|
||||||||
Лекция 1. . Первые цивилизации.. Понятия культура и цивилизация.Лекция 1. Первые цивилизации. П л а н 1. Понятия "культура" и "цивилизация". 2. Культурологические предпосылки появления первых цивилизаций. 3. Генезис первых цивилизаций. 1. Понятия "культура" и "цивилизация". Начиная в курсе лекций по философии новый раздел "Возникновение и развитие цивилизаций",- вычленим из всего процесса возникновения и развития человеческого общества один короткий, по историческим меркам, интервал: между Х и III тысячелетиями до Р.Х. Вся история человека до Х тысячелетия - это история первобытной культуры с ее ритуалами, патетикой, трансом, мифами, символами, обрядами и т.д. После Ш -го тысячелетия начинается господство цивилизаций с характерными признаками: техникой, организацией, управлением. Цель сегодняшней лекции: рассмотреть, что, собственно, произошло в период перехода общества от первобытной культуры к цивилизации за эти семь тысяч лет. Несколько слов по по поводу самих терминов "культура" и "цивилизация". Термин "культура" в латинском языке означает "искусственно выращиваемое растение" типа пшеницы", ячменя и т.д., а в новоевропейских языках термин "культура" является однокоренным со словом "культ". В обоих случаях "кульутра" как нечто искусственное, культово-ритуальное противопоставляется "природе". Культура в этом смысле сверх-природна, вне-природна, даже сверх-естественна. Кульутра до такой степени не естественна, что даже физиологические функции организма: питание, дыхание, деторождение, экскременция,- используются не по прямому назначению, а как знаки внимания, способы общения, средства внушения и достижения трансовых состояний. Все содержание культуры отличается искусственностью, манерностью, этикетностью, церемониальностью,- одним словом, неестественным поведением. Термин "цивилизация" происходит от латинского civitas - гражданин. Римляне этим словом противопоставляли себя варварам, не имеющим государства. Однако, термин "цивилизация" римлянами не использовался, он был введен только в ХУШ веке для обозначения светской, салонной культуры. В Х!Х веке американский этнограф Л.Г.Морган в истории человечества выделил три стадии развития: дикость - варварство- -цивилизация,- взяв за основу классификации изменение видов хозяйственной деятельности, изменение орудий труда. В конце Х1Х века английский этнограф Эд.Тайлор объединил периоды дикости и варварства под собирательным термином "первобытная культура". Начиная с этого момента "цивилизация" стала противопоставляться "первобытной культуре". Поскольку первобытная культура выступает основой всякой культуры, а цивилизация разрушает традиционные нормы культуры, постольку цивилизация может рассматриваться и рассматривается западными философами как процесс дегенерации культуры. В самом общем смысловом значении термин "культура" и "цивилизация" на современном этапе определяются через позиции: 1/ Культура противопоставляется природе; 2/ Цивилизация противопоставляется первобытной культуре. 2. Культурологические предпосылки появления первых цивилизаций. В истории антропогенеза, а это порядка 2-3 миллионов лет, подавляющая часть истории приходится на первобытную культуру. Первые цивилизации возникают не ранее 10 тысяч лет назад в ограниченных районах Земного шара, независимо друг от друга и примерно в одно и то же время. Причина феноменального появления цивилизаций на Земном шаре науке абсолютно неизвестна и даже не ясно, в какой области ее, причину, искать: в биологии, геологии, космологии, астрологи или где-нибудь еще. К наиболее древним цивилизациям по данным исторической науки относятся следующие, 1. Шумер в Междуречьи Тигра и Евфрата. 2. Древний Египет. 3. Хараппа - по названию города в Древней Индии. 4. Древний Китай. 5. Крито-Микенская Греция - по названию о.Крит и г.Микены в Греции. 6. Центрально-американские цивилизации /ацтеки/ 7. Цивилизации Перу /инки/. Общее представление о самых древних цивилизациях можно получить на основании археологических раскопок первых городов. Приведу несколько примеров. Один из наиболее древних городов - город Иерихон, расположенный недалеко от реки Иордан в Палестине. Его возникновение датируют 8 тыс. до Р.Х. Город занимал площадь в 4 га , имел обводные стены высотой 4 м, внутри была круглая башня высотой 8 м. Дома первоначально строились из необоженного кирпича, углублялись в землю и имели в плане форму овала. Полы были глинобитные и окрашенные в красный цвет. Посуда была деревянная. Глина использовалась для лепки фигурок. Фигурки имели фаллический характер. Орудия труда были каменные, а ювелирные изделия делали из металлов: золота и меди. Через тысячу лет и более дома приобретают в плане форму прямоугольника, глина начинает использоваться для посуды, а еще через несколько тысяч лет медь начинает использоваться для изготовления орудий труда. Жители занимались земледелием. Еще примеры наиболее древних городов : Хараппа и Мохенджо-Даро в Индостане . Город Мохенджо-Даро появляется в VI тысячелетии до Р.Х. Он занимет 260 га с населением 40 тыс чел. Дома строятся из необоженного кирпича, расположены кварталами. Улицы шириной 2-5 м, главная улица - 10 м. Под улицей проложена ливневая канализация. Дома в 2-3 этажа, с водопроводом и канализацией. Крыши домов покрыты асфальтом. В центре города располагалось монументальное храмовое сооружение. Найдено много ювелирных украшений и косметических приборов. Характерно, что бусы и браслеты из металла, а орудия труда - каменные /кремневые/. Основное занятие жителей - земледелие и ремесло. Хараппская цивилизация, включающая в себя такие города как Мохенджо-Даро, имела территорию 1600х1200 км. Были развиты торговля, транспорт, сельское хозяйство, письменность. Упадок цивилизации наступил по неизвестным, внутриполитическаим причинам: т.е. никто ее незавоевывал, но цивилизация захирела. За период с VI по I тысячелетие количество городов различных цивилизаций быстро росло, так что за пять тысяч лет цивилизации приобрели настолько развитые формы, не имеющие аналогов в первобытной культуре, что можно выделить типичные их черты. В 1958 г. в США проходил международный Конгресс по первым цивилизациям , на котором были эмпирически отмечены типичные черты цивилизации: 1. Города. 2. Монументы. 3.Налоги. 4. Развитая экономика. 5. Государство. 6. Специализированные ремесла. 7.Привелигированные классы. 8. Письменность. 9. Наука. 10. искусство. После продолжительной дискуссии на Конгрессе о приоритете различных типичных признаков цивилизации на первое место выдвинулись три признака: 1/монументы; 2/города; 3/письменность. В своей лекции я постараюсь показать, почему именно такова значимость этих трех эмпирических признаков древних цивилизаций, почему "монументы" оказываются на первом месте. * * * Примечание. Если исходить из теории К.Маркса - так называемого "материалистического понимания истории", для которого характерно объяснение феноменов культуры посредством экономических факторов, то понять возникновение первых цивилизаций, значение монументальных храмовых комплексов, развитие ювелирного ремесла невозможно. В конце Х1Х века другой немецкий философ Макс Вебер /1864-1920/, один из наиболее авторитетных мыслителей Запада, показал на примере развития капитализма решающую роль культуры в развитии экономики, причем в рамках самой культуры основная роль принадлежит религии /См.: М.Вебер. Протестантская этика и дух капитализма/. Рассматривая генезис первых цивилизаций , можно лишний раз убедиться в том, что прав М.Вебер, а не К.Маркс. Остановимся на некоторых исторических фактах в пользу М.Вебера, часть из которых я уже приводил на прошлых лекциях. 1. По времени промысловая деятельность - "труд", как правило занимает далеко не первое место. а/ В жизни туземцев /африканское племя бушменов, австралийцы/ "труд" занимает не более 25 процентов всего времени. Остальное время тратится на ритуалы и досуг /Калягин Н.В. О соотношении биологическикого и социального в антропосоциогенезе: Автореф. канд. дисс.- М.,1988,с.23/. С возникновением земледелия и первых цивилизаций семья тратила на прокормление всего 80 дней в году при однополивной системе земледелия. С возникновением ирригаций количество "трудодней" уменьшилось в несколько раз /Массон В.М. Первые цивилизации. Л.,1989, с.48/. б/ В Древней Греции религиозные праздники занимали свыше 200 дней в году. в/ В Средние века количесвто религиозных праздничных дат намного превышало сотню /Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.,1986,с.280/. 2. По интенсивности деятельносчти ритуалы требовали много большего в затратах физических сил, поскольку ритуалы велись до полного изнеможения. 3. В эволюции видов труда и орудий труда прослеживается следующая закономерность: сначала материалы и технология используются в религиозно-культурных целях и лишь затем, со значительным разрывом во времени, для изготовления орудий труда. Приведу примеры. а/ Так, глина сначала используется для изготовления статуэток фаллического /т.е. аграрно-сексуального/ содержания, и лишь затем для бытовых целей /посуды/ и строительства /изготовления кирпича/. б/ Все металлы: золото, серебро, медь, бронза, железо,- первоначально используются только в религиозно-ювелирных целях и лишь с разрывом в 1000 и более лет начинают использоваться для изготовления орудий труда. Так, в Египте медные кованные бусы появляются в 6-м тысячелетии до Р.Х., а медные орудия труда находят впервые массовое применение при строительстве пирамиды Джосера только три тысячелетия спустя. в/ Многие "орудия труда" созданы под влиянием религиозной мотивации: например, лук и стрелы появляются в ХП-Х тысячелетиях до Р.Х. /одновременно с появлением струнных музыкальных инструментов/,- причем в период, когда расцвет эпохи охотничьего промысла остался далеко позади. Инструменты для получения огня появляются примерно 500 тыс лет назад, причем огонь добывается трением палочки в дощечке с дырочкой, а названия указанных деталей одноименны с гениталиями. г/ Цивилизации Центральной Америки /ольмеки-майя, ацтеки/, создав гигантские храмовые комплексы, дороги, дворцы, иероглифическую письменность и т.п., пользовались каменными орудиями труда, не зная колеса, металлургии и гончарного круга. Шумеры все это знали, но уровень цивилизации был примерно таким же. д/ Значение труда для самих членов общества представлено в мифологии: Понос /божество"труда"/ - спутник Танатоса /божество "смерти"/. * * * Начнем с того, что отметим общие условия возникновения цивилизаций. Все ранние цивилизации /и города/ создают не охотники и собиратели, не скотоводы и пастухи, а только земледельцы. Причем, не все земледельцы, а только те, которые переходят к оседлому образу жизни. В связи с этим остановимся на рассмотрении двух проблем: во-первых, каким образом возникает земледелие, а, во-вторых, что приводит к возникновению оседлого образа жизни первых земледельцев. Самая ранняя форма земледелия - мотыжное хлебопашество - возникает в районе Палестины и Малой Азии в Х - VIII тысячелетиях до Р.Х. /Дьяконов И.М. В кн: История Древнего Мира.- М., 1982, с.27-28/. Этот период по месту и времени совпадает с началом доместикации /одомашнивания/ животных. Рассмотрим хронологическую таблицу одомашнивания первых животных /См., например: Древние цивилизации. М.,1989.; Проблемы доместикации животных и растений. М.,1972; Гузова Р.В. Эволюция домашних животных. М.,1989 и др./:
Как видно из приведенной таблицы, одомашнивание животных - скотоводство - немногим предшествует земледелию Х-УШ тыс. до н.э. Этот факт является одним из аргументов в пользу того, что земледелие первоначально предназначалось для получения кормов скоту, и лишь впоследствии зерновые культуры вошли в пищевой рацион человека. Поскольку нас в данной лекции интересует вопрос о предпосылках цивилизации, а цивилизации связаны с возникновением земледелия, а земледелие, в свою очередь, связано с возникновением скотоводства, то логично поставить вопрос о том, какие особенности первобытной культуры привели к возникновению скотоводства. К сожалению, в специальной литературе по доместикации животных довольно типичным является утверждение :" Происхождение домашних животных... и поныне остается малоразработанной проблемой" /Цалкин В.И. Происхождение домашних животных в свете данных современной археологии.-В кн: Проблемы доместикации животных и растений. М.,1972, с.4-5/. Поскольку специалисты в области сельского хозяйства не имеют своей достаточно обоснованной теории, обратимся к материалам по истории культуры. Обратим внимание прежде всего на то обстоятельство, что все животные начального периода доместикации /Х-1Х тыс. лет до Р.Х. - коза, овца и осел,- в истории культуры обладают вполне определенной репутацией. Так , например, греческое название козла /"трагос"/ легло в основу одного из театральных жанров - трагедии. Греческие трагедии, в свою очередь, ведут свое происхождение от дионисийских мистерий, в которых принимали участие не столько мифические козлоподобные персонажи /сатиры,Пан/, сколько реальные козлы и козы вместе с ослами и ослицами, с овцами и баранами. Причем именно эти животные использовались в мистериальных празднествах /оргиях, вакханалиях/ в качестве ритуально-сексуальных пратнеров. Обычаи зоофилии были распространены в районе всего Средиземноморья и прилегающих к нему культурных центров: от Рима до Кавказа и Палестины. Так, по со- общению Геродота, в военных походах за римским войском тянулось стадо белых козочек для половых нужд армии. В "Ветхом Завете", отражающим культурные обычаи Палестины, Малой Азии и Кавказа, многократно звучат призывы: "Не скотоложествуй",- предполагаю- щие как раз обратное, т.е. обычаи сексуальных контактов с животными. Отметим попутно и некоторые особенности животного, доместикация которого выносится за рамки массового одомашнивания животных в более ранние эпохи мезолита и даже палеолита,- собаки. Философ Диоген получио прозвище "киник" /от греч. "кинос" - собачий, в перносном значении "бесстыдный" /за свои попытки открытого коитуса под лозунгом "Вернуться назад к природе". Таким образом, историко-культурное рассмотрение начального процесса одомашнивания диких животных приводит к выводу, что исходным мотивом доместикации животных явились обряды ритуальной зоофилии. Этот вывод подтверждается и тем обстоятельсвтом, чтоь племена, начавшие приручать диких животных, почти не употребляли мясной пищи, за исключением отдельных ритуальных пиршеств. Кроме того, внешние обстоятельства /климат, растительность, рельеф/ с учетом существования отработанных методик лова не позволяют говорить о каком-то естественном переходе от охоты к скотоводству. Напротив, никакой естественной необходимости, а следовательно, и естественного перехода от охоты к скотоводству, не было. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что скотоводство как начальная точка разделения первобытной культуры и цивилизации обусловлена религиозно-мистериальной практикой ритуальной зоофилии. Обратимся к анализу второго важнейшего условия возникновения цивилизации - формированию оседлого образа жизни первых земледельцев. Отметим прежде всего , что оседлость вовсе не вытекает из системы землепользования. Напротив, первые системы землепользования - подсечное в лесных районах и залежное в степных - предполагает регулярную смену пахотных земель через каждые два-три года с последующей сменой поселения. Следова- тельно, переход к оседлому образу жизни обусловлен вне-хозяйственными потребностями. В связи с этим предположением обратим внимание на один странный факт из истории земледельческой культуры: все культовые строения, святилища как правило воздвигаются на одном и том же месте /Афанасьева В.К. В кн.: История Древнего мира. - М.,1982, с.80/, так что если старый храм, - каким бы монументальным он ни был,- приходит в негодность, он демонтируется и новый храм строится на том же месте. Короче говоря, святилища воздвигают на " святых местах" земной поверхности, которые указывают шаманы-экстрасенсы /жрецы-экстрасенсы/. В шаманизме - религии охотников и собирателей накануне возникновения земледелия,-"святые места" объявляются "пупом земли", через который проходит " ось мира". Ось мира соединяет нижний и верхний миры и имеет "семь ступеней", ведущих на небо. В процессе камлания / трансового ритуала/ шаман поднимается от ступени к ступени: чем выше, тем могущественнее воздействие шамана. Камлание шамана происходит не в одиночестве, а среди людей, которые помогают шаману своими криками, движениями и соучастием. С появлением земледельческой культуры помощь шаману начинает оказываться путем воздвижения сначала земляных, а затем каменных валов вокруг места камлания. Огороженная "святая земля" получила название "храм". Весь дальнейший генезис цивилизации, включая переход на оседлый образ жизни в качестве своей предпосылки будет абсолютно определяться "огораживанием" святилища и строительством храма /См., например: Дьяконов И.М. История Древнего мира. Лекции 1-3./. 3. Генезис первых цивилизаций. Прежде всего несколько слов о преемственности между храмовым жречеством в период начала земледельческой культуры и шаманами в период конца эпохи охоты и собирательства. Во-первых, храмовая архитектура один к одному воплощает шаманские представления об оси мира. При строительстве зиккуратов в Месопотамии или пирамидальных ступенчатых платформ в храмах Центральной и Южной Америки соблюдается в каменном воплощении та же семиступенчатость " оси мира". Шесть или семь каменных платформ квадратного сечения, поставленных друг на друга так, что каждая вышестоящая платформа меньшего сечения, чем нижестоящая, образовывали ступенчатую пирамиду - зиккурат,- на вершине которой устанавливался маленький - в 6=9 кв.м. храм - "дом свиданий". Размеры пирамиды могли быть колоссальными: стороны нижней платформы достигали 200 м., общая высота платформ нередко превышала 50 м. Во-вторых, жрецом храма первоначально могли быть и мужчина, и женщина, причем соблюдалось правило: если главное божество племени мужского рода, то жрецом становилась женщина /девственница/, а если божество женского рода, то жрецом является мужчина /тоже соблюдающий девственность/. Установленный на вершине гигантской пирамиды крошечный храм был полуоткрытого типа и в нем не было ничего , кроме брачного ложа. Таким образом, жрец или жрица, также как шаманы и шаманки, вступали в контакт с трансовой реальностью посредством "сексуального избранничества" /Штернберг Л.Я./. Земляные и каменные работы при огораживании храма потребовали огромного труда, причем труда не обусловленного естественной необходимостью. Труд, положенный в основу цивилизации, первоначально был религиозным трудом и с точки зрения политэкономической этот труд был изначально общественно-бесполезным. Для иллюстрации неуклонного роста объемов храмового стротиельства составим таблицу: дата объект объемы местоположение нач.IVтыс.до н.э. Храм 9 кв.м г.Шумер кон.IVтыс.до н.э. Храм 500 кв.м. г.Шумер Ш тыс. до н.э. Храм Инани Утренней Звезды 2200 кв.м. г.Шумер 75х29 Ш тыс. до н.э. Пирамида Хеопса 230х230=5га Египет высота 146,5 м 2300 кам-х блоков по 2,5 т. 1 в. до н.э. Пирамида Солнца 211х217, г.Теотихуакан высота 64,5 м Центр. Амер. Трудозатраты: 20 тыс.человек в течении 25 лет Х в. н.э. Дворцы 4000x200 г.Чан-Чан 10 дворцов огорожены стенами Южн.Амер. высотой 12 м. ------------------------------------------------------------------ Как видно из таблицы, размеры храма в одном только городе Шумер возрастают: начинается храм с 9 кв. м., затем перестраивается до 500 кв.м., затем возводится новый храм площадью свыше 2000 кв.м.,а в дальнейшем храмовые комплексы вообще характеризуются гигантскими размерами монументальных каменных сооружений. Причем следует учитывать, что трудозатраты в человеко-днях прямо пропорциональны квадрату и даже кубу от объемных размеров строительного объекта. И так было во всех первых земледельческих цивилизациях Земного шара. Рост монументального храмового стротельства со временем целиком изменил социальную структуру общества, структуру человеческой деятельности, отношения между людьми и отношения людей к природе, не говоря уже о демографии, этногенезе, политике, религии и мировоозрении. Прежде чем мы перейдем к систематическому рассмотрению социальных последствий храмового строительства , остановимся на одной его особенности. имеющей фундаментальное историческое значение. В системе религиозных представлений храмовое строительство во все возрастающих масштабах, раз начавшись, не имеет конца: оно переходит в автоматический режим с возвратно-поступательными циклами. Так, совместная организация работ, проводимых с религиозным энтузиазмом, приводит к резкому увеличению производительности труда. Однако, чем большей оказывается производительность труда, тем большие объекты стротиельства начинаются, причем рост объемов строительных работ превышает рост производительности труда. Исходным фактором, определяющим технический прогресс, в данном случае оказывается субъективная религиозная установка на рост объем храмовых монументов и эта установка не может быть изменена без религиозного предательства. Труд, выступающий лишь формой религиозной деятельности, является общественно-бесполезным и поэтому никого не останавливает то обстоятельство, что чем больше трудятся, тем хуже живут. Остановимся на этом подробнее, но сначала небольшое примечание к вышесказанному. Примечание. Для К.Маркса, начавшего свои историко-социологические исследования с эпохи греко-римской цивилизации и опустившего вообще эпоху первых земледельческих цивилизаций с их "азиатским способом производства", понятия общественно-бесполезного труда как всеобщего экономического явления эпохи первых цивилизаций вообще не известно. В связи с этим научным пробелом многие положения К.Маркса о труде, собственности и их последствиях в социальной структуре оказываются не адекватными историческому процессу, в котором цивилизации Запада и Востока неразрывно связаны между собой. Маркс же прямо подчеркивал, что его "Капитал" сознательно ограничен историческими рамками Западной Европы, т.е. без соотношения как с Древним Востоком /который, кстати говоря, всегда сохраняется в современной западной цивилизации как ее собственная угроза/, так и с современным Востоком /Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.,т.19, с.118- 119/. В отличие от К.Маркса , многие немецкие мыслители, как до него, так и после,- прекрасно пониманили историческое значение труда, не сводимое к его экономической функции. Так, Карл Ясперс /1883-1969/,ссылаясь на Маркса и Гегеля, пишет:"...В наши дни стало совершенно очевидным, что от характера труда и его разделения зависят структура общества и жизнь людей во всех ее разделениях. Это понимал уже Гегель, а Маркс и Энгельс разработали это положение в своей теории, имеющей эпохальное значение.Однако в труде может быть заключено нечто гораздо большее. Гегель говорит о "религиозной деятельности"... не для достижения конечной цели.. Подобная деятельность и есть здесь культ как таковой... Эта деятельность, смысл которой в чистом созидании и в непрерывности. есть самая своя цель и поэтому не может быть приостановлена ..." Эта трудовая деятельность находит свое выражение в многообразии форм -"от простого движения тела в танце до колоссальных, превосходящих все наши представления памятников..." Тем самым Гегель указывает на такие возможности и такое значение труда, которые в настоящее время почти забыты. Деление продуктов труда на те, которые служат удовлетворению жизненных потребностей, и те, которые являются предметами роскоши, свидетельствует о поверхностном понимании значения труда. Смысл труда значительно глубже. Именно то, что при подобном делении подпадает под рубрику роскоши - продукты, необязательные для поддержания жизни,- таит в себе самое существенное, а именно то, как и в качестве чего человек создает свой мир, в котором он осознает себя, самое бытие, трансцендентность и свою сущность". /Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.,1991,с.124-125/. * * * Итак, с началом храмового строительства в структуре общественной деятельности появляется новый элемент: общественный труд. Бюджет времени на начало храмового строительства распределялся следующим образом: два дня в неделю семья тратит на промыслы и заботы повседневного быта, 5 дней приходятся на поддержание первобытной культуры, т.е. культы, ритуалы, игры, досуг. Первые же храмовые сооружения потребовали одного трудодня, который был заимствован, естественно, из ритуально-досуговой деятельности. Соотношение семейных промыслов, ритуалов и труда было представлено как 2+4+1= 7 дней. С увеличением объема храмового строительства пропорции стали меняться по следующей схеме: 2+3+2=7, 2+2+3=7, 2+0+5=7. Последняя формула означает коренное изменение всей социальной деятельности: в данном случае семья тратила по-прежнему два дня в неделю на промысел /пища, одежда, жилье и т.п./ и 5 дней в неделю было занято на общественных работах. Тем самым эти люди фактически лишались права на досуг и священнодействия, что означало для них отстранение /"отчуждение"/ от культуры и обрекало на бездуховность в сочетании с интенсивным общественно-принудительным трудом. Начиная с этого момента действует правило: люди для храма, а не храм для людей. При этом следует заметить, что общественный труд на стротиельстве храма первоначально основывался на религиозном долге, т.е. он никогда не был добровольным, но по мере укрупнения строительства и специализации труд становился откровенно принудительным. Далее, поскольку, как уже отмечалось, установить рост объемов строительста было невозможно без религиозного предательства, то формула социальной деятельности приобретает вид: 1+0+6=7 и окончательно 0+0+7=7. Это означало, что семья не имела права заниматься индивидуальным хозяйством, не имела права на духовность, ее уделом становился только труд. Такие люди становились "храмовыми людьми". Они получали довольствие, паек,"зарплату" от храма и ничего в жизни не знали, кроме труда. Такая форма храмовой зависимости явилась исходной формой для бездуховного трудящегося слоя племени, из которого впоследствии формировались зависимые люди, крепостные и рабы. Конечно, все это общая схема. Реально не все население племени превращалось в зависимых "храмовых людей", однако их процент был достаточно велик. Так, например, даже с появлением военнопленных рабов доля храмовых людей в Хараппской цивилизации достигала 50% , а в Египте в период наибольшего могущества пирамиды строились отнюдь не только рабами: почти все население обязано было отрабатывать не менее одного месяца в год на общественных работах. Храмовые люди, как уже отмечалось, переставали вести индивидуальное хозяйство. Они строили для себя простейшие глиняные мазанки, которые группировались густозаселенными кварталами вокруг храма, образуя тем самым особый тип поселения - город.Город возникает после храма, поэтому можно говорить об общей закономерности, отмеченной историками Древнего Востока:"...создание храмов предшествовало созданию городов"./История Древнего Востока. М.,1983,с.111/. Питание и обмундирование, равно как и орудия труда, храмовые люди получали от храмовой администрации, для чего при храме из отдельных групп храмовых людей формировались специальные аграрные и ремесленные бригады, так что были свои землепашцы, мелиораторы, пастухи, свои каменотесы и даже свои пивовары. Для работы аграрных отрядов из общинных земель выделялись храмовые земли, доля которых все увеличивалась за счет как освоения новых территорий , так и за счет сокращения индивидуальных наделов. Продукты труда храмовых людей на храмовых землях создавали храмовую собственность, имущество которой сосредотачивалось в объемных храмовых складах. Теперь, естественно, возникает вопрос: кому принадлежала храмовая собственность? Формально - всем, всей общине. Однако реально владельцем храмовой собственности были те, кто организовал общественные работы на строительстве храма. А это прежде всего глава храма - жрец. Жрецы / бывшие шаманы/ с началом храмового строительства начинают естественно совмещать сакральные / идеологические/ функции с хозяйственно-экономическими. Причем при гигантском масштабе строительства у верховного жреца пояаляется ряд заместителей: по строительству, транспорту, связи, сельскому хозяйству, по быту и т.д. Поскольку общественный труд на строительстве храма имеет религиозный характер, он является преемником жестокой, педантичной дисциплины в системе коллективных ритуалов первобытного общества, для которых педантичность и энтузиазм являются неотъемлимой чертой релииозной жизни. Однако железная дисциплина храмового труда при бездуховности храмовых людей объективно требует внешнего контроля и принуждения. Поэтому между жрецами-организаторами и "трудящимися" появляется большая армия учетчиков, контролеров, гонцов, уполномоченных и т.п. Разрыв между запредельным объемом начатого строительства и фактическими мощностями производства потребовал не просто контроля, но самого мелочного контроля в системе общественного труда. Как уже отмечалось, храмовые люди работали 7 дней в неделю, но этого было все равно мало. Мелочный контроль и должен был восполнить недостающие в неделе восьмой, девятый, десятый и энный день. В целях усиления контроля за каждым трудящимся индивидом в отдельности при массовых работах шумерскими и египетскими контролерами была изобретена особая система отметок, которая быстро была превращена в систему письменности. Все самые древние тексты имеют исключительно хозяйственно-контрольное содержание. С возникновением письменности среди всех контролеров, ревизоров и уполномоченных выделяются писцы. В одном египетском папирусе так оценивается значимость писца: "Место писца - в столице, и не будет он знать там нужды". "Нет должности, не подвластной начальнику, кроме должности писца, он /сам себе/ начальник" /Древние цивилизации, с.53/. Аналогичное значение имела должность писца в Шумере:"Труд писцов, собратьев твоих, тебе не по нраву. А ведь они по девять гуров зерна приносят. Молодые люди! Любой из них по десять гуров зерна отцу приносит! Как уважаем такой человек! Рядом с ним ты - не человек" /Массон В.М. Первые цивилизации, с.11/. Писцы совмещают функции и исполнительной власти контролеров-ревизоров, и закононадательную власть жрецов, объединяя тех и других в общий - неоднородный - класс под названием "бюрократия" или "администрация". Бюрократия, конечно, не является собственником храма и храмового хозяйства, но она им пользуются, владеет. Это еще начальная стадия классообразования, точно так же как и " храмовые люди"- люди, зависимые от храма, но они по-прежнему остаются членами общины и не лишаются статуса"человека", хотя объективно они ему уже не соотвествуют: это усталые, забитые, бездуховные люди, потерявшие чувство собственного достоинства и теряющие религиозные и этнические принципы. Поляризация общества на классы, обусловленная системой религиозного труда, требует бесконечного и непрерывного труда, даже если этот труд будет абсолютно бесполезным. Однако даже бесполезный по своим конечным результатам труд создает квалификацированные отряды рабочей силы, мобильные и дисциплинированные " трудовые армии". В Шумерской цивилизации и в цивилизации инков "трудовая армия" использовалась не только для стротиельства собственно храма, но и храмового хозяйства, дорог, дворцов, колодцев и мелиоративно-ирригационных общественных работ. Храмовые хозяйства распространяются на обширные территории, на которых одной из основных строительных работ становится рытье гидроканалов и переброска вод. Чем труднее работа и больше трудозатрат, тем большие власть и богатства сосредотачиваются в руках храмовой бюрократии. Однако, концентрация большого количества материальных ценностей в огромных складских помещениях на компактной территории храмового комплекса привела к возникновению оппозиции верховного жреца и военного вождя. Как известно из истории первобытной культуры, фигура вождя в мирное время никогда не была заглавной, тем более это справедливо для административно - трудовых цивилизаций типа Шумера, Египта, или Перу. Однако военные вожди с добровольцами-соплеменниками из числа молодежи, совершая набеги на соседние храмовые хозяйства, становились экономически и физически независимыми от жречества и чиновничьего аппарата. Длительная историческая оппозиция верховного жреца и военного вождя в конце концов закончилась победой молодости и силы, причем победы военного вождя были воспеты в народных эпических поэмах /например, эпос о Гильгамеше/. Военный вождь начинает совмещать три функции: военную, жреческую и экономическую / которая по совместительству выполнялась жрецом/. Такая триединая личность стала называться "царем", что означало "большой человек" или "хозяин". Территория вместе с населением, вовлеченным в храмово-хозяйственные связи, стали называться "царством". А форма правления была квалифицирована древними греками как "деспотия" /неограниченная власть/. Неограниченный характер власти "царь" приобрел тем, что прежде всего выделил из числа " храмовых людей" отряды наиболее здоровых мужчин, одел, вооружил их из материалов храмовых складов, создав тем самым собственную " профессиональную армию". Дальнейший прогресс царя по достижению неограниченной власти состоял в том, что царь поселился на территории храмового комплекса, построив рядом с храмом собственное жилье: дво- рец. При этом оказалось так, что царское жилье находится внутри крепостных стен храмового комплекса, а все остальное население - вне его. Тем самым уже чисто территориально и символически произошло размежевание царя и подданных и, в то же время, совмещение царской обители с гигантским общеплеменным храмовым комплексом. Дворец царя и храм внутри крепостных стен были названы одним термином -"цитадель". Окончательное превращение власти царя в неограниченную власть /деспотию/ завершилось военно-принудительным переходом всей храмовой собственности в собственность царя. Начиная с этого времени все права отдельных семей и отдельных личностей отчуждаются в пользу царя - возникает государство /"царство"/. По отношению к царю-государю государство и собственность оказываются тождественными: это одно и то же право. Итак, несколько контрольных вопросов: - Почему возникают огромные монументы /храмы, стены, гидроканалы и т.п./? - Как возникают города? - Как происходит классообразование ? - Как возникает "государство"? В заключении лекции отметим общие черты деспотического государства: 1. Противопоставление государственной и частной /семейн
|
||||||||
|