Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина



Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

Долгое время джаз считался «низким» жанром. Он мог звучать на улицах и в бедных негритянских кварталах, но не на большой концертной сцене. Но 12 февраля 1924 года всё изменилось. В этот день американский композитор Джордж Гершвин представил публике своё новое сочинение - «Рапсодию в стиле блюз».

Для начала знакомства с жанром рапсодии нам придётся заглянуть в эпоху античности. В Древней Греции странствующих певцов-музыкантов называли рапсодами. Сегодня трудно утверждать определённо, но, быть может, и легендарного Гомера тоже называли рапсодом.

Рапсоды исполняли рапсодии – нараспев декламировали эпические сказания, повествующие о подвигах и славных делах богов или героев.

Термин «рапсодия» снова стал популярен много веков спустя в эпоху романтизма. Музыкантов XIX века привлекала возможность сочинять произведения в свободной форме. Композиторы-романтики создавали большие красочные произведения, словно сотканные из множества разноцветных кусочков-мелодий.

Рапсодия – жанр инструментальной музыки, музыкальное произведение выстроенное в свободной форме на основе народных мелодий.

Рапсодии сочиняли Брамс и Дворжак, Рахманинов и Равель. При этом композиторы часто опирались в своём творчестве на известные мелодии или народные напевы. Венгерский композитор Ференц Лист сочинил 19 венгерских рапсодий для фортепиано, в которых мастерски претворил характерные интонации, гармонии, ритмы своей национальной музыки.

В ХIХ веке название “рапсодия” пришло в профессиональную музыку и стало обозначать крупное одночастное произведение, как правило, для рояля или оркестра, в котором звучат различные народные мелодии.

Русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. В ней основная мелодия – это тема скрипичного каприса № 24 Николо Паганини. Но, пожалуй, самое популярное концертное произведение – это «Рапсодия в стиле блюз» Джорджа Гершвина

С именем этого американского композитора и пианиста связана одна из интереснейших глав в истории музыкальной культуры. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза».

Джордж Гершвин родился в 1898 году в Нью-Йорке в семье еврейских эмигрантов из России. Всеми своим достижениями юноша был обязан самообразованию и требовательности к себе. Он не получил профессионального музыкального образования, но уже в 16 лет работал пианистом в издательстве Ремика, «рекламируя» новые песни. К началу 1920-х годов Гершвин стал восходящей звездой среди авторов бродвейских мюзиклов.

О создании своего самого известного произведения Гершвин говорил так:

 «Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его роль. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и в его основе должны лежать только танцевальные ритмы. Я решил разбить это ошибочное представление. Я писал очень быстро. В голове рождался замысел Рапсодии. Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки – наш кипящий котёл, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху. Друзья посоветовали назвать новую музыку «Рапсодией в блюзовых тонах». Получилось очень хорошо, ведь слово blue в английском языке имеет несколько значений. Это и лирическая песня (блюз) и цвет (голубой). Есть также и другие смысловые оттенки: голубой цвет- цвет грусти, печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!»

Раскованность звукового потока проявляется в частой смене темпов, динамики, свободной игре мотивов, ритмов. Движение составляющих рапсодию тем-образов направлено к одной цели - к кульминации, к возвышенно звучащей лирической, светлой и праздничной коде произведения.

Принцип построения «Рапсодии» прост — свободно чередующиеся эпизоды, контрастирующие друг с другом. Гершвин писал: «Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки - наш «кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху».

Самое главное достоинство сочинения заключалось в том, что впервые произошло органичное соединение состава оркестра, ассоциирующегося с произведениями Моцарта, Бетховена или Чайковского, и блюзового стиля. С легкой руки Уайтмена новое направление стали именовать симфоджазом.

«Рапсодия в стиле блюз» стала визитной карточкой Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами и академического направления, и джазменами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.