|
|||
История глаголаИстория глагола
№ 1. Ознакомьтесь с материалом учебника (с. 313-362) и письменно ответьте на вопросы. 1. От каких двух основ образовывались все глагольные формы в древнерусском языке? 2. В чем отличие тематических глаголов от нетематических? Назовите нетематические глаголы и их систему форм в настоящем времени. 3. Что такое инфинитив и супин, какова их история в русском языке? 4. Какой системой форм прошедшего времени обладал древнерусский глагол? 5. Как образовывался и спрягался аорист? Каково значение этой формы? Какова ее история в русском языке? 6. Как образовывался и спрягался имперфект? Каково значение этой формы? Какова ее история в русском языке? 7. Как образовывался и спрягался перфект? Каково значение этой формы? Какую дополнительную систему форм имел перфект из-за наличия в нем причастия на -л-? 8. Каково значение, как образовывался и спрягался плюсквамперфект? 9. Какова история префекта и плюсквамперфекта в русском языке? Как образовалась современная форма прошедшего времени? 10. Какой системой форм будущего времени обладал древнерусский глагол? 11. В чем различия в значении и употреблении форм будущего времени в древнерусском языке? 12. Какие исторические изменения произошли в системе будущего времени глагола? 13. От какой основы глагола образовывалось повелительное наклонение? Формы каких лиц и чисел имело повелительное наклонение в древнерусском языке? 14. Какие исторические изменения произошли в формах повелительного наклонения в русском языке? 15. Как образовывалось сослагательное наклонение в древнерусском языке? Какие исторические изменения произошли в образовании форм сослагательного наклонения? 16. На какие типы делились древнерусские причастия? 17. Как образовывались краткая и полная формы действительных причастий настоящего и прошедшего времени? 18. Как образовывались краткая и полная формы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени? 19. Как изменялись причастия в древнерусском языке? 20. К каким формам восходят современные деепричастия? Как они образовались?
№ 2. Образуйте от приведенных глаголов древнерусские причастия с суффиксом –л-: везти, вести, пити, бити, писати.
№ 3. Образуйте формы перфекта и плюсквамперфекта от глаголов: велhти, соудити, коупити, нести, плести.
№ 4. Определите, какие формы глаголов приведены ниже. Еси, идеть, поможеть, даси, прощу, hмь, береть, вhмь, можеть, станеши.
№ 5. Прочитайте отрывок из «Повести о битве на реке Калке». Укажите форму подчеркнутых глаголов. Придоша тотари на землю Половечькую и на вежи (= постройки) ихъ. Котянъ князь половецкии бh тесть Мьстиславу, князю Черниковьскому, и посла Котянъ к зятю своему дары многы глаголющее тако: шли дары по русскимъ княземъ; днесь насъ не будеть, а васъ заутра. И съвокупиша ся князи рустии съ силою многою. И тотаря прислаша 10 мужь; мы васъ не заимаемъ но идемъ на свои конюси на половци. И не послуша ихъ рустии князи а тую 10 мужь побиша, а идоша Русь противу 17 днии. И тотари прислаша княземъ рускимъ мы на васъ не посягли ничhмъ, а вы насъ идете, то судить богъ межь нами и вами.
|
|||
|