Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образец выполненной работы



 

Задание на 4 четверть для 4 класса по предмету «Рисунок».

Составитель: Каталёва Е.Г.

Тема задания: «Гипсовая капитель».

Цель задания: ознакомление учащихся с архитектурными особенностями капители дорического ордера. Умение анализировать форму предмета.

Задачи: линейно-конструктивное построение гипсовой капители с введением лёгкого тона, с сохранением линий построения. Последовательное ведение рисунка.

Общее количество часов: 12 часов.

Формат А3, карандаши графитные.

 

Гипсовые розетки, капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры. Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры – классические ордера. «Ордером» называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведённой в определённый конструктивно-художественный порядок.

 

 

В ордерной системе существенную деталь составляет стойка – колонна. Между колонной и конструкцией балки находится основная головная часть – капитель. Под колонной, в её нижнем основании, находится плита, называемая базой, выполняющая функцию распределения основной нагрузки на его поверхность. С изобразительной точки зрения наибольший интерес вызывают верхняя и нижняя детали колонны – капитель и база. Композиции капители классических ордеров, по своей стилистике и форме, довольно разнообразны – от самой простой и гладкой – до сложной, декорированной, с различными орнаментами растительного и животного происхождения.

 

 

Рассмотрим более простую форму конструкции капители дорического ордера. Ниже показана учебная модель гипсовой плиты с элементом архитектуры капители дорического ордера, а точнее её половины (справа). Особую роль играет освещение. Поверхность плиты освещена лампой таким образом, что наиболее отчётливо выявлена основная структура. Лучше всего садиться в трёхчетвертном положении справа или слева. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

 

 

Прежде чем приступить к изображению модели, нужно её изучить со всех сторон,  анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Внимательно изучите форму капители и её отдельных элементов во взаимосвязи. Определите основные габариты размеров плиты и выступающих частей капители. Капитель состоит из трёх основных частей (рис. слева внизу). Верхняя часть, абака, представляет собой толстую квадратную плиту, которая венчается каблучком и полочкой. Под ней находится эхин, затем – переходная к колонне часть, состоящая из трёх поясков и шейки, которая сопрягается со стволом колонны. Чуть ниже имеется выступающий валик с полочкой, называемый астрагалом, который также сопрягается со стволом колонны через выкружку). Ниже находятся вертикальные желобки – каннелюры. Если мысленно представить капитель без мелких элементов: эхина с поясками, астрагала с полочкой и без рельефа выкружки, то нетрудно определить, из каких геометрических форм состоит её основа. Разумеется, ствол колонны состоит из цилиндра, а абака – из толстой квадратной плиты, расположенной симметрично по центру на верхнем основании цилиндра (средний рис. внизу). При отдельном рассмотрении её дополнительных элементов можно видеть, что профиль эхина близок к четвертному валу (1/4 валика). А астрагал представляет собой тело, образованное движением шара по окружности на некотором удалении от поверхности цилиндра, с примыкающей к нему снизу полочкой (рис. справа внизу).

 

 


Вам придётся рисовать с образца, который представлен на этой странице. Таков должен быть ваш конечный результат: линейно-конструктивное построение гипсовой капители с введением лёгкого тона, с сохранением линий построения. Капитель на образце имеет трёхчетвертной ракурс. Судя по построению плиты, линия горизонта находится ниже модели.

Работу над рисунком капители следует начинать с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Определив основные габариты размеров плиты и выступающих частей капители, нужно грамотно поместить общую форму объекта на листе бумаги. Учитывая, что её основу составляют тела вращения, вначале следует определить общую вертикальную ось капители, а затем приступить к перспективному построению изображения с учётом линии горизонта и строго соблюдая пропорции всех частей и целого.

 

 

 


При изображении классических ордеров очень важно с самого начала как можно точнее выдержать основные пропорциональные величины. От этого будет зависеть правильность соотношения величин остальных её элементов. При изображении половинчатой формы капители нельзя забывать, что это часть целого. Следовательно, чтобы получить правильное изображение половины капители, необходимо произвести полное построение изображения, а не только его видимой части. Формы капителей, независимо от их разнообразия, в основе всегда имеют правильные геометрические формы. Для успешного выполнения учебного задания по рисованию капители потребуется грамотное владение предыдущим учебным материалом по перспективному построению простых геометрических фигур – квадрата и окружности.  


Наметили общую массу объекта. Далее – построение конструкции капители можно начинать с квадратного основания абаки или с окружности верхнего основания четвертного вала. Здесь главное – верно построить в перспективном ракурсе два соединяющих элемента. Но, как показывает педагогическая практика, большую трудность представляет построение окружности (эллипса) в квадрате (ромбе). Производя построение капители дорического ордера, вписывая окружность в ромб квадратной абаки, зачастую неверно определяют её горизонтальное положение – большую ось эллипса, что ведёт к искажению изображения окружности эллипса и рисунка в целом. Независимо от положения углов ромба капители относительно точки зрения и её ракурсов, эллипсовидная окружность должна быть всегда построена строго в горизонтальном положении с учётом перспективных сокращений. Поэтому в целях упрощения рекомендуется начинать с правильного построения эллипса окружности. Построив окружность, следует построить на её основе элемент абаки. 


Закончив построение верхних элементов конструкции капители, приступают к построению основания ствола колонны. Работая над поясками, предстоит построить семь эллипсов и четыре эллипса для астрагала. Внимательно посмотрите на их построение на образце слева.

 

Здесь следует опираться на законы перспективы. Наша модель находится высоко над линией горизонта, значит эллипсы, находящиеся в верхней части, будут шире. Верхняя половина эллипса будет шире, нежели нижняя, т.к объект наблюдается снизу, а не сверху, как вы привыкли при работе над натюрмортами. Чем ниже находится эллипс, тем он ближе к линии горизонта, тем он уже. Но эти сужения незначительные, т.к. пояски невысокие. На теневые участки сразу наносите лёгкий штрих, чтобы не запутаться в плоскостях.

Соотнося пропорции частей и целого, дополнительно уточняйте их местоположение. Затем лёгкими линиями стройте все необходимые окружности (эллипсы) деталей капители. При их построении очень важно прорисовывать не только видимые, но и невидимые элементы капители как бы насквозь, прозрачно, что способствует правильному изображению объёмной конструкции капители. Обратите внимание, как строятся желобки каннелюр.

Только после того, как произведено полное построение изображения, можно приступать к определению половины капители в соответствии с её положением относительно рисующего (вы смотрите образец). Чтобы произвести необходимое вертикальное сечение, следует, с учётом перспективы, разделить пополам эллипсы оснований, а затем и основание квадрата плиты-абаки.

После проверки и дополнительных уточнений ненужную половину можно слегка ослабить, но не избавляться от неё совсем. Так как при дальнейшей проработке и уточнениях на нужной половине могут быть допущены некоторые искажения. Непременным условием завершения работы над построением рисунка капители является проверка на расстоянии. Отставьте свой рисунок или отойдите от него, чтобы увидеть его издалека. Только с определённого расстояния можно увидеть те или иные недочёты. Особое внимание необходимо обратить на пропорции, перспективу, характер, объёмно-пространственную форму и общее состояние рисунка

После уточнения построения и исправления допущенных ошибок, следует наметить границы собственных и падающих теней, а затем нанести лёгкий тон на теневых участках. Полной проработки светотени на всём изображении наше задание не требует.

 

 

Образец выполненной работы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.