоши, свидетельствует о поверхностном понимании значения труда. Смысл труда значительно глубже. Именно то, что при по­добном делении подпадает под рубрику роскоши - продукты, нео­бязательные для поддержания жизни,- таит в себе самое сущест­венное, а именно то, как и в качестве чего человек создает свой мир, в котором он осознает себя, самое бытие, трансцен­дентность и свою сущность". /Ясперс К. Смысл и назначение ис­тории.- М.,1991,с.124-125/.

* * *

Итак, с началом храмового строительства в структуре об­щественной деятельности появляется новый элемент: общественный труд. Бюджет времени на начало храмового строительства распре­делялся следующим образом: два дня в неделю семья тратит на промыслы и заботы повседневного быта, 5 дней приходятся на поддержание первобытной культуры, т.е. культы, ритуалы, игры, досуг. Первые же храмовые сооружения потребовали одного тру­додня, который был заимствован, естественно, из ритуально-до­суговой деятельности. Соотношение семейных промыслов, ритуалов и труда было представлено как 2+4+1= 7 дней. С увеличением объема храмового строительства пропорции стали меняться по следующей схеме: 2+3+2=7, 2+2+3=7, 2+0+5=7. Последняя формула означает коренное изменение всей социальной деятельности: в данном случае семья тратила по-прежнему два дня в неделю на промысел /пища, одежда, жилье и т.п./ и 5 дней в неделю было занято на общественных работах. Тем самым эти люди фактически лишались права на досуг и священнодействия, что означало для них отстранение /"отчуждение"/ от культуры и обрекало на без­духовность в сочетании с интенсивным общественно-принудитель­ным трудом.

Начиная с этого момента действует правило: люди для храма, а не храм для людей. При этом следует заметить, что обществен­ный труд на стротиельстве храма первоначально основывался на религиозном долге, т.е. он никогда не был добровольным, но по мере укрупнения строительства и специализации труд становился откровенно принудительным. Далее, поскольку, как уже отмеча­лось, установить рост объемов строительста было невозможно без религиозного предательства, то формула социальной деятельности приобретает вид: 1+0+6=7 и окончательно 0+0+7=7. Это означало, что семья не имела права заниматься индивидуальным хозяйством, не имела права на духовность, ее уделом становился только труд. Такие люди становились "храмовыми людьми". Они получали довольствие, паек,"зарплату" от храма и ничего в жизни не зна­ли, кроме труда. Такая форма храмовой зависимости явилась ис­ходной формой для бездуховного трудящегося слоя племени, из которого впоследствии формировались зависимые люди, крепостные и рабы.

Конечно, все это общая схема. Реально не все население племени превращалось в зависимых "храмовых людей", однако их процент был достаточно велик. Так, например, даже с появлением военнопленных рабов доля храмовых людей в Хараппской цивилиза­ции достигала 50% , а в Египте в период наибольшего могущества пирамиды строились отнюдь не только рабами: почти все населе­ние обязано было отрабатывать не менее одного месяца в год на общественных работах.

Храмовые люди, как уже отмечалось, переставали вести ин­дивидуальное хозяйство. Они строили для себя простейшие глиня­ные мазанки, которые группировались густозаселенными квартала­ми вокруг храма, образуя тем самым особый тип поселения - го­род.Город возникает после храма, поэтому можно говорить об об­щей закономерности, отмеченной историками Древнего Восто­ка:"...создание храмов предшествовало созданию городов"./Исто­рия Древнего Востока. М.,1983,с.111/.

Питание и обмундирование, равно как и орудия труда, храмо­вые люди получали от храмовой администрации, для чего при хра­ме из отдельных групп храмовых людей формировались специальные аграрные и ремесленные бригады, так что были свои землепашцы, мелиораторы, пастухи, свои каменотесы и даже свои пивовары. Для работы аграрных отрядов из общинных земель выделялись хра­мовые земли, доля которых все увеличивалась за счет как освое­ния новых территорий , так и за счет сокращения индивидуаль­ных наделов. Продукты труда храмовых людей на храмовых землях создавали храмовую собственность, имущество которой сосредота­чивалось в объемных храмовых складах.

Теперь, естественно, возникает вопрос: кому принадлежала храмовая собственность? Формально - всем, всей общине. Однако реально владельцем храмовой собственности были те, кто органи­зовал общественные работы на строительстве храма. А это прежде всего глава храма - жрец. Жрецы / бывшие шаманы/ с началом храмового строительства начинают естественно совмещать сак­ральные / идеологические/ функции с хозяйственно-экономически­ми. Причем при гигантском масштабе строительства у верховного жреца пояаляется ряд заместителей: по строительству, транспор­ту, связи, сельскому хозяйству, по быту и т.д.

Поскольку общественный труд на строительстве храма имеет религиозный характер, он является преемником жестокой, педан­тичной дисциплины в системе коллективных ритуалов первобытного общества, для которых педантичность и энтузиазм являются не­отъемлимой чертой релииозной жизни. Однако железная дисциплина храмового труда при бездуховности храмовых людей объективно требует внешнего контроля и принуждения. Поэтому между жреца­ми-организаторами и "трудящимися" появляется большая армия учетчиков, контролеров, гонцов, уполномоченных и т.п. Разрыв между запредельным объемом начатого строительства и фактичес­кими мощностями производства потребовал не просто контроля, но самого мелочного контроля в системе общественного труда.

Как уже отмечалось, храмовые люди работали 7 дней в неде­лю, но этого было все равно мало. Мелочный контроль и должен был восполнить недостающие в неделе восьмой, девятый, десятый и энный день. В целях усиления контроля за каждым трудящимся индивидом в отдельности при массовых работах шумерскими и еги­петскими контролерами была изобретена особая система отметок, которая быстро была превращена в систему письменности. Все са­мые древние тексты имеют исключительно хозяйственно-контроль­ное содержание.

С возникновением письменности среди всех контролеров, ре­визоров и уполномоченных выделяются писцы. В одном египетском папирусе так оценивается значимость писца: "Место писца - в столице, и не будет он знать там нужды". "Нет должности, не

подвластной начальнику, кроме должности писца, он /сам себе/

начальник" /Древние цивилизации, с.53/.

Аналогичное значение имела должность писца в Шумере:"Труд писцов, собратьев твоих, тебе не по нраву. А ведь они по де­вять гуров зерна приносят. Молодые люди! Любой из них по де­сять гуров зерна отцу приносит! Как уважаем такой человек!

Рядом с ним ты - не человек" /Массон В.М. Первые цивилиза­ции, с.11/.

Писцы совмещают функции и исполнительной власти контроле­ров-ревизоров, и закононадательную власть жрецов, объединяя тех и других в общий - неоднородный - класс под названием "бю­рократия" или "администрация". Бюрократия, конечно, не являет­ся собственником храма и храмового хозяйства, но она им поль­зуются, владеет. Это еще начальная стадия классообразования, точно так же как и " храмовые люди"- люди, зависимые от храма, но они по-прежнему остаются членами общины и не лишаются ста­туса"человека", хотя объективно они ему уже не соотвествуют: это усталые, забитые, бездуховные люди, потерявшие чувство собственного достоинства и теряющие религиозные и этнические принципы.

Поляризация общества на классы, обусловленная системой религиозного труда, требует бесконечного и непрерывного труда, даже если этот труд будет абсолютно бесполезным. Однако даже бесполезный по своим конечным результатам труд создает квали­фикацированные отряды рабочей силы, мобильные и дисциплиниро­ванные " трудовые армии". В Шумерской цивилизации и в цивили­зации инков "трудовая армия" использовалась не только для

стротиельства собственно храма, но и храмового хозяйства, до­рог, дворцов, колодцев и мелиоративно-ирригационных обществен­ных работ. Храмовые хозяйства распространяются на обширные территории, на которых одной из основных строительных работ становится рытье гидроканалов и переброска вод. Чем труднее работа и больше трудозатрат, тем большие власть и богатства сосредотачиваются в руках храмовой бюрократии.

Однако, концентрация большого количества материальных ценностей в огромных складских помещениях на компактной терри­тории храмового комплекса привела к возникновению оппозиции верховного жреца и военного вождя. Как известно из истории первобытной культуры, фигура вождя в мирное время никогда не была заглавной, тем более это справедливо для административно

- трудовых цивилизаций типа Шумера, Египта, или Перу. Однако военные вожди с добровольцами-соплеменниками из числа молоде­жи, совершая набеги на соседние храмовые хозяйства, станови­лись экономически и физически независимыми от жречества и чи­новничьего аппарата.

Длительная историческая оппозиция верховного жреца и воен­ного вождя в конце концов закончилась победой молодости и си­лы, причем победы военного вождя были воспеты в народных эпи­ческих поэмах /например, эпос о Гильгамеше/. Военный вождь

начинает совмещать три функции: военную, жреческую и экономи­ческую / которая по совместительству выполнялась жрецом/. Та­кая триединая личность стала называться "царем", что означало "большой человек" или "хозяин". Территория вместе с населени­ем, вовлеченным в храмово-хозяйственные связи, стали называть­ся "царством". А форма правления была квалифицирована древними греками как "деспотия" /неограниченная власть/.

Неограниченный характер власти "царь" приобрел тем, что прежде всего выделил из числа " храмовых людей" отряды наибо­лее здоровых мужчин, одел, вооружил их из материалов храмовых складов, создав тем самым собственную " профессиональную ар­мию".

Дальнейший прогресс царя по достижению неограниченной власти состоял в том, что царь поселился на территории храмо­вого комплекса, построив рядом с храмом собственное жилье: дво-

рец. При этом оказалось так, что царское жилье находится внут­ри крепостных стен храмового комплекса, а все остальное насе­ление - вне его. Тем самым уже чисто территориально и символи­чески произошло размежевание царя и подданных и, в то же вре­мя, совмещение царской обители с гигантским общеплеменным хра­мовым комплексом. Дворец царя и храм внутри крепостных стен были названы одним термином -"цитадель". Окончательное превра­щение власти царя в неограниченную власть /деспотию/ заверши­лось военно-принудительным переходом всей храмовой собствен­ности в собственность царя. Начиная с этого времени все права отдельных семей и отдельных личностей отчуждаются в пользу ца­ря - возникает государство /"царство"/. По отношению к ца­рю-государю государство и собственность оказываются тождест­венными: это одно и то же право.

Итак, несколько контрольных вопросов:

- Почему возникают огромные монументы /храмы, стены, ги­дроканалы и т.п./?

- Как возникают города?

- Как происходит классообразование ?

- Как возникает "государство"?

В заключении лекции отметим общие черты деспотического го­сударства:

1. Противопоставление государственной и частной /семей­н



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.