Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 11.. ПЕРЕХОД ОТ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. К ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ



Лекция 11.

 ПЕРЕХОД ОТ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

К ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ

П Л А Н

1. Критическая и догматическая постановка проблемы сознания.

2."Человек-машина": сознание и мозг.

3. Сознание и язык, язык и культура.

4. Начные методы изучения сознания.

Для того, чтобы начать говорить о проблеме сознания в ее западноевропейской постановке /а от религиозной философии и философии Востока мы пока отвлекаемся/, нам придется вновь вер­нуться к Ренэ Декарту. Вспомним некоторые из его высказыва­ний:"На истину скорее натолкнется отдельный человек, чем целый народ",- или: "От самого себя человек способен узнать больше, чем от всех других людей, вместе взятых". Умный, созерцающий Декарт, любящий постельный режим, давший своими рассуждениями ометоде начало гносеологии Нового времени, дал начало и учению о рефлексах, и учению о сознании как идеальной деятельности личного "я".

Из идеи о том, что теоретическое знание не из опыта, Де­карт делает вывод о том, что и "я" человека, субъект познания, не из опытной, эмпирической жизни. Декарт еще не пользовался термином "трансцендентальный", введенным И.Кантом, но весь ра­ционализм Декарта основан на "трансцендентальном субъекте", находящемся в самом себе, по ту сторону опыта. Опыт является поводом для размышления, но не источником его. Человек, лежа под одеялом и ничего не воспринимая из внешнего мира, может, тем не менее, оставаться деятельным: вспоминать, воображать, вести предполагаемые беседы с Евклидом, Архимедом или Леонардо да Винчи, выдвигать навстречу им собственные идеи. Никто, наб­людая такого тихого мыслителя, не будет знать, жив ли он или мертв. Но сам мыслитель может сказать себе словами Декарта: cogito, ergo sum /"мыслю, следовательно, существую"/. Эта фра­за облетела весь мир. Мышление есть такое же "бытие", как и тело. Если человек, к примеру, раненый на поле боя, выходя из шокового состояния, осознает себя, то еще не известно, какое у него осталось тело, но ясно, что он есть, что он пока живой. Сама мысль об этом есть доказательство жизни.

Декартом было выдвинуто предположение, что телесность и мышление есть два основных вида бытия. Или, как раньше говори­ли, есть две различные субстанции бытия. Поскольку телесность Декарт считал возможным свести к протяженности /и физику - к геометрии, а геометрию - к алгебре/, то он сам говорил о двух субстанциях: протяженности и мышлении. То есть бытие дуалис­тично в своих основах.

Наиболее ярким примером дуализма является сам человек, имеющий и тело, и самосознание собственного "я" /которое по традиции называют "душой"/. Душа и тело находятся в положении психофизического параллелизма, они координированы друг с дру­гом, но неизвестно, каким именно образом. Сам Декарт в качест­ве предполагаемого вида связи души с телом выдвинул идею "реф­лекса" / "рефлекс", т.е. отражение, подобное блику в оптике/. Телесные передвижения всегда "засвечиваются", пускают блики, которые и служат предметом анализа мыслящего "я". Именно в этом смысле сознание рефлекторно. Не по происхождению, а по получению информации.

Начало искажению декартовского учения было положено Бару­хом Спинозой, великим еврейским мыслителем. Спиноза решил две субстанции свести в одну, а мышление и протяжение представить двумя сторонами одной медали - атрибутами /свойствами/ субс­танции. Отдельные вещи Спиноза рассматривал как "модусы" субс­танции. Каждый модус обладает способностью к протяженности и мышлению, даже камень. Человек есть тоже модус, только сложно организованный. Отсюда у человека наличие живого тела и созна­ние. Субстанция есть и объект /телесность/, и субъект /само­сознание/. Но что такое субстанция сама по себе? Мышление и протяжение принадлежат ч е м у ?

У Спинозы эта субстанция так и осталась неведомой, как бог Иегова. Шеллинг стал рассматривать ее как синоним "приро­ды", а Гегель - как синоним Абсолютного Духа. А французские материалисты-энциклопедисты поступили еще проще: стали расс­матривать в качестве субстанции тело /"материю" по их термино­логии/, а душу человека объявили "свойством высокоорганизован­ной материи" /мозга/. Эти идеи в XIX веке широко пропагандиро­вал Ф.Энгельс, категорично заявляя, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, а сознание - продукт ее организации, свойство. От учения Спинозы пошли различные, противоположные

друг другу, интерпретации "бытия". Еще раз повторю их:

а/ субстанция есть неведомая реальность, представленная в яв­ном виде "протяженностью" и "мышлением"; весь человеческий опыт сводится к этим двум атрибутам /Спиноза/;

б/ субстанция есть природа, способная к субъективации и объек­тивации /Шеллинг/;

в/ субстанция есть логическая реальность Идеи, по отношению к

которой природа есть не более чем временное воплощение ее,

опредмечивание в телесность /Гегель/;

г/ субстанция есть "материя", совокупность всех физических тел

/материалисты/.

Понимание того, что такое сознание, во всех этих подходах будет соотносимым с пониманием субстанции. То есть, говоря старинным философским языком, субстанция первична, а сознание /человека/ - вторично.

Для Декарта и Канта такая постановка проблемы сознания была бы неприемлемой. По Декарту, сознание само есть бытие, наряду с телесностью. Они равноправны в бытии. А по Канту, субстанция всегда трансцендентна человеку, она по ту сторону его реального опыта, поэтому нет смысла о ней говорить. Созна­ние, напротив, дано человеку, так что о всяком бытии можно го­ворить только через его отношение к сознанию. То есть сознание в Кантовской философии само становится первичным, отодвигая бытие на второй план. Благодаря такому повороту событий в пос­ледующий после Канта период философии проблемы гносеологии не­минуемо должны решаться в зависимости от понимания сознания.

1. Критическая и догматическая постановка проблемы сознания.

Классическое начало переходу от теории познания /гносеоло­гии/ к теории сознания было положено первым ректором Берлинс­кого университета И.Г.Фихте в его лекциях "Факты сознания" /публикация 1810-го года/. Немногим ранее /1807 г./ вышла пер­вая крупная работа Г.В.Ф.Гегеля "Феноменология духа", так же посвященная проблеме сознания. Оба мыслителя, профессор Фихте и доцент Гегель, не желали ограничиваться гносеологией Канта. И оба обратились к рассмотрению феномена сознания, хотя с со­вершенно различных точек зрения.

Для Гегеля человеческое сознание есть проявление /феноме­нология/ духа, который есть во всем: в государстве, нации, семье, в отдельном индивиде /интересно, что само слово "инди­вид" означает то же самое, что древнегреческое "атом": оно ла­тинского происхождения - individuum,- и связано с глаголом dividere - "делить"; отсюда однокоренное с "индивидом" слово "дивизия"/. Сознание индивида, по Гегелю, есть стянутое в одну точку, неразделимое далее, единое проявление семейного, об­щественного, национального, государственного духа, который, в свою очередь, связан с духом времени и духом территории стра­ны, которые тоже не случайны, но определяются, условно говоря, Абсолютным духом.

Для Фихте человеческое сознание есть тайна, причем тайна от самих себя. И в этом смысле нельзя знать того, проявлением чего является индивидуальное сознание: общественного духа /"общественного сознания"/, или божественного духа, или "мате­рии" или чего-либо вообще. Тайна есть тайна, она сокрыта по своему определению, но если мы знаем о существовании тайны, то, следовательно, у нас для этого имеются определенные свиде­тельства - феномены. Тайна сознания засвидетельствована в фе­номенах сознания, которые, по мнению Фихте, и следует подверг­нуть анализу подобно тому, как в свое время Дж.Беркли анализи­ровал ощущения. Феноменология сознания, по Фихте, есть особый метод познания сознания без попытки сразу раскрыть его тайну: то есть надо до поры до времени ограничить свое стремление к познанию пределами возможного - феноменами. Тем более, что от­вет на вопрос, что такое сознание? - мы знаем, не зная: так Демокрит в свое время шутил: "Человек - это то, что мы все знаем".

На какие же феномены в акте сознания обращает внимание Фихте? В своей первой лекции о фактах сознания Фихте приводил интересный для анализа пример. Так, говоря о сознании, многие говорят о том, что "сознание отражает мир". Но зеркало тоже отражает "мир", и даже вода на зеркальной поверхности озера "отражает" растущие по его берегам деревья. Но можно ли гово­рить о том, что озеро сознает деревья? А если здесь есть ка­кое-либо отличие, то в чем, собственно говоря, оно состоит, в чем отличие феномена сознания от "отражения"?

На примере с озером профессор Фихте объяснял первому на­бору студентов Берлинского университета /открыт в 1810 году/ один из важнейших феноменов сознания, не вписывающийся в "тео­рию отражения". Суть его в следующем. На поверхности озера от­ражаются берега, деревья и облака. Будем называть их "объек­ты". Объекты существуют вне поверхности озера. Отражения объ­ектов существуют исключительно на поверхности озера, вне отно­шения к их реальному существованию. Объекты существуют сами по себе, а их отражения - сами по себе. Но не так обстоят дела в случае с сознанием. Если мы осознаем наличие озера, берегов и облаков, то они от этого не появляются в нашей голове в форме какого-либо "отражения" /хотя бы и самого закодированного/. Осознавать объекты - значит осознавать /ощущать, умопостигать/ их в н е с е б я. Феномен сознания в том и состоит, что объ­екты переживаются нами, но переживаются там, где они существу­ют, а вовсе не там, где существуют наши переживания.

Можно продолжить аналогию с отражением. Представьте себе зеркальце, которым Вы пускаете солнечные "зайчики". Если "зай­чик" попадет на стену - солнце окажется на стене, если на во­ду, то на воде, а если его отправить на солнце, то мы увидим изображение солнца на месте солнца.

Во-первых, заметьте себе, это не одно и тоже.

Во-вторых, получается так, как будто Солнце посмотрело само на себя в наше зеркальце, отразилось в нем и отрефлекти­ровало на себя свое отражение. У Солнца возникает рефлекс /"блик"/ от нашего зеркальца на самом себе. Однако через реф­лекс /который Декарт положил в основу действия нервной систе­мы/ можно отразить только самого себя или то, что имеешь: не может Солнце, глянув в наше зеркальце, увидеть себя Марсом или Венерой. Точно также животное, строя свое поведение на основе рефлексов, должно иметь в себе необходимый для жизни "набор светил": Голод, Холод, Жажда, Агрессия, Миролюбие и т.п. Если Голод, посылая сигналы в мир, не получает отражения, то, соот­ветственно, "рефлекс голода" не подтверждается, и тогда живот­ное ведет себя как сытое.

В-третьих, чтобы получать "отражения" /рефлексы/, надо уметь "пускать зайчики", то есть что-то излучать и потом схва­тывать отраженное излучение. В случае со зрением это означает, что прежде чем увидеть глазами, надо из глаз что-то испустить, а потом поймать. В случае со слухом также необходимо уподобить себя локатору. При этом схема рефлекса не будет работать на чужом свете или звуке: из того, что рыба блеснула на солнце, не следует, что это рыба.

Сознание может быть представлено рефлекторно, в виде от­ражения; тогда оно будет выглядеть так:"Уж не Рыба ли блеснула на солнце?"- Да, рыба".

Вопрос играет роль первичного излучения в "методе локато­ра/рефлекса", и ответ "да-нет" уже содержится в вопросе. Одна­ко, из того, что схема "вопрос-ответ" аналогична "рефлекторной дуге" и действует по принципу локатора, никак не следует ана­логия между сознанием и отражением: для этого необходимо при вопросе что-то излучать, а при ответе - принимать отраженное излучение и сравнивать с врожденной установкой. При вопросе взгляд действительно устремляется к удивившему объекту, но при этом никто еще по дороге не зафиксировал его каким-либо прибо­ром. При разглядывании объекта мы подаемся вперед, устремляем взгляд, напряженно всматриваемся: и что, мы при этом что-то излучаем и ловим,- или как?

Фихте очень четко раскрыл общий смысл феномена сознания. Он разделил акт сознания на два принципиально различных этапа.

Первый этап: вещь физически действует на тело человека и вызывает в нем ощущения. Этот этап целиком материален, физи­чен, регистрируем приборами.

Второй этап акта сознания состоит в том, что ощущение

проецируется на вещь. Этот процесс не регистрируется прибора­ми, он есть, но он не-материален. И не-рефлекторен. Не-рефлек­торен, во-первых, потому, что ощущения не похожи на то, чем они вызываются /Беркли/. Во-вторых, потому что ничего не излу­чалось: нет света, нет и бликов /рефлексов/. "Свет разума" не изучается оптикой.

Этот второй этап акта сознания, связанный с ощущением то­го, что существует вне себя, вне нашего тела, Фихте назвал "мышлением". Самая характерная и феноменальная особенность мышления состоит в том, что оно любое переживание внутри себя пытается вывести во внешний мир, мир объектов, превратив внут­реннее переживание во внешнее созерцание. После этого человек

становится способным разбираться в своих внутренних пережива­ниях через посредство ситуации с "объектами", или с "объектив­ной ситуацией".

Направленность внутреннего переживания на внешнее созер­цание посредством мышления получила специальное название: "ин­тенция" /лат. intentia - направленность/. Всякое сознание, в отличие от "отражения", интенционально,- таков один из важней­ших выводов о феномене сознания. Природа этого феномена до сих пор остается скрытой - но для феноменологии достаточно самой фиксации факта интенциональности сознания.

При некритическом /догматическом/ подходе к сознанию фе­номен интенциональности попросту игнорируется. Так, все мате­риалисты пытаются свести акт сознания только к первому этапу, ничего не ведая про второй. При этом они сталкиваются с рядом противоречий, которые сами фиксируют, но не могут найти выхо­да. По этому поводу расскажу короткий анекдот. Пьяный с закры­тыми глазами ходит вокруг круглой башни, ощупывая ее широко распростертыми руками и при этом сетует:"Замуровали!".

Так и материалисты замуровали проблему сознания на первом акте его исполнения: вещь действует на тело человека и вызыва­ет в нем ощущения, - но только одни ощущения осознаются, а другие нет. Причем получить вразумительные ответы на вопросы, о том, какие ощущения осознаются, а какие не осознаются, или каким образом физиологическое раздражение превращается в факт сознания,- невозможно, несмотря на искренние усилия материа­листов понять феномен сознания, исходя из строения физического тела человека. Дело не идет далее ссылок на нераскрытые тайны мозга или вторую сигнальную систему.

2. "Человек-машина": сознание и мозг.

Спору нет: мозг в своем строении содержит много тайн, как и любая его клетка. И даже не его. Другое дело, что все эти тайны могут не иметь никакого отношения к феномену сознания. Физиологическая функция мозга как переднего отдела центральной нервной системы связана с поведением живого существа. И ощуще­ния связаны с поведением,- это положение осталось в силе даже после критической философии Дж.Беркли.

Спору нет и относительно того, что поведение зависит от строения мозга, его веса и структуры, от его здоровья или бо­лезни. С другой стороны, никто не спорит и с тем, что сознание зависит от поведения: если человек не способен концентрировать внимание, внимать наставнику, настаивать на своем,- он не бу­дет податлив на воспитание и останется с сознанием дегенерата. Но из того факта, что сознание связано с поведением, а поведе­ние связано с мозгом, еще не следует наличие причинной связи между мозгом и сознанием. Так, отец и сын являются кровными родственниками, сын и мать - тоже, но из этого не следует на­личие кровного родства между мужем и женой. В логике в таком случае говорят, что отношение между А, В и С не является тран­зитивным, переходным с одной пары отношений на другую. В этом смысле отношение между сознанием и поведением, поведением и мозгом не является транзитивным.

Поведение человека, робота и животного может быть совер­шенно идентичным, но из этого не следует, что у всех троих одинаковое строение тела или у всех наличиствует сознание. На основании множества сходных черт в поведении автомата, живот­ного и человека между ними допустимо проводить аналогии, можно острить или фантизировать по этому поводу, но нельзя к этим аналогиям относится серьезно. Между тем, именно это и случает­ся чаще всего в самой серьезнейшей из наук - в медицине. В ме­дицине без тени улыбки делаются ссылки на то, что сознание - функция мозга, свойство высоорганизованной материи /мозга/, или что сознание - отражение бытия, субъективный образ объек­тивного мира.

При этом нейрофизиологи не перестают удивляться тому странному обстоятельству, что сколько не изучали морфологию мозга, кору и подкорку, сколько не тратили сил на физику и хи­мию нейронов, сколько не пытались расшифровать мысли по элект­роэнцефалограммам,- но так и не смогли обнаружить ту конкрет­ную функцию мозга, которую они могли бы отождествить с созна­нием.

Связь сознания и мозга налицо: изменения в работе мозго­вых процессов приводят к изменениям сознания /депрессии, эйфо­рии, галлюцинациям/, но те же изменения сознания можно полу­чить и через воздействие на другие органы, ткани и функции ор­ганизма /кровь, дыхание, железы внутренней секреции/. Для то­го, чтобы стимулировать память, европеец чешет затылок, а ки­таец - пятки. Если человека щелкнуть по носу, то он от возму­щения перестанет абстрактно мыслить. Налицо существование свя­зи между затылком, пятками, носом и мышлением,- а отнюдь не только между мышлением и мозгом. Но наличие связей подобного рода ничего не проясняет в вопросе о природе сознания.

Когда человек мыслит, то ему кажется, что сознание и мыш­ление протекают внутри него. Где именно? В народе говорят, что любят сердцем, а думают головой. Но если понимать буквально, то надо любовь искать в анатомии сердца, а думы - в анатомии мозга. Медики, как люди близкие народу, так и пытались найти думы в голове, в коре больших полушарий, в височной доле, в мозжечке, в нейронных связях, в электрической активности моз­га. Но не нашли.

Напрашивается вывод: либо плохо искали, либо никаких дум в голове нет. То есть думы у человека есть, но в его голове их нет. И если искать их по закоулкам тела, от макушки до пяток, то и там вероятность их обнаружения не превысит вероятности пребывания дум в голове. Поэтому нельзя исключать возможности того, что когда человек мыслит, то сознание протекает вне его тела. Не без участия тела, но и не внутри тела.

В нашем курсе философии мы уже неоднократно сталкивались с аналогичными ситуациями. Недавно разбирали декартовский воп­рос о происхождении теоретического знания: оно возникает не без опыта, но и не из опыта. Как Вы, должно быть, помните, опыт выступает поводом познания, а первоисточником знания яв­ляются аксиомы и способность логического вывода.

И ранее, на первых лекциях, мы встречались при изучении платонизма с ситуацией, когда вещь, воплощающая идею, имеет свою идею вне себя и цель своего бытия вне строения своего те­ла. Например, строение стола определяется строением человека, и цель стола вне стола - в человеке, а идея стола производна от идеи человека, но существует при этом в мире идей, а не в отдельных столах и людях.

В пифагорейской философии мир идей открывается человеку в творческом озарении /Декарт называл озарение "интуицией"/; для удержания идеи вводятся символы; мышление есть процесс интуи­тивно-символический: оперируют с символами, но постоянно ин­туитивно восходят к идеям с тем, чтобы держать перед внутрен­ним взором созерцание смыслов. В пифагорейской философии роль опыта лишь в том, чтобы быть поводом к постановке проблемы, а разрешение проблемы идет вне опыта, в озарении как источнике теоретического знания.

На вопрос о том, существует ли знание в голове человека, или же оно существует вне тела человека и Декарт, и Платон, и Пифагор дали бы одинаковый ответ: знание не существует в теле.

По Декарту, мышление есть равноправное с телесностью бы­тие. Тело существует в теле, среди тел, а не в мысли. Равно как мысль существует в мысли, среди мыслей, а не в теле. Если человек есть существо, обладающее и телом, и мышлением, то из этого вовсе не вытекает, что его мысли протекают в теле, или тело существует в мыслях. Кто может нести подобный бред? Чело­век живет в теле, а мыслит в духе, одновременно пребывая в двух параллельных субстанциях бытия. Кто же виноват, что чело­век так устроен, и что мир разделен на дух и плоть?! Для Пифа­гора и Платона космический дуализм реальности еще более очеви­ден, чем для скептически настроенного Декарта.

Если знание не существует в теле, то каким образом оно существует? Один вариант ответа - через дуализм реальности, просматривается в учениях Декарта, Платона и Пифагора. Есть ли другие варианты? Я упомяну еще об одном варианте и подробно остановлюсь на третьем.

Второй вариант будет связан с Парменидовским пониманием реальности. Физическая реальность сама по себе может быть та­кой, по отношению к которой всякая телесность и движение явля­ются лишь кажущимися феноменами. Центр тяжести физического те­ла человека существует, но его нельзя обнаружить анатомически­ми вскрытиями. Точка, линия, плоскость, число есть реальности, но не физические, а математические. Напомню, что слово "мате­матика" по-гречески означало то же самое, что и "гносис", "знание". Так что математическая реальность, которая лежит в основе физической реальности, есть реальность знания. Знающий человек математичен, он физичен, но не телесен, и существует он в момент знания вне времени и вне пространства,- которые сами по себе есть способы превращения бытия в иллюзию.

Мышление, по Пармениду, есть бытие, а телесная жизнь - лишь его видимость. Мыслить - значит, быть. А быть в теле - значит, уже не быть, а течь как дырявая бочка. /Ср. геракли­товское:"панта реи",-"все течет"/. Мыслить и быть-в-теле - две вещи несовместные. В момент мышления человек находится там, о чем мыслит. Его тело есть мнимое бытие, и пребывание в этом теле в момент мышления есть только видимость бытия. У Фихте по этому поводу есть интересное высказывание, которое звучит при­мерно так: "Когда я мыслю о том, о чем мыслю, я не мыслю о том, что мыслю. Когда я мыслю о том, что мыслю, я уже не мыслю о том, о чем мыслю...".

Третий вариант сознания, связанного с телом, но протекаю­щего вне человеческого тела, очень симпатичен, остроумен, ге­ниально прост, глубок, но - в конце концов,- банален: сознание людей существует не внутри каждого из них, а между ними, как система общественных отношений, значения которых закреплены в системе общепонятных знаков - в языке.

Используя язык, человек всегда находится в обществе, бу­дучи при этом хотя бы и в полном одиночестве. Значения слов языка всегда остаются существовать между людьми, даже если этих людей нет рядом или их давно нет в живых. Если есть хотя бы один человек на Земле, знающий язык, значит через него воспроизводятся отношения между всеми людьми, создавшими этот язык. Язык в этом плане подобен свету далекой звезды: свет от нее идет даже тогда, когда звезды уже нет. Язык есть весть ми­нувших поколений. Вестник, посланник по-гречески значит "ан­гел". Язык и есть такой ангел общества.

3. Сознание и язык, язык и культура.

1/ Семиотическая структура слова. Выше мы остановились на том, что мышление человека протекает не без участия головы /тела/, но и не в голове человека. Это положение можно считать, как выражался один литературный герой, "медицинским фактом". В ис­тории философии мы нашли аналогии этой оригинальной ситуации. Между тем, в лингвистике подобная ситуация возникает всякий раз при рассмотрении слова как знака /гр."семейон"/.

Любое слово представлено либо звучанием, либо начертани­ем. И звук, и графическое изображение сами по себе веществен­ны: это воздух, бумага, колебания, слой краски. Они превраща­ются в знак, когда представляют не самих себя, но замещают со­бою что-то другое: событие, вещь, тело, явление. То, что заме­щается знаком, называется его значением. Например, видимый из­далека дым может свидетельствовать о скрытом огне. В таком случае дым является знаком /признаком/ огня, но значение дыма не в самом дыме, а в огне, который может за ним последовать.

Вещь, имеющая значение, всегда будет представлять и саму себя, и, одновременно, будет знаком этого значения. Например, наличие у молодого человека квартиры и автомобиля придает ему в глазах незамужних девиц особое значение: он и сам по себе ничего, но за ним еще многое скрывается /уровень жизни, способ времяпровождения,- да всего просто не перечислишь!/. Теперь поставим вопрос: где? или в чем?, в ком? существует это самое значение /скромного обаяния буржуазии/? В молодом человеке? В какой его части? В квартире, автомобиле самих по себе? В де­вушках? Мы говорили: наличие у молодого человека квартиры-ма­шины придает ему дополнительное значение в глазах девушек. Так где существует значение: в самих глазах?

Знак и значение связаны друг с другом очень непростым об­разом. Даже дым является знаком огня только для знающего чело­века. Дым для человека является знаком огня, а огонь только для человека имеет значение. То есть между знаком и значением всегда стоит сознающий эту связь человек. Но если мы повторим свой вопрос о том, где существует значение знака, то придем к тому же, от чего пытаемся уйти: значение существует не в самом знаке, не в той вещи, которую замещает знак; оно связано с че­ловеком, с его душой и телом, но и в них его нет.

Если теперь мы возьмем слово и будем рассматривать его

как знак, имеющий значение, то придем к той же самой ситуации.

Например, рассмотрим слово "студент". Можем произнести и запи­сать его по-русски, по-английски, по-немецки: знак будет ме­нять форму, сохраняя известное нам значение. Знак "student" указывает на определенный класс предметов - группу людей, обу­чающихся в высшей школе - который в логике называют "дено­тат" знака, в лингвистике - "референт", а мы будем называть его для простоты "предметным значением" знака.

Знак связан с его предметным значением только через чело­века, который знает смысл этой связи и вкладывает в использо­вание знака значение этого смысла. В таком случае трехчастное отношение "знак-человек-значение" можно представить так назы­ваемым семиотическим треугольником в виде знака, имеющего предметное значение и смысловое значение:

смысл

знак

предмет

Знаком может быть любая физически существующая вещь: крик, цвет, жест, сигнал. С предметом уже сложнее: он может быть регистрируемым или нерегистрируемым, реальныи или нере­альным, действительным или мнимым. Но труднее всего разобрать­ся со смыслом слова: смысл слова нефизичен, он определяется человеком и связан с сознанием.

Смысл слова - в мышлении. Мы уже знаем философскую подна­готную этого "адреса". В логике есть интересное название для одного из видов логических ошибок: определение неизвестного через еще более неизвестное. Чтобы не подвергаться этой ошиб­ке, перевернем высказывание, немного преобразовав его: "Мышле­ние существует там же, где смыслы слов родного языка". Теперь, во всяком случае, мы определяем более неизвестное через менее неизвестное, что логически вполне оправдано.

Где же существует смысл языкового знака? Прежде всего, люди используют знаки при общении между собой. Вовлеченные в общение людей вещи, события обозначаются людьми знаками пос­редством указания, после чего знаки используются в качестве заместителей-заменителей. Та ситуация общения людей, в которой первоначально вводятся знаки посредством указания на предмет­ное значение, и определяет собой смысловое значение /по кон­тексту/. В таком случае "адрес" смыслового значения определя­ется однозначно: оно существует как отношение между людьми на момент общения по поводу обозначаемой вещи.

Если взять всю совокупность слов родного языка /о других языках пока не говорим/, стандартные словосочетания, возмож­ности сочетания слов по правилам грамматики,- то весь массив языковой структуры будет держаться на системе фиксированных отношений между людьми, закрепленных введением языковых зна­ков. Система осмысленных и зафиксированых знаками отношений между людьми по поводу того или иного события /вещи/ задает смысловое поле родного языка, которое используется как дом для индивидуального мышления. Можно сказать, что мышление живет в языке, существует в нем. Естественно, не во всем языке как громоздкой системе знаков, а только в смыслах слов и словесных выражений. Мысль человека - в смыслах родного языка.

Далее нам остается только подвести первые итоги своих фи­лософских изысканий относително того, можно ли медико-физичес­ким путем зафиксировать думы в теле задумавшегося человека /в мозге, нервах, в колебаниях и вообще в чем попало/. Если мысли человека существуют в смыслах родного языка, а смыслы слов су­ществуют в системе отношений между людьми, то можно ли найти мысли внутри каждого из людей? Можно ли найти там, где их нет и быть не может? Найти нельзя, но искать не запретишь. И ищут анатомы, ищут психиатры и невропатологи. Доклады научные друг другу делают о том, кто где и чего не нашел /"пока"/, надежда­ми делятся. И философы им не указ, сами с усами. Ногами уже на своих усах стоят, а все вперед рвутся.

2/ О способности языка выполнять роль "априорных форм чувст- венного созерцания и мышления. Оставим в покое догматическую

позицию медиков, эмпириков, материалистов и вернемся к Канту, Фихте и Беркли, представителям критической философии.

Когда Дж.Беркли отмечал у человека наличие странной осо­бенности - приписывать свое ощущение от вещи самой вещи, объ­являть его "свойством" вещи /слово-то какое смешное!/, то он тем самым обозначивал, метил проблему. Это позволило И.Канту уже вполне четко обозначенную проблему сформулировать: челове­ческая способность к познанию не сводится к одному источнику, необходимо разделить ее на два независимых друг от друга вида:

1/ способность опытного познания на основе телесных ощущений и 2/ способность до-опытного, априорного, знания на основе "ка­тегорий".

В последнем случае Кант говорил о "трансцендентальном субъекте" познания, о том самом "я", которое мы в себе ощущаем как независимое от нашего тела. И.Фихте, отталкиваясь в своей философии от понятия трансцендентального субъекта, обострил проблему сознания, выделив в акте сознания его вторую часть, связанную с превращением внутрителесного ощущения от вещи во внешнее созерцание вещи.

Наконец, при рассмотрении языка в его отношении к созна­нию мы оказываемся в состоянии решить эту проблему.

В самом деле, пусть неизвестная нам вещь в своем действии на наше тело вызывает ощущения, которые мы способны наимено­вать, то есть выразить их словами. Выразить словами - это зна­чит: 1/обозначить знаком; 2/указать знаком на предмет; 3/выра­зить смысл.

И знак, и смысл знака всегда существуют между людьми, то есть не внутри тела. Ощущения, наоборот, существуют только внутри тела. Через указание /со смыслом/ ощущение при именова­нии его переводится из внутрителесного существования во внете­лесное, после чего его уже можно "приписывать" чему угодно и как угодно. Обычно его "приписывают" той вещи, которая наблю­дается при появлении соответствующего ощущения и тогда его на­зывают "свойством" вещи.

То есть "свойство вещи" становится фактом нашего сознания на основе априорной деятельности трансцендентального субъекта благодаря использованию семиотических особенностей языка /акта номинации, наименования/. Дать имя своим ощущениям, значит со­вершить сложнейший гносеологический процесс, даже не подозре­вая об этом. В научном творчестве аналогичная процедура связа­на с введением новых терминов и требует от ученого большого таланта. Но в своей обыденной человеческой жизни мы не творим родной язык, а только усваиваем его. Далее язык делает за каж­дого из нас огромную работу: превращает наши ощущения в факты сознания. Мы должны быть по крайней мере благодарны языку за его участие в том, чтобы мы оставались в сознании.

3/Языковые ограничения сознания и мышления. Язык, предоставляя смысловыми значениями слов и выражений арену для деятельности сознания и мышления, одновременно и сдерживает эту деятель­ность своей собственной структурой. Так, дом предоставляет нам определенную свободу передвижения, но своими перегородками, перекрытиями, оконными и дверными проемами он навязывает нам столь же определенный /но уже не нами/ вид из окна или после­довательность перехода из комнаты в комнату. Язык, как дом сознания, также и предоставляет свободу сознанию, и ограничи­вает ее. Эту особенность языкового влияния языка на сознание можно легко продемонстрировать одним знаменитым примером.

В начале двадцатого века в среде филологов появилась одна фраза, которую я попрошу Вас записать на слух: как слышится, так и пишется. Фраза звучит примерно так:"Глокая куздра штеко бодланула бокра и курдячит бокренка". Вы записали ее одним словом или разбили на части? Все слова в этой фразе выдуман­ные, но давайте посмотрим, не является ли для нас хотя бы что-нибудь в ней понятным. Повествует ли фраза о каком либо действии? Есть ли в ней действующие лица? Какие они?

Итак, о ком идет речь? О куздре. Что она делает? Бодлану­ла, курдячит. Кого бодланула, кого курдячит? Бокра бодланула, курдячит бокренка. Бокренка не жалко? Давайте присмотримся к тому, не сможем ли их представить себе. Кто больше: бокр или бокренок? Кто толще: куздра или бокр? Кто из них самый злой и агрессивный, кто маленький и беззащитный? А почему мы все это знаем?

Давайте вновь присмотримся к фразе. Это выражение русско­го языка или нет? Фонемы, структура предложения? Предложение является вопросительным или повествовательным? В этом повест­вовательном предложении можно выделить подлежащее и сказуемое? -Да, даже два. Есть ли в нем определения, согласуются ли они с определяемым словом в роде, числе, падеже?

Интересная получается ситуация! Все слова выдуманные, но фонемы - русского языка, грамматическая структура тоже русско­го языка и употреблена она в фантастическом словосочетании правильно. Получается так, что мы понимаем смысл фразы со все­ми ее действующими лицами, сочувствуем им, сопереживаем тем, кого нет: нет никакого бокренка и нет никакого бокра. То есть фонетическая и грамматическая структура языка сами по себе способны порождать в нас смыслы. Смыслы событий, которых нет. Эту функцию языка в его отношении к сознанию часто называют мифологизацией. Языковые структуры сами по себе способны по­рождать мифы сознания.

Более специфичный способ влияния языка на сознание предс­тавлен в гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уор­фа. Эд.Сепир и Б.Уорф, американские лингвисты, исследовали структуру языка индейцев и обнаружили, что в индейских языках нет деления слов на существительные и глаголы. Все слова у них как бы являются деепричастиями. Например, в русском языке сло­во "задумавшийся" выражает одновременно и человека, и его действие, состояние. А в индейских языках все слова выражают состояния предмета в действии, без абстрактного разделения на "субъект" и "предикат". Это приводит к тому, что меняется восприятие мира. В таком случае говорят о репрезентирующей функции языка относительно сознания: язык репрезентирует /представляет/ реальность в соответствии со структурой языко­вых категорий.

Европейские языки всегда четко разделяют существительные и глаголы, подлежащее и сказуемое /во многих европейских



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.