|
|||
онспект урока Морфологический разбор глаголаонспект урока "Морфологический разбор глагола"
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы: · Что мы знаем о глаголе? · Как выполнить морфологический разбор глагола? · Какие проблемы у нас могут возникнуть при разборе глагола? И вновь мы возвращаемся к существу, которое мы однажды придумали. Да. Мы нарисовали квакозябру. И, между прочим, при этом совершили действие. А, как известно, мы выражаем действия при помощи глаголов. И это значит, мы можем выполнить морфологический разбор этого слова. Вот в нашем предложении уже есть глагол нарисовали. Так его и будем разбирать. И сначала нам нужно выяснить самую важную информацию. Это будет нашим первым этапом разбора. Мы должны выяснить информацию о части речи. Нарисовали – глагол. Во-первых, обозначает действие: что сделали? – нарисовали. Начальная, то есть неопределённая форма – нарисовать. А теперь нам нужно выяснить признаки глагола. Посмотрим на наш глагол. Сначала мы должны выяснить постоянные признаки. Что в этом глаголе уже никогда нельзя изменить? Нам поможет начальная форма нарисовать. Какие признаки есть у нее? Но ведь у глагола так много разных признаков.
Но ведь у глагола так много разных признаков. Зададим себе вопрос: как глаголы изменяются? По наклонениям, временам, лицам или родам, и числам. Значит, все остальное – это как раз постоянные признаки глагола. Вот они. Вид, спряжение, переходность, возвратность. И с этих признаков мы и начинаем анализ. Мы помним, что бывают глаголы двух видов. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Они обозначают незавершённые действия. А глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? они обозначают завершённые действия. Что сделать? Нарисовать. Мы уже нарисовали нашу квакозябру. Действие завершено. Нельзя изменить и спряжение глагола. Посмотрим на глагол нарисовать. Перед -ть стоит а. Нарисуют – в личном окончании третьего лица стоит ю. Наш глагол – первого спряжения. Глаголы бывают также переходными. Они сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога. И непереходными – они с такими существительными не сочетаются. Нарисовали кого? что? – квакозябру. Действие переходит на предмет. Значит, наш глагол – переходный. Глаголы также могут быть возвратными – у таких глаголов есть суффикс -ся (-сь). Или невозвратными. У них такого суффикса нет. Посмотрим на глагол нарисовать. Квакозябру мы нарисовали, она не сама нарисовалась. Суффикса нет, глагол невозвратный. Возвратность указывают в разборе не всегда. Но мы на всякий случай её укажем. Итак, во-вторых, глагол имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение. И теперь нам нужно рассказать о непостоянных признаках глагола. Таких, как наклонение, время, лицо или род, число. При этом от наклонения может зависеть время, а наличие лица или рода – от времени. Все эти признаки связаны друг с другом. Мы помним, что глаголы изменяются по наклонениям. Мы нарисовали квакозябру. Значит, совершили реальное действие. Наш глагол будет стоять в изъявительном наклонении. Мы знаем, что в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Квакозябру мы нарисовали в прошлом. Значит, глагол стоит в прошедшем времени. Мы также помним, что глаголы изменяются по лицам. В соответствии с лицами меняются и вопросы… Но постойте, ведь это вопросы настоящего времени! Только в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. Они бывают мужского, женского и среднего рода: нарисовал, нарисовала, нарисовало… И нам не подходит ни один вариант. Но ничего странного в этом нет. Ведь все это – глаголы в форме единственного числа. А нам нужно множественное число. Ведь квакозябру мы нарисовали вместе. Итак, наш глагол здесь употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе – это его непостоянные признаки. И нам осталось только определить функцию глагола в предложении. Что делает наше слово? Оно обозначает действия подлежащего. Значит, это сказуемое. В-третьих, в предложении является сказуемым. Итак, что нам нужно для морфологического разбора глагола? А теперь мы проведём небольшую тренировку. Многие дети ненавидят уколы. Ненавидят – глагол. Во-первых, обозначает действие: (что делают?) – ненавидят. Начальная форма – ненавидеть. Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, переходный, второе спряжение. Здесь употреблён в изъявительном наклонении, настоящем времени, третьем лице, множественном числе – это его непостоянные признаки. В-третьих, в предложении является сказуемым. Обратим внимание. Глагол в настоящем времени изменяется по лицам, мы указали это. Пожалуйста, расскажи мне историю. Мы разберём глагол расскажи. Расскажи – глагол. Во-первых, обозначает действие: (что сделай?) – расскажи. Начальная форма – рассказать. Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, первое спряжение. Здесь употреблён в изъявительном наклонении, настоящем времени, третьем лице, множественном числе – это его непостоянные признаки. В-третьих, в предложении является сказуемым. Обратите внимание. Глагол стоит в повелительном наклонении, поэтому по временам не изменяется. Я засмеялась бы, но не хочу. Разберём глагол засмеялась бы. Засмеялась бы – глагол. Во-первых, обозначает действие: (что сделала бы?) – засмеялась бы. Начальная форма – засмеяться. Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, первое спряжение. Здесь употреблён в условном наклонении, женском роде, единственном числе – это его непостоянные признаки. В-третьих, в предложении является сказуемым. Здесь глагол стоит в условном наклонении, поэтому мы не указываем время, зато указываем род. Обратите внимание на отличия устного разбора от письменного. Что же нам требуется сегодня запомнить? Для морфологического разбора мы… · Сначала указываем часть речи. Объясняем общее значение. · Потом указываем начальную, или неопределённую, форму глагола. · Затем мы указываем постоянные признаки глагола: вид, переходность, спряжение. · И непостоянные признаки: наклонение, время, лицо или род, число. · В конце мы указываем функцию глагола в предложении.
|
|||
|