Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Категория одушевленности – неодушевленности



Категория одушевленности – неодушевленности

1. Проанализировать запись. Указать, какую точку зрения на категорию одушевлденности-неодушевленности учитывают составители программы для начальных классов.

одушевленность – неодушевленность

лексико-грамматический              морфологическая

разряд                                       категория

Галкина-Федорук Е.М., Горшкова К.В.,                  Грамматика русского языка. Ч.I. –  

Шанский Н. М. Современный русский язык.           М., 1953.

 Ч.II. – М.: Изд-во МГУ, 1964.                                 Современный русский язык/Под ред.

                                                                                 В.А. Белошапковой – М., 1981.

                                                                                 Милославский Г.И. Морфологи-

                                                                                 ческие категории современного

                                                                                 русского языка. – М., 1981.

Отражает реальное противопоставление    Обусловливает сочетаемость

живого – неживого в природе,                      существительного,

номинативный элемент                                обязательный элемент

2. Проанализировать парадигмы пар существительных, сделать вывод о семантических признаках одушевленности – неодушевленности.

Кто?                                                         Что?

студент                                                    монумент

мама                                                        рама

лошадь                                                    скатерть                                                      

знакомая                                                  учительская

существо                                                 село

лицо (человек)                                         лицо (передняя часть головы)

спутник (летательный аппарат)             спутник (человек)

атташе                                                     кофе

фрау                                                        авеню

3. Проанализировать парадигмы существительных «парта» и «кукла». Указать морфологические признаки одушевленности – неодушевленности.

4. Соотнести семантику (живое/неживое) и морфологические признаки (одушевленное/неодушевленное) следующих слов. Определить, почему слова разделены на группы (установить, с чем связано употребление слова то как одушевленного, то как неодушевленного):

а) коллектив, стая; б) кулачье, крестьянство; в) утопленник, русалка; г) кукла, петрушка; д) роза, береза; е) туз (в картах), шар (в бильярде).

А) верить в жен – взять в жены, демобилизовать солдат – пойти в солдаты, принимать гостей – отправиться в гости;

Б) поймать трех рыбок – съесть три рыбки, добывать устриц – заказать (в ресторане) устрицы;

В) изучать бактерии – изучать бактерий,    рассматривать в микроскоп микробов – использовать микробы;

Г) своего «Москвича» он ставит во дворе – на свалке мы увидели «Москвичи».

5. Распределить слова на группы:

а) одушевленные, б) неодушевленные, в) с колебанием грамматических показателей, г) без грамматических показателей.

Ястреб, ясень, ветер, ведьма, битый, финансы, родня, стая, снеговик, личинка, гений, чурбан, Марс, чурбан, полип, делегация, тип, баранина, маэстро, жюри, чудовище, амеба.

6. Составить письменное лингвистическое высказывание (текст) по плану:

1) характер категории (классификационная – словоизменительная; номинативная – неноминативная);

2) семантика категории (и отдельных гр. значений);

3) средства и способы выражения;

4) особые группы слов по отношению к категории (с несоответствием семантики и грамматических показателей, с колебанием грамматических показателей, без грамматических показателей).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.