Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпидемический паротит



 Эпидемический паротит

это острое инфекци­онное вирусное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением железистых орга­нов и ЦНС.

Этиология и патогенез.Возбудитель болезни — РНК-вирус из семейства парамиксовирусов; он может быть обнаружен в слюне, крови и церебро­спинальной жидкости в первые 3—4 дня от нача­ла болезни и в последние дни инкубационного периода (за 1—3 дня до появления клинических симптомов болезни).

Эпидемический паротит относится к антропо-нозам. Заболеваемость наблюдается в виде как спорадических случаев, так и эпидемических вспышек, возникающих в детских коллективах. Наиболее высока заболеваемость в осенне-зимние и особенно в ранние весенние месяцы.

Источник инфекции — больной человек. Заражение происходит воздушно-капельным путем при непосредственном контакте с больным. Возможна передача вируса через предметы ухода и игрушки. Чаще болеют дети дошкольного и млад­шего школьного возрастов. К 7-9-му дню от нача­ла болезни вырабатывается стойкий иммунитет.

Вирус, проникая в организм через слизистую оболочку полости носа, рта и глотки, вначале циркулирует в крови, а затем вследствие тропизма к ЦНС и железистым органам проникает в них. Клиническими проявлениями виремии служат симптомы интоксикации. Увеличение железистых

органов и поражение ЦНС следует расценивать как реакцию в ответ на репликацию и циркуляцию вируса.

Клиническая картина.Инкубационный период длится 11-21 день (в среднем 18 дней). Увеличение околоушных слюнных желез вследствие их поражения — самое частое проявление болезни (рис. 66). В типичных случаях вблизи ушной раковины появля­ется припухлость, заполняющая заднечелюстную ямку (между восходящей ветвью нижней челюсти и сосцевидным отростком). Припухлость может распространяться спереди, вниз и сзади от мочки уха. Цвет кожи не изменен, контуры припухлости нечеткие, так как она обусловлена не только увеличением околоушной желе­зы, но и отеком окружающей подкожной основы. Консистенция опухоли в зависимости от ее величины мягковато-тестоватая или эластично-плотноватая, определяется болезненность при ощупыва­нии. Устье протока околоушной железы отечно и гиперемировано. Через 1—2 дня в процесс вовлекается другая околоушная железа. Возможна боль при жевании. У большинства больных температура тела повышается до 38—39 "С, нарушено самочувствие, отмечается головная боль, могут быть рвота, боли в животе. У отдельных боль­ных увеличиваются поднижнечелюстные и подъязычные слюнные железы. В подчелюстной и подбородочной областях определяются плотные образования, нередко с выраженным отеком подкожной основы. При анализе крови выявляются лейкопения, лимфоцитоз. СОЭ не изменена.

Орхит, панкреатит, серозный менингит, менингоэнцефалит обычно развиваются через несколько дней от начала заболева­ния. При орхите появляются припухлость и боли в яичке, иррадиирующие в паховую область и поясницу, отечность мошонки. Панкреатит проявляется сильными болями в области эпигастрия и левого подреберья. Всегда имеются анорексия, тошнота, рвота, лихорадка. Повышен уровень диастазы в моче.

Серозный менингит обычно развивается через 3-6 дней после возникновения паротита или субмаксиллита. Наблюдается и изоли­рованное поражение ЦНС. Начало паротитного менингита всегда острое, отмечаются резкое повышение температуры тела, головная боль, повторная рвота, часто — сонливость, адинамия, галлюци­нации, судорожные подергивания, потеря сознания. Выявляются типичные признаки менингеального синдрома — ригидность мышц затылка, положительные симптомы Кернига и Брудзинского.

При спинномозговой пункции жидкость вытекает под повышен­ным давлением, она прозрачная или слегка опалесцирует. Высокий плеоцитоз (до 1000 клеток) имеет исключительно лимфоцитарный характер. Содержание белка слегка повышено, уровень глюкозы и хлоридов — в пределах нормы.

Менингеальный синдром максимально выражен в первые дни менингита. Со 2—3-го дня он уменьшается и через 5—8 дней исче­зает, а изменения цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) исчезают только на 3—4-й неделе болезни. Исход благоприятный. После клинического выздоровления наблюдаются вялость, быстрая утом­ляемость, неустойчивое настроение и др.

Менингоэнцефалит встречается редко, возникает на 5—6-й день болезни. Больной теряет сознание, появляются судороги, рвота. На фоне менингеального синдрома появляются парезы, параличи, афазия, возможно поражение слухового и зрительного нервов.

Осложнения бывают редко. К ним относятся последствия менин­гита и менингоэнцефалита, орхита, панкреатита. Поражение слу­хового нерва и внутреннего уха может привести к глухоте, возмож­но развитие эпилепсии, заикания, иногда длительно сохраняются астенизация, гипертензионный синдром, бывают отклонения в психическом развитии. Возможны бесплодие как следствие дву­стороннего орхита, развитие сахарного диабета после имевшегося в разгар заболевания панкреатита.

Диагностика эпидемического паротита основывается на дан­ных эпидемиологического анамнеза и характерной клинической картине. При бессимптомных формах для подтверждения диаг­ноза применяют серологические методы: выявление высоких титров антител в парных сыворотках в реакции нейтрализации, а также антител класса IgM в крови методом ИФА. Специфические антитела класса IgG сохраняются пожизненно.

Лечение.Лечение симптоматическое. Показаны постельный режим, частое питье, полоскание рта после еды, сухое тепло на область пораженных слюнных желез.

При подозрении на менингит выполняют спинномозговую пункцию, которая имеет не только диагностическое, но и лечеб­ное значение. Снижение давления в спинномозговом канале после пункции уменьшает рвоту и головную боль, улучшает самочувствие больного ребенка.

Панкреатит обычно протекает благоприятно. При выраженной клинической симптоматике показаны обильное питье, капельное вливание Глюкозы*, раствора Рингера*, альбумина человека, плаз-мозаменителей. В начальном периоде применяют спазмолитики, болеутоляющие средства, ингибиторы протеолиза.

При развитии орхита назначают строгий постельный режим, для снятия болевого синдрома — анальгетики, в качестве противо­воспалительных средств — глюкортикоиды коротким курсом в течение 3—4 дней, используют суспензорий в течение 2—3 нед. Учитывая, что в патогенезе атрофии яичка в результате острого орхиэпидидимита играет роль механическое сдавление, в настоя­щее время наряду с консервативной терапией в тяжелых случаях проводят хирургическое лечение — рассечение плотной белочной оболочки яичка.

Профилактика. Ранняя изоляция больных. Изоляцию нахо­дившихся в контакте детей (при точно известной дате общения с больным) проводят с 11-го по 21-й день после контакта. Активную иммунизацию осуществляют в возрасте 15—18 мес живой ослаблен­ной вакциной одновременно с вакцинацией против кори.

Прогноз благоприятный.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.