Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Клише к сочинению-рассуждению



Клише к сочинению-рассуждению

1) Проблема: ФИО в своём тексте ставит (поднимает) очень важную проблему…

(или Формулируем проблему в виде вопросительного предложения. Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

2) Комментарий: В центре внимания автора… . Далее первый пример-иллюстрация. Поступок (слова, внешний вид…) героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)… 2 пример-иллюстрация. Также автора волнует… Этот пример, думаю, показывает, что… Связь между примерами: Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… (или Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…или Эти примеры свидетельствуют о …)

3) Позиция автора: Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

4) Согласие с позицией автора + обоснование своего отношения к ней (здесь можно пример из литературы привести): Я разделяю точку зрения автора и считаю, что…

5)Вывод: Прочитав этот текст, понимаешь… (или Можно бесконечно размышлять над данной проблемой, но главное - …)

 

Текст 1.

(1)Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом, на котором невидимыми чернилами сделаны особые отметки, да и сама бумага покрыта незаметными для беглого взгляда «водяными знаками». (2)Растут дети, бегают в школу, дерутся и мирятся, ходят в технические кружки и на танцы, влюбляются и строят планы, не подозревая, что Судьба вносит за годом год строчки в их общую биографию. (3)Приходит срок, наступает их час – и внезапно в целом поколении обнаруживаются неведомые силы, способные противостоять любым испытаниям, вынести нечеловеческие нагрузки и победить любого врага.

(4)Жизнь – это путь. (5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом, ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны. (6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом. (7)К общей цели его ведёт сама Россия.

(8)Её живая душа станет верной советчицей в сомнениях, надёжной попутчицей в долгих странствиях, нежной утешительницей в горе, трудолюбивой помощницей в деяниях, мужественной соратницей в борьбе и битве.

(9)Судьба великих сынов России всегда была открыта и ясна, потому что она кровно связана с судьбой народа, и биография каждого героя всегда совпадает с биографией его страны. (10)Самой жизнью уготовано им жить одной судьбой, разделять со страной её радость и скорбь. (11)Вместе победить и, если потребуется, не торгуясь, отдать за её победу свою жизнь.

(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», – повторял Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского Союза, сын «раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в политике партии. (13)Русский герой не припоминал нанесённых обид и не предъявлял счетов. (14)Жизнь свою он положил для служения своей стране, защищая страну от фашистов, и его «Подвиг разведчика» останется с нами навсегда.

(15)Русская земля сама рождает и закаляет своих защитников, наделяя их особой совестливостью и честью, чтобы предстояли они всему народу, пронеся через века образец служения Родине.

(16)Необученные и необстрелянные мальчишки лета 1941 года будут совершать подвиги и являть чудеса героизма не ради карьеры и наград, не ради высокопарных лозунгов и политических доктрин. (17)Они будут стоять насмерть за свои детские дворы, где гоняли в футбол, за чердаки домов, на которых жались друг к другу голубятни, за берег речки и летние каникулы, проведённые в пионерском лагере, за свою школу, в которой день за днём постигали, «что такое хорошо и что такое плохо», за девчонок, с которыми целовались в скверах после выпускного бала… (18)Поэтому они окажутся сильнее любых вражеских «мёртвых голов» и станут непобедимыми. (19)Так дети Гражданской войны станут героями Великой Отечественной…

(20)Война не сломит их, только закалит характер. (21)Много испытавшие в жизни, они как никто будут ценить и понимать чужие чувства, при этом не скрывая своих. (22)Война воспитает в них человечность, научит принимать ответственность на себя, не бояться тяжёлых трудов, не сомневаться в правоте выбранного дела. (23)Сделает из обычных людей Поколение победителей. (По М.С. Строганову*)

* Михаил Сергеевич Строганов – современный писатель, публицист.

 

Текст 2.

(1)Хотя лейтенанта Володина тошнило и голова его была как свинцом налита, хотя он чувствовал страшную слабость, у него подкашивались ноги и руки были словно чужие, он шёл сейчас к своему взводу, к селу, к позициям, где ещё гремел бой. (2)Шёл, чтобы выполнить солдатский долг.

(3)За пылью, поднятой артиллерийскими снарядами, были едва видны крайние соломкинские избы. (4)Разрывы метались по полю, вспыхивали справа и слева вдоль шоссе, и между разрывами, лавируя, пробивались два «виллиса». (5)Наконец «виллисы» вышли из-под обстрела и неожиданно оказались так близко, что он отчётливо увидел даже лица сидевших за ветровым стеклом.

(6)Он сразу узнал генерал-лейтенанта, члена Военного совета Воронежского фронта, который вчера вместе с командующим осматривал оборонительные сооружения в Соломках. (7)Володин спохватился, хотел было отойти на обочину, но было уже поздно, передний «виллис», скрипнув тормозами, остановился прямо напротив него.

– (8)Ранены? – спросил генерал, не дожидаясь, пока Володин, как положено по уставу, отрапортует, кто он, почему стоит на шоссе, что делал и что собирается делать.

– (9)Нет, товарищ генерал, – смущённо ответил Володин, заметив, как генерал пристально разглядывает его лицо и одежду, и подумал: «Сейчас влетит!»

(10)Но член Военного совета фронта неожиданно повернулся к сидевшему позади полковнику и сказал:

– Это же тот самый лейтенант...

– (11)От пулемётных гнёзд?

– (12)Ну...

(13)Генерал и сидевший позади него полковник знали многие подробности соломкинского боя, знали и о Володине, как он был послан к пулемётным гнёздам, как попал под танк и как солдат, рискуя жизнью, спас его, своего командира.

– (14)Туда?

– (15)Да, в роту, товарищ генерал!

– (16)Отпустили? (17)Выписали?

– (18)Сам ушёл, – добавил Володин и подумал, что лежать под бомбами куда легче, чем стоять перед генералом.

(19)Хотя он и волновался, он всё же был доволен, что сказал правду. (20)Лейтенант не чувствовал за собой никакой вины ни в том, что с ним случилось на передовой, ни в том, что решился вернуться из санитарной роты в траншею.

(21)Генерал вовсе не собирался отправлять его назад, в санитарную роту, хотя видел, что тот как раз именно в этом нуждается. (22)Бледное, измождённое лицо, впалые щёки, гимнастёрка, выпачканная в саже и копоти, оторванная портупея, весь вид совсем юного, стоявшего по стойке «смирно» командира взвода – всё это вызывало у генерала иные мысли. (23)Он думал о том, сколько должно быть воли в человеке, если он вот так, испытав страх и ужас, не только не пал духом, но стал ещё крепче и сильнее.

(24)Генерал ещё раз взглянул в упрямое лицо Володина. (25)Он понял: сейчас не нужно ни одобрительных слов, ни похвал. (26)Генерал просто протянул руку и сказал:

– Желаю удачи, лейтенант! (27)Боевой удачи!

(28)«Виллисы» уже скрылись за поворотом, а Володин ещё в раздумье стоял на шоссе. (29)Было в этой случайной минутной встрече что-то очень важное для него, чего он не мог понять сразу.

(30)То важное, чего он не смог понять тогда, стоя на шоссе, неожиданно откроется ему в одной несложной фразе, которую Володин услышит от члена Военного совета фронта, когда встретит его семь дней спустя в освобождённой Рындинке, на ещё дымящейся от боя окраине: «Мы – русские солдаты!» (31)Может быть, потому, что слово «солдат» в таком сочетании поднималось над всеми воинскими званиями, даже над генеральским, даже над маршальским чином, а слово «русский» связывало с историей России, с лучшими её страницами: Бородинским сражением, Севастопольской эпопеей. (32)Но, может быть, потому, что Володин сам ощущал всё это и только не мог выразить свои чувства одной фразой, теперь, услышав эту фразу, он вдруг понял, насколько проста, насколько очевидна истина, и с гордостью мысленно повторил её: «Мы – русские солдаты!»  (По А.А. Ананьеву*)

* Анатолий Андреевич Ананьев (1925–2001) – русский советский прозаик.

 

Текст 3.

(1)Мы всегда умели ненавидеть врага и, ненавидя, умели его бить. (2)Ещё не было в истории случая, когда враг, посягнувший на нашу честь или свободу, остался бы безнаказанным.

(3)Первая половина XIII века. (4)С широких азиатских степей грозой хлынули на русскую землю неисчислимые орды татарского хана Батыя. (5)Раздираемая внутренними усобицами, разъединённая княжескими уделами, тёмная, забитая Русь не могла выдержать этого удара. (6)Но в смертельном бою она проявляла чудеса храбрости: шесть недель стоял грозный завоеватель со своими полчищами у Козельска –одного маленького городка!.. (7)Много раз в жестоких приступах лезли десятки тысяч кочевников на земляные и деревянные стены городка, но каждый раз отважные защитники отбивали врага!..

(8)Не поднялась ещё трава от следов азиатских орд, не отгорели ещё последние огни пожарищ, не зажили ещё раны от татарских стрел и сабель, как на севере Руси появился новый жестокий враг. (9)Это были немецкие «псы-рыцари». (10)Точно вороны на добычу, устремились они на нашу землю. (11)Но жива ещё была русская земля, на призыв юного князя Александра собралась могучая сила, и на льду Чудского озера князь показал непрошеным гостям, чем крепка и на чём стоит русская земля…

(12)1812 год. (13)Грозной силой движутся к Москве овеянные славой побед полки армии Наполеона. (14)Хмуро, с болью в сердце шаг за шагом отступают под их напором наши армии. (15)В городах и сёлах звучит набат – в едином национальном порыве встаёт на защиту Родины весь русский народ. (16)Грозный и неумолимый в своей ненависти к завоевателю, он уйдёт из Москвы, чтобы потом возвратиться и поразить врага в самое сердце…

(17)Больше двадцати лет русская земля, превращённая волею революции в великий Советский Союз, строила новую жизнь. (18)Но 22 июня 1941 года злобный враг прервал нашу мирную работу. (19)И наш мирный человек взял оружие и превратился во льва.

(20)Старший лейтенант Михаил Пятикоп во главе группы танков ворвался в расположение противника. (21)Его машина раздавила два противотанковых орудия, пятнадцать пулемётных гнёзд, уничтожила до тридцати солдат. (22)Фашисты подбили и подожгли танк отважного воина. (23)Ему предложили сдаться. (24)В ответ танкист выскочил из горевшей машины и ринулся в рукопашный бой. (25)Танкист Пятикоп погиб в этой схватке смертью храбрых.

(26)Тысячи подвигов, многообразных, как жизнь, каждодневно заносит на страницы истории боевая летопись. (27)И каждый этот подвиг, каждый эпизод дышит ненавистью к тем, кто пришёл покорить и разорить нашу Родину. (28)Полное уничтожение несёт им наш народ! (29)В священной ненависти он истребит их, как истреблял всех, кто приходил на нашу землю с огнём и мечом, с цепями и смертью. (30)Враг, посягнувший на нашу свободу, никогда не уходил от нас безнаказанным!.. (По А.С. Новикову-Прибою*)

* Алексей Силыч (Силатьевич) Новиков-Прибой (1877–1944 гг.) –русский советский писатель.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.