|
|||
Грузовые автомобили»«Грузовые автомобили» Цель: дать детям обобщенные представления о грузовом транспорте; упражнять в его конструировании, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям; дать представление о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском); уточнять представления детей о геометрических фигурах; побуждать к поиску собственных решений; развивать способность к плоскостному моделированию. Теория: педагог организовывает конструирование на данную тему из конструктора. Через игровые ситуации побуждает детей к созданию вариантов знакомых построек; упражняет в их преобразовании по разным параметрам; создает условия для поиска, экспериментирования. Развивает наблюдательность детей, тренирует память, побуждает к активности; стимулирует творчество, стремление реализовывать свои замыслы, применяя приобретенный конструкторский опыт. Практика: работа с иллюстрациями. Педагог предлагает каждому ребенку выбрать картинку (рис. 21 – 27), затем найти лист с сигнальными значками для данного задания (рис. 28 – 34). Дети должны разрезать листы на части; выбрать нужную картинку с изображением геометрических фигур, раскрасить фигуры цветными карандашами, затем вырезать только те геометрические фигуры, которые нужны для завершения выбранной картинки (рис. 21 – 27), и наклеить их в нужные места. Дети упражняются в назывании формы и цвета геометрических фигур. Работа с иллюстрациями: дети подбирают иллюстрации, на которых изображены различные грузовые машины, определяют функциональное назначение грузовых машин, выделяют общее и различия в их строении. Педагог подводит детей к пониманию того, что внешний вид машины зависит от ее назначения; к обобщению («Что есть у всех грузовых автомобилей»). Проводит объяснение приемов конструирования в игровой форме от лица игрушки: дети учат Зайца (Мишку) строить машину, а тот ошибается, например, вместо цилиндров для колес берет бруски. Пусть ребята объяснят Зайке (Мишке), почему лучше взять для колес цилиндры. После постройки сооружения детям дается задание: перестроить свои машины так, чтобы можно было перевезти на них грузы (раздайте им игрушки, коробки, пластмассовые бутылки, шпульки и пр.). В процессе конструирования дети отвечают, какая пластина потребуется для строительства рамы машины (длинные, короткие, узкие, широкие, толстые, тонкие пластины). Организовывается строительство различных машин из конструктора. Дети экспериментируют с деталями, придумывают свои машины. Педагог содействует коллективным детским играм («Автопарк», «Машины везут грузы» и др.). Работа с иллюстрациями: подобрать иллюстрации, на которых изображены различные транспортные средства. Рассмотреть их с детьми; уточнить назначение, строение видов транспорта. Учить ребят конструировать грузовой и пассажирский транспорт из различного строительного материала и деталей конструкторов с несложными креплениями (например, прикручивать к раме колеса; прикреплять кабину, кузов, прицеп и некоторые мелкие детали; усаживать шофера, пассажиров; размещать грузы и т. д.). Упражнять детей в планировании общей деятельности, используя метод плоскостного моделирования (предлагать фигуры, вырезанные из любого материала, – фундаменты домов, формы разного вида транспорта, фонтанов, газонов, пешеходных дорожек). Дети раскладывают фигуры на поверхности, затем строят на них сооружения, оформляя постройки игрушками и прочим дополнительным материалом (городок, улица, детский сад и т. д.). Педагог побуждает детей использовать сконструированные машины в играх, предлагает детям закончить задания, которые они не успели завершить на занятии (вырезать и наклеить необходимые зверюшкам предметы). Детям раздаются листы бумаги с выкройками конвертов и предлагается сложить и склеить конверты; вырезать все оставшиеся на картинках (рис. 28 – 34) геометрические фигуры и убрать их в конверты. Игра «Выкладывание изображений из геометрических фигур». Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки (по замыслу). Материал. Строительные наборы, ножницы, кисточки, клей. Учебно-методические пособия, наглядность: картинки с изображением геометрических фигур, грузовых машин, различных транспортных средств, строительные кубики «Лего-Дупло». Ключевые слова: цилиндр, строительные детали.
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24 Рис. 25
Рис. 26 Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29 Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
|
|||
|