|
|||
Лекция «Экстремизм и экстремистская деятельность»Лекция «Экстремизм и экстремистская деятельность»
Цели проведения: 1.Довести основные принципы, направления противодействия экстремистской деятельности. 2. Сформировать четкое неприятие экстремизма.
Аудитория: 9 -11 классы.
Понятие «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus», что означает «крайний».
Экстремисты, занимая агрессивную позицию в обществе, преступают грань дозволенного моралью и законом. В случае перехода за эту грань их поступки по степени общественной опасности квалифицируются как криминальные. Например, проводится массовая разрешённая демонстрация протеста против определённого решения власти города и т.д. Это –законное право граждан на выражение своего мнения. Но если эта демонстрация сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка), это уже противоправные экстремистские действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные.
Наиболее уязвимы и подвержены вилянию экстремистской идеологии подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно-значимых интересов. Вступление в экстремистскую организацию или в террористическое формирование во многом является следствием отсутствия чётко сформулированной цели жизни, а также экономических надежд. В российском законодательстве определение экстремизма содержится в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. No114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Приведём текст из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»: 1)экстремистская деятельность (экстремизм): - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединённые с насилием либо угрозой его применения; - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединённое с насилием либо угрозой его применения; - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».
На основе приведённых в Федеральном законе положений можно выделить три направления экстремистской деятельности. 1.Физическое осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам. 2.Распространение в обществе экстремистских идей, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни. 3.Финансирование экстремистской деятельности. Особенно опасна экстремистская деятельность, связанная с угрозой материальным объектам культуры, частной собственности и, главное, жизни людей. Часты сообщения средств массовой информации о беспорядках в ходе демонстраций, вандализма по отношению к средствам личного и общественного транспорта, даже к памятникам.
Такой вид экстремистской деятельности как распространение в обществе экстремистских идей в настоящее время получил широкое распространение с помощью Интернета. В последние годы усилилась роль использования Интернета как средства пропаганды экстремистских и террористических идей. Через «всемирную паутину» экстремисты открыто вербуют новых сторонников, помещают символику, в том числе ксенофобскую и фашистскую. Многие экстремистские организации в мире имеют свои сайты (по оценкам экспертов их свыше 500), посредством которых распространяется преступная идеология, направленная на расшатывание общественногопорядка и государственной власти.
Третий вид экстремистской деятельности –финансирование –осуществляется в форме оказания финансово-материальной помощи экстремистским организациям или их участникам при изначальной осведомлённости о том, что передаваемые средства будут использоваться в интересах организации и осуществления экстремистской и, возможно, террористической деятельности.
Экстремизм бывает не только в виде массовых беспорядков, но и «словесный», в виде пропаганды –распространения экстремистских идей, таких, как превосходство либо неполноценность граждан по их отношению к религии, социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию. Форма «словесного» экстремизма –уничижительные и(или)оскорбительные характеристики членов той или иной религиозной, социальной, расовой, национальной, языковой группы. «Словесный» экстремизм проявляется и в виде информационного воздействия на людей, которые вовлекаются таким образом в экстремистскую деятельность.
Экстремистская агитация может рассматриваться как форма насилия над личностью, так как она с помощью определённых информационных технологий заставляет человека совершать антиобщественные поступки, противные человеческой природе, морали, религиозным установлениям. Итак, 1.Экстремистская деятельность создаёт повышенную напряжённость, так как служит возбуждению социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе. 2.Подростки и молодые люди с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием общественно значимых интересов наиболее подвержены влиянию идеологии терроризма. 3.Терроризм является крайней формой экстремизма.
Вопросы учащимся: 1.Какие существуют виды экстремистской деятельности, их различия? 2.Какие категории людей наиболее подвержены воздействию экстремистской идеологии? 3.Какая существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом?
|
|||
|